Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства. Остановимся на основных принципах правового государства:
Верховенство закона, его господство над всеми сферами жизни.
Правовой характер самих законов, т.е. их соответствие международным правовым стандартам.
Приоритет прав и свобод личности и ее свободное развитие. Государство признает за личностью определенную сферу свободы, куда вмешательство государства недопустимо. Общеизвестна формула: «все, что не запрещено индивиду, ему дозволено», а для власти: «все, что не разрешено власти, ей запрещено».
Взаимоответственность государства и личности. В правовом государстве отношения между ними строятся не только на правовой основе, но также пронизаны морально-этическими обязательствами.
Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, что исключает монополию какого-либо органа на власть.
Сущности современного демократического государства соответствует не только его правовая, но и социальная форма. Если сущностным содержанием правового государства является защита свобод человека от ограничений со стороны государства, то социальное государство, напротив, предполагает активную политику с целью обеспечения права, которое, вслед за русским философом В. С. Соловьевым, можно определить как право на достойное существование.
Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, прав на социальную защиту, на участие в управлении производством. Считается, что такой тип государства складывается во второй половине ХХ в. в странах Запада во многом благодаря влиянию социальных экспериментов социалистических стран. Но первые признаки социального государства стали появляться с конца XIX в. в форме деятельности правительств по борьбе с бедностью и по улучшению положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование по старости, болезни, а также устанавливающие пенсии по старости. В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В. Вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как «ночному сторожу», задача которого – охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благоденствия. Основные направления социальной политики американского государства были предопределены «Новым курсом» президента Ф. Рузвельта – программой выхода страны из глубочайшего экономического кризиса 1929–1933 гг., названного «великой депрессией».
Компетенция современного социального государства гораздо шире и распространяется на такие сферы, как образование, здравоохранение, рынок труда, система социального страхования от таких классических рисков, как болезнь, безработица, возраст и др. В разных странах приняты программы, призванные гарантировать общедоступность и бесплатность здравоохранения, основного общего и среднего профессионального образования, помощь инвалидам, пенсионерам и другим социально уязвимым группам; программы по созданию новых рабочих мест и развитию системы переобучения безработных и по трудоустройству молодежи. Подобным образом государство гарантирует право своих граждан на «достойную жизнь», право на минимальный стандарт благополучия, а в идеале – примерно одинаковые для всех социальных групп стартовые возможности для реализации жизненных целей.
Внутреннюю политику социального государства можно охарактеризовать как средство утверждения социального компромисса в обществе. В перераспределении помощи от одних групп к другим (от работающих к пенсионерам и инвалидам, от высокодоходных граждан к малообеспеченным и т.д.) реализуются отношения солидарности. Другой целью социального государства является смягчение социального неравенства и поддержание стабильного социально-экономического положения граждан.
Эффективность социального государства находится в зависимости от ряда факторов. Среди них обычно выделяют:
· высокий уровень экономического развития страны, экономический рост, что позволяет обеспечить перераспределение средств на социальные программы;
· согласие основных политических сил о необходимом наборе социальных программ, реализуемых государством. Достижение подобного консенсуса позволяет сохранить преемственность социальной политики в случае прихода к власти других политических партий;
· развитое чувство ответственности, законопослушности, общественной солидарности.
Реализация социальных прав человека позволяет характеризовать политику государства в терминах социальной справедливости. Эти аспекты всегда находятся в центре внимания политических партий и движений, являются важнейшей составной частью их программ. Социал-демократические и коммунистические партии настаивают на расширении социальных программ, в то время как правые партии критикуют социальное государство, связывая с ним такие явления, как разрастание бюрократического аппарата, рост массового иждивенчества, повышение налогов, что в итоге негативно сказывается на частной инициативе и может стать тормозом экономического развития. Например, неоконсерваторы отстаивают тезис об адресной социальной поддержке, что должно сократить количество получателей социальной помощи.
Действительно, в последние годы не только Россия, но и страны Запада столкнулись с рядом проблем в реализации государством своих социальных функций. Среди причин можно выделить и спад экономики ряда стран, и необходимость увеличения инвестиций в производство для его технического перевооружения, и тенденции к дебюрократизации управления. К этому следует добавить изменившуюся демографическую ситуацию в большинстве стран: увеличение доли пожилых людей по отношению к остальному населению. Обеспечение их права на достойное существование требует увеличения социальных расходов. Во многих странах эта проблема получает новое разрешение: не только государство, но и структуры гражданского общества берут на себя ответственность за распределение социальной помощи, создавая негосударственные формы социального страхования и социальной поддержки.