Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы бюджетного федерализма.



Под принципами бюджетного федерализма понимается такое устройство бюджетной системы, при котором обеспечивается:

· самостоятельность бюджетов разных уровней);

· разграничение расходных обязательств между органами государственной власти и управления различных уровней;

· соответствие объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям;

· наличие формализованного механизма корректировки дисбаланса между расходными обязательствами и доходными полномочиями каждого уровня власти;

· наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями органов государственной власти и управления.

Самостоятельность бюджетов построена на следующих принципах:

· закрепление за каждым уровнем власти собственных доходных источников и права самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств в рамках действующего законодательства;

· недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов в вышестоящие бюджеты;

· компенсация расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и управления, бюджетам

Разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы должно базироваться на следующих принципах:

· макроэкономическая эффективность - распределение расходных обязательств с учетом эффектов масштаба, локализации и размывания. Все расходы, носящие перераспределительный характер, в рамках данного критерия должны передаваться на максимально высокий уровень государственного управления с целью недопущения социальных конфликтов.

· критерий зоноиспользования - максимальное приближение расходов к потребителям соответствующих благ.

· принцип равномерности осуществления расходов по территории - необходимость расходование средств из бюджетов более высоких уровней в случае их равномерного распределения по территории страны.

Правовой базой разграничения полномочий, в том числе расходных, в России является Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Нефинансируемые федеральные мандаты - возлагаемые вышестоящими уровнями власти на субфедеральные бюджеты обязательства, необеспеченные источниками финансирования.

Существование нефинансируемых федеральных мандатов является прямым нарушением принципа соответствия объема расходных обязательств, возложенных на каждый уровень государственной власти и управления, доходным полномочиям.

Проблема разграничения доходных полномочий между уровнями бюджетной системы рассматривается в контексте следующих аспектов:

· уровень государственной власти, на котором принимается решение о введении налога

· уровень бюджетной системы, в которой поступают средства, собранные, в результате введения налога;

· уровень бюджетной системы, осуществляющий администрирование.

Решения о введении или ликвидации того или иного налога принимаются на федеральном уровне, так как последствия от таких решений могут иметь глобальный, макроэкономический характер.

Доходы от налогообложения должны распределяться между бюджетами различных уровней согласно возложенным на них расходным обязательствам и ответственности субфедеральных властей за их реализацию.

Налоговые полномочия должны распределяться между уровнями бюджетной системы согласно принципам:

· мобильность налоговой база – чем более мобильна налоговая база, тем на более высоком уровне должен администрироваться налог. Децентрализованное управление налогами с мобильной базой может приводить к перемещениям налоговой базы и искажениям в рыночном поведении производителей и потребителей. Налоги с наименее мобильной базой – налоги на имущество, с наиболее мобильной – налоги на доходы, прибыль;

· равномерность распределения налоговой базы – чем более равномерно распределена налоговая база по территории страны, тем на более низком уровне может вводиться и администрироваться налог. Налог с неравномерно распределенной налоговой базой – налоги на полезные ископаемые;

· возможность макроэкономического регулирования – чем большим стабилизационным потенциалом обладает налог, тем на более высоком уровне он должен вводиться и управляться;

· границы юрисдикции - децентрализованные бюджеты не должны наполняться за счет налогов, которые «экспортируются» в другие регионы, т.е. оплачиваются их жителями. «Экспортируемый» налог – налог с продаж в субъекте федерации или муниципальном образовании, который в значительной степени может оплачиваться жителями других регионов, которые в основном, не потребляя локальных общественных благ, субсидируют бюджет соответствующего региона;

· поддержание единого экономического пространства – субфедеральные уровни власти не должны иметь права вводить налог, аналогичные таможенным пошлинам.

Модель, основанная на разделении налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы, практикуется не только в России, но и в ряде развитых стран (Германия). Основное достоинство такой системы взаимоотношений между уровнями бюджетной системы – простота в регулировании пропорций между доходами федерального и субфедеральных бюджетов в тех случаях, когда меняется соотношение между доходными полномочиями и расходными обязательствами.

В РФ такая модель привела к ряду негативных последствий:

· региональные власти относятся к своей доле в федеральных налогах как к «чужим» деньгам и распоряжаются ими недостаточно ответственно;

· частые изменения пропорций разделения налогов между уровнями бюджетной системы приводят к незаинтересованности региональных властей в наращивании собственной налоговой базы и к неэффективности разработки долгосрочных программ развития.

Принципы федерализма:

· политический принцип – конституционное распределение между сторонами федеративного образования принадлежащих им по праву властных полномочий в реализации единой политики при обеспечении целостности составных единиц Федерации.

· экономический принцип - разделение полномочий в отношениях собственности, в разработке и реализации денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, структурной, инвестиционной политики между Федерацией и ее субъектами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.