Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 7. Правое регулирование валютных отношений в Российской Федерации



 

1. Основы правового регулирования валютных операций и валютного

контроля

2. Понятие валютных операций и валютных ограничений

3. Виды валютных операций

4. Валютный контроль

 

1. Основы правового регулирования валютных операций и валютного контроля

 

Валютное законодательство в современной правовой системе России является одной из самых динамично развивающихся отраслей законодательства. Государственную валютную монополию, существовавшую в советский период, заменило более либеральное законодательство, признающее и гарантирующее право собственности на иностранную валюту и иные валютные ценности за гражданами и юридическими лицами, но устанавливающее открытый перечень валютных операций, связанных с движением капитала, которые могли осуществляться исключительно в разрешительном порядке. После вступления в силу 17 июня 2004 г. большинства статей Закона о валютном регулировании резиденты и нерезиденты получили право совершать между собой без ограничений любую валютную операцию, если только такая операция Законом о валютном регулировании прямо не отнесена к категории валютных операций движения капитала или не связана с куплей-продажей иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Кредитные организации, имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, в силу своего особого статуса в валютных правоотношениях, который также будет рассмотрен в настоящей главе, участвуют в значительном количестве осуществляемых в Российской Федерации валютных операций, выступая при осуществлении валютных операций со своими клиентами не только как частноправовые, но и как публично-правовые субъекты, наделенные властными полномочиями. В связи этим подавляющее большинство норм валютного законодательства имеют непосредственное отношение к правовому регулированию деятельности кредитных организаций.

Правовые источники регулирования валютных операций и валютного контроля. Действующий Закон о валютном регулировании подразделяет все акты в сфере валютного регулирования и валютного контроля на три группы: собственно акты валютного законодательства, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля.

Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о валютном регулировании валютное законодательство Российской Федерации состоит из указанного закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (далее - акты валютного законодательства). Из диспозиции указанной нормы следует, что, во-первых, вопросы валютного регулирования относятся к исключительной прерогативе Российской Федерации, что соответствует п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, а во-вторых, иные федеральные законы, затрагивающие вопросы валютного регулирования и валютного контроля, могут приниматься исключительно по вопросам, прямо установленным Законом о валютном регулировании. Принятые в соответствии с Законом о валютном регулировании федеральные законы могут регулировать следующие вопросы:

- действие актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования во времени (ч. 3 ст. 4 Закона о валютном регулировании);

- осуществление валютного контроля и компетенции органов валютного контроля при издании актов валютного контроля (ч. 1 ст. 22 и ч. 5 ст. 4 вышеназванного закона);

- порядок идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (абз. 2 ч. 2 ст. 11 того же закона);

- открытие счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации на осуществление операций, предусматривающих перевод средств на указанный счет (вклад), вывоза из Российской Федерации валюты Российской Федерации, внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также ввоза в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме (п. 7 ч. 7 ст. 18 Закона).

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что те или иные нормы валютного законодательства могут содержаться в федеральных законах, регулирующих банковские, налоговые, таможенные правоотношения, в федеральных законах, регулирующих вопросы инвестиционной деятельности, оборота ценных бумаг, борьбы с отмыванием доходов, добытых преступным путем и финансированием терроризма, и т.д.

При этом такие нормы, содержащиеся в иных федеральных законах, не могут противоречить Закону о валютном регулировании.

Рассмотрим, как это происходит, на примере ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 140 ГК РФ "случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке". В соответствии со ст. 141 ГК РФ "виды имущества, признаваемые валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле". Эта же статья устанавливает, что право собственности на валютные ценности защищается на общих основаниях. Другая норма ГК РФ (п. 3 ст. 317) устанавливает, что "использование иностранной валюты, а также документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке".

Как видим, ГК РФ устанавливает три важные общие нормы:

- все правоотношения, связанные с валютными ценностями, регулируются в первую очередь Законом о валютном регулировании;

- право собственности на валютные ценности защищается на общих основаниях;

- ГК РФ устанавливает приоритет (верховенство) норм Закона о валютном регулировании над общими нормами ГК РФ, т.е. к гражданско-правовым отношениям, усложненным присутствием валютных ценностей, нормы ГК РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат нормам специального (валютного) законодательства

К числу органов валютного регулирования, которые имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования, Закон о валютном регулировании относит Банк России и Правительство РФ. Часть 2 ст. 5 Закона о валютном регулировании устанавливает, что акты органов валютного регулирования обязательны для всех участников валютных операций. В то же время указанный Закон жестко регламентирует круг вопросов, по которым органы валютного регулирования могут издавать нормативные правовые акты.

