Задание 1. Обоснование, конспект и анализ проведенного воспитательного дела, мероприятия и т.п.
Воспитательное мероприятие, дело и т.п. может быть проведено студентом или двумя студентами (но не более!) в любом классе общеобразовательной школы. Оно может иметь любую воспитательную направленность (нравственную, гражданскую, экологическую, трудовую, валеологическую и пр.) и проводиться в любой форме (беседа, игра, конкурсная программа, коллективное творческое дело и т.п.). Сопровождение детей на экскурсию, в театр, музей и пр. в качестве воспитательного мероприятия зачтено не будет.
Примерный план обоснования воспитательного мероприятия
1. Название мероприятия.
2. Форма организации мероприятия (беседа, конкурсно-игровая программа, викторина, экскурсия, музыкально-литературная композиция, выставка и т.п.).
3. Автор сценария – фамилия, имя, отчество; место работы (учебы); год создания дела.
4. Педагогические цели (воспитательная, образовательная, развивающая).
5. Характеристика участников – количество, возраст. Соотношение мальчиков и девочек (при необходимости).
6. Время и место проведения – какова продолжительность дела, требуется ли дополнительное время на подготовку участников; где проводилось мероприятие (в актовом или концертном зале, в классном помещении и т.п.)
7. Оформление – художественное (рекомендации по оформлению сцены, помещения, афиши, пригласительных билетов, внешнего вида ведущих и участников); музыкальное; световое.
8.Реквизит – количество, особенности.
9.Использованная литература для написания сценария и подготовки мероприятия.
Если выбрана конкурсно-игровая форма организации:
10. Жюри – как формируется (при необходимости); форма и правила подведения итогов; награждение.
11. Идея конкурсно-игровой программы – воображаемая ситуация, сюжет, (например, морское путешествие).
12. Игровая задача – то, что должны сделать участники в ходе игры для победы.
13. Игровые роли, команды - каким образом распределяются, формируются.
14. Правила игры, домашнее задание.
15. Работа по рекламе (приглашение гостей и зрителей; рекламные акции).
16. Используемые источники (литература).
План конспекта воспитательного мероприятия
Дословный текст ведущих и участников (реплики, рассказы, стихи, загадки и т.п.).
Подробное описание конкурсных заданий, критериев их оценки, игр, действий ведущих и участников.
Примерный план самоанализа проведенного воспитательного мероприятия
1.Целенаправленность
– соответствие цели мероприятия общей цели воспитания,
– целям данного образовательного учреждения;
– уровню воспитанности (нравственные отношения, широта кругозора, общественная активность, самостоятельность), возрастным и индивидуальным особенностям и потребностям детей;
– место мероприятия в системе воспитательной работы с данным коллективом детей;
– четкость целевых установок и способ их предъявления.
2.Содержание
– актуальность темы для развития детской личности;
– доступность содержания детям;
– новизна и увлекательность информации;
– воспитывающий потенциал содержания (его соответствие общим и конкретным целям воспитания, например, наладить дружеские отношения, изменить отношение к учению, вызвать интерес к искусству, научить уважать труд и т.д.);
– связь с жизненным опытом детей.
3.Методика проведения
– обоснование выбора форм и методов работы (их соответствия целям, содержанию мероприятия, возрастным и индивидуальным особенностям детей и т.п.);
– стимулирование активности и самостоятельности участников в процессе подготовки и проведения мероприятия;
– функции педагога в процессе подготовки и проведения мероприятия (выполнение конкретных действий; помощь детям, контроль за выполнением поручений детьми)
– применение индивидуальной, групповой и коллективной работы;
– использование наглядности и специальных приемов создания необходимой эмоциональной атмосферы, роль обстановки, интерьера, музыкального сопровождения
– наличие и целесообразность педагогической импровизации (корректировки, внесенные в подготовку и проведение мероприятия по сравнению с задуманным планом).
4.Результативность
– определение уровня достижения целей, реализации поставленных задач (высокий, средний, ниже среднего) согласно конкретным показателям (влияние на отдельных детей, на коллектив в целом, изменения в поведении, дисциплине, отношении к учебе, во взаимоотношениях);
- отношение детей к мероприятию, проявившееся в ходе его подготовки, проведения и последующей оценки (дисциплинированность, организованность, интерес, интеллектуальная и эмоциональная увлеченность, инициативность, креативность и т.п.);
- результаты коллективного обсуждения и оценки детьми проведенного мероприятия;
- достоинства и недостатки, обнаруженные в результате проведения, их причины и возможные пути устранения;
- рекомендации по совершенствованию методики проведения подобных мероприятий;
- перспектива воспитательной работы с классом по выбранному направлению.