Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность, необходимость и технологии социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации



Вместе с формированием гуманистической направленности воспитания и образования стала развиваться идея социально-педагогического сопровождения детей. Она появилась в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи детям и подросткам. Проведем анализ содержания понятия «сопровождение». Согласно толковому словарю русского языка, данный термин обозначает действие, сопутствующее какому-либо явлению.[Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2010 г.]

Л. В. Мардахаев, считает, что сопровождение должно рассматриваться в широком и узком смысле слова: «В широком – обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. Вузком смысле – это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации» [, с. ].[Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.]

Исследователь Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял, как направленную психологическую помощь «на развитие и саморазвитие самосознание личности», запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека.[Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 1992.]

М.Р. Битянова определяет сопровождение как «систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения».[Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с.]

Прежде чем преступить к анализу термина «социально-педагогическое сопровождение», мы считаем целесообразным дать определение понятиям «социальное» и «педагогическое» сопровождение.

И. А. Липский предполагает, что «педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный характер, а именно: отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражено посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик» [Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сб. науч. тр. – Волгоград : Перемена, 2004. – С. 280–287.]. Целью педагогического сопровождения является целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем в их институциональном оформлении. Концепция педагогического сопровождения рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности.

Н.Б. Крылова под педагогическим сопровождением понимает умение быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении. [Крылова Н.Б. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2003. 441 с.]

Изучив основные определения терминов «сопровождение», «социальное сопровождение» и «педагогическое сопровождение», мы можем провести анализ содержания понятия «социально-педагогическое сопровождение».

Е. И. Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает «оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мульти-дисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития» [Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. — СПб., 1998].

Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение - это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса [Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002. - 208 c.].

Проанализировав данные подходы к определению социально-педагогического сопровождения, и выделив их общие черты, можно сформулировать следующее определение: социально-педагогическое сопровождение - это определённая система профессиональной деятельности специалиста, направленная на создание социально-педагогических условий для эффективного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия его с социумом.

В современной системе образования России в последнее десятилетие складывается особая культура поддержки и помощи ребенку – социально-педагогическое сопровождение. Разрабатываются различные модели сопровождения, формируется его инфраструктура, включающая в себя: психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и т. п. Социально-педагогическое сопровождение развития ребенка в трудной ситуации может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. В настоящее время понятие «социально-педагогического сопровождения» используется достаточно широко. Все большее значение приобретают представления о социально-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности социального педагога, направленной на создание социально-педагогических условий для эффективного обучения и психологического развития ребенка. [Битянова М. Р. Психология в школе: содержание и организация работы. М., 2000]. Целью такого социально-педагогического сопровождения является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте, это предполагает, что специалист по социально-педагогическому сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение. [«Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» - приложение к Письму Минобразования и науки РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513/6]

Введение термина сопровождение это не просто результат научно-лингвистического эксперимента, замена этого определения классическими - помощь, поддержка или обеспечение - не в полной мере отражает суть этого явления. Здесь имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающегося и сопровождаемого, результатом которого является действие, ведущее к повышению эффективности развития сопровождаемого.

Подвергнув анализу научную литературу по проблеме исследования, можно сделать вывод о том, что в социально-педагогическом сопровождении нуждаются, прежде всего, те дети, которые испытывают потребность в психолого-педагогической помощи и поддержки. К ним относятся дети с высоким или низким уровнем познавательной активности; дети с ограниченными возможностями; а также дети, проходящие курсы реабилитации, из неблагополучных семей, дети группы риска, то есть все дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.