Правительство как орган валютного регулирования вправе в пределах, установленных Законом о валютном регулировании, издавать акты валютного регулирования по вопросам валютных операций движения капитала (ст. 7 Закона о валютном регулировании), представления физическими лицами по месту своего налогового учета отчета о движении денежных средств по банковским счетам (вкладам), открытым в иностранных государствах, и предварительной регистрации таких счетов (вкладов) (ч. 7 ст. 12 и ч. 1 ст. 18 того же Закона соответственно).

Компетенция Банка России как органа валютного регулирования более широкая и предполагает право регулирования порядка проведения биржевых торгов иностранной валютой (п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании); валютных операций движения капитала (ст. 8 данного Закона); сделок с валютными ценностями, включая сделки, в которых валютные ценности используются в качестве средства расчетов между уполномоченными банками, совершаемых ими от своего имени и за свой счет (ч. 2 ст. 9 того же Закона); валютных операций нерезидентов между собой с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации, порядка открытия и ведения банковских счетов нерезидентов в уполномоченных банках и режима указанных счетов, а также порядка открытия и ведения специальных брокерских счетов нерезидентов (ч. 2 ст. 10, ч. 2 ст. 13 и ч. 8 ст. 14 Закона о валютном регулировании соответственно); купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами (ч. 3 ст. 11 того же Закона); открытия резидентами счетов в банках за пределами Российской Федерации и перевода ими на такие счета средств со своих счетов в уполномоченных банках (п. 3 ст. 12 и п. 4 ст. 12 данного Закона); открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также перевода физическими лицами - резидентами валютных средств из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковского счета (ч. 2, 3, 5 ст. 14 Закона о валютном регулировании) и т.д.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России и федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ч. 2 ст. 22 Закона о валютном регулировании). Таким органом в настоящее время является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора*(370). Следует обратить внимание, что Закон о валютном регулировании в отличие от актов органов валютного регулирования прямо не именует акты органов валютного контроля нормативными, в связи с чем, вероятно, законодатель имел в виду индивидуальные акты. В любом случае данный вопрос, скорее всего, станет предметов судебных толкований и разъяснений.

Исследование правовых источников валютного регулирования и валютного контроля не может обойтись без упоминания о международных договорах. Этому вопросу посвящена ч. 2 ст. 4 Закона о валютном регулировании, нормы которой полностью соответствуют ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что нормы международных договоров Российской Федерации являются составной частью правовой системы России, а в случае коллизии между ними применяются нормы международного права. Следует иметь в виду, что рассматриваемая норма Закона о валютном регулировании имеет не только декларативный характер, но и может подлежать частому применению, так как Российская Федерация является участницей многих международных договоров, нормы которых регулируют валютные операции. При этом в специальной литературе, посвященной валютному законодательству, такие договоры упоминаются крайне редко. В связи с этим следует подробно остановиться на некоторых из них.

Международно-правовые источники, в которых затрагиваются те или иные аспекты валютных операций, можно разделить на три группы.

К числу многосторонних международных соглашений следует отнести "Соглашение о создании Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств", подписанное в г. Москве 21 октября 1994 г. (ратифицировано Российской Федерации 8 января 1997 г.)*(371), Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, подписанное на о. Корфу 24 июня 1994 г. (ратифицировано Российской Федерации 25 ноября 1996 г.) (далее - Соглашение между Российской Федерации и ЕС)*(372), статьи Соглашения Международного валютного фонда, принятые 22 июля 1944 г. участниками международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей в г. Бреттон-Вудс (США) (далее - Устав МВФ)*(373).

Соглашением государств - участников СНГ предусмотрено создание Платежного союза "с целью обеспечения бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют". Платежный союз был создан на основании таких принципов, как недопущение на территории каждой из Сторон каких-либо ограничений по приему и использованию национальных валют в качестве платежных средств по торговым и неторговым операциям, обеспечение гарантированной конвертации национальной валюты в валюты других Сторон по социально значимым платежам, недопущение административных ограничений в части определения валюты платежей при заключении контрактов между хозяйствующими субъектами Сторон, предоставление нерезидентам возможности владения национальной валютой и ее использования для оплаты товаров и услуг, платежей неторгового характера и т.д.

Согласно п. 1 ст. 52 Соглашения между Российской Федерации и ЕС "стороны обязуются разрешить проведение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между резидентами России и Сообщества, связанных с движением товаров, услуг или физических лиц".

Согласно Указу Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 721 "О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля"*(374) Россия приняла на себя обязательства, налагаемые на страны - члены МВФ ст. VIII Устава МВФ, устанавливающего режим конвертируемости национальной валюты по всем видам текущих валютных операций.

Среди другой группы международных договоров, в которых содержатся нормы валютного законодательства, следует отметить группу двусторонних соглашений по вопросам взаимной защиты инвестиций и капиталовложений, в которых договаривающиеся стороны гарантируют беспрепятственную репатриацию иностранными инвесторами сумм, полученных от инвестиций, в свободно конвертируемых валютах.

Так, согласно ст. 6 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Королевства Норвегия "О поощрении и взаимной защите капиталовложений", подписанного в г. Осло 4 октября 1995 г.*(375) (Федеральный закон о ратификации от 23 марта 1998 г.), "каждая из Договаривающихся Сторон гарантирует инвесторам другой Договаривающейся Стороны после выполнения ими всех налоговых обязательств беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с их капиталовложениями, и в частности:

а) доходов;

б) сумм, причитающихся инвестору в связи с полной или частичной ликвидацией либо продажей капиталовложения;

в) сумм, выплачиваемых в погашение займов, связанных с капиталовложением;

г) компенсации, предусмотренной в статье 5 настоящего Соглашения;

д) неизрасходованной заработной платы персонала, нанятого за границей в связи с капиталовложением".

При этом перевод вышеназванных платежей "осуществляется без задержки в свободно конвертируемой валюте, в которой капиталовложение осуществлено, или в любой другой свободно конвертируемой валюте по выбору инвестора. Перевод платежей производится по обменному курсу, применяемому на дату перевода в соответствии с действующим валютным регулированием той Договаривающейся Стороны, на территории которой капиталовложение осуществлено".

Еще одной группой межправительственных соглашений, представляющих интерес в рассматриваемой области, являются соглашения о неторговых платежах, в которых устанавливается перечень неторговых платежей (операций) и гарантируется свободный перевод денежных средств по ним. При этом в одних соглашениях устанавливается, что платежи по неторговым операциям между юридическими и физическими лицами сторон могут осуществляться только в национальных валютах договаривающихся сторон (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о неторговых платежах от 6 января 1995 г.*(376)), в других соглашениях устанавливается, что в качестве валюты платежа по неторговым операциям используются свободно конвертируемые валюты (например, Соглашение между Министерством финансов РФ и Министерством финансов Эстонской Республики о неторговых платежах от 13 мая 1993 г.*(377)), наконец, в третьей группе соглашений вопрос о валюте платежа по неторговым операциям не уточняется вовсе (например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о неторговых платежах от 6 сентября 1993 г.), что, скорее всего, следует расценивать как допущение использования в неторговых операциях как национальных валют сторон (например, российских рублей и армянских драмов), так и свободно конвертируемых валют.

Завершая рассмотрение международно-правовых источников, следует также обратить внимание на соглашения между Банком России и национальными (государственными) банками иностранных государств о двусторонних расчетах, заключенные на основании соответствующих межправительственных соглашений.

Так, согласно ст. 1 Соглашения между Банком России и Государственным банком Вьетнама "Об организации расчетов по внешнеэкономическим связям"*(378) от 26 августа 1998 г. "все расчеты и платежи за товары и услуги между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам по контрактам, заключенным между физическими и юридическими лицами двух стран, осуществляются в свободно конвертируемых валютах:".

Понятие валютного регулирования и валютного контроля. Валютное законодательство традиционно подразделяется на две части: законодательство о валютном регулировании и законодательство о валютном контроле. В действующем законодательстве России отсутствуют дефиниции как понятия "валютное регулирование", так и понятия "валютный контроль".

Исходя из общеправовой теории и Закона о валютном регулировании валютное регулирование можно определить как регулирующую деятельность государства и государственных органов, направленную на регламентирование порядка совершения валютных операций и наделяющую участников валютных операций определенным объемом прав и обязанностей. Наделение участников валютных операций правами и обязанностями происходит путем установления государством различного рода дозволений, дозволений с прямыми или косвенными ограничениями, запретов и обязываний на совершение действий (бездействия) с валютными ценностями и в некоторых случаях с валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами. Указанные запреты, ограничения и обязывания устанавливаются для предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации (ст. 6 Закона о валютном регулировании).

Перейдем к рассмотрению понятия "валютный контроль". В отечественной литературе уже давалось определение валютного контроля как, например, деятельности государства, направленной на обеспечение валютного законодательства при совершении валютных операций*(379).

Согласно другому определению, данному Е.А. Васильевым, под валютным контролем следует понимать "установленную государством в целях сбора статистических данных или предотвращения незаконного перемещения капиталов процедуру, через которую должны пройти плательщики до совершения платежа"*(380).

Думается, что эти определения дополняют друг друга, так как валютный контроль - это и контроль за порядком совершения валютных операций вообще, а не только за незаконным перемещением капиталов, и сбор статистических данных. Важно также отметить, что контроль за некоторыми видами операций осуществляется не только до, но и после их совершения, а в некоторых случаях предусмотрен комплекс мер, который включает как предварительный, так и последующий контроль. Кроме того, валютный контроль является не только инструментом для сбора статистических данных, но и предназначен для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям. С учетом изложенного под валютным контролем следует понимать установленную государством в целях обеспечения учета, отчетности, сбора статистических данных и предотвращения незаконных валютных операций процедуру, через которую обязаны пройти участники валютных операций.

Цель и принципы валютного регулирования и валютного контроля. Целью валютного регулирования и валютного контроля является "обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества" (преамбула Закона о валютном регулировании).

Статья 3 Закона о валютном регулировании устанавливает основные принципы валютного регулирования и валютного контроля, которые должны учитываться также органами и агентами валютного контроля:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Первые два принципа, закрепленные в ст. 3 Закона о валютном регулировании, фактически устанавливают презумпцию нецелесообразности государственного (административного) регулирования валютных операций. Это означает, что любое административное вмешательство государства (установление ограничений) в отношении граждан и юридических лиц при владении, пользовании и распоряжении последними валютными ценностями должно быть оправданным, обоснованным и на момент вмешательства уже использованы все имеющиеся экономические меры для регулирования тех или иных общественных отношений в данной области. Более того, как только будут устранены обстоятельства, послужившие причиной введения валютных ограничений, они должны быть незамедлительно устранены (ст. 6 Закона о валютном регулировании). Следует обратить внимание, что данная норма корреспондируется с разделом 3 (b) ст. VII Устава МВФ, который устанавливает, что каждое государство - член Фонда имеет "полномочие... после консультаций с МВФ временно вводить ограничения свободы обменных операций в дефицитных валютах... Государство будет обладать полной юрисдикцией в определении характера таких ограничений, но они не должны быть более ограниченными, чем это необходимо: и будут ослаблены или отменены, как только станет возможно".

Некоторые иные общие основополагающие принципы валютного регулирования и валютного контроля установлены в других статьях Закона о валютном регулировании:

- запрет на издание органами валютного регулирования нормативных актов в случаях, прямо не предусмотренных Законом о валютном регулировании (абз. 2 ч. 1 ст. 4 Закона);

- запрет на издание органами валютного контроля актов валютного контроля, затрагивающих валютное регулирование или прямо не отнесенных валютным законодательством или актами органов валютного регулирования к их компетенции (ч. 5 ст. 4 Закона о валютном регулировании);

- запрет на придание обратной силы актам валютного законодательства РФ и актам органов валютного регулирования, ухудшающим правовое положение участников валютных операций или возлагающим на них новые обязанности (ч. 3 и 4 ст. 4 данного Закона);

- запрет на применение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования до их официального опубликования (ч. 4 ст. 4 того же Закона);

- презумпция правомерности поведения участников валютных операций в случае наличия в актах валютного законодательства РФ и актах органов валютного регулирования положений, допускающих неустранимые противоречия, неясности и неточности (ч. 6 ст. 4 Закона о валютном регулировании);

- презумпция отсутствия ограничений или запретов на совершение валютных операций, прямо не установленных Законом о валютном регулировании или изданными в соответствии с ним актами органов валютного регулирования (принцип "разрешено все, что прямо не запрещено законом") (ст. 6 данного Закона);

- презумпция отсутствия ограничений на совершение валютных операций, прямо не ограниченными актами органов валютного регулирования, если даже акты валютного законодательства допускают введение органами валютного регулирования ограничений на такие валютные операции (ч. 2 ст. 5 Закона о валютном регулировании);

- запрет на установление органами валютного регулирования требований о получении участниками валютных операций индивидуальных разрешений (ч. 3 ст. 5 того же Закона);

- запрет на установление дискриминационных ограничений или требований при совершении валютных операций (ст. 6 Закона о валютном регулировании).

"Объект" валютного регулирования и валютного контроля. В отечественной правовой науке вопрос об объекте правоотношения и правового регулирования всегда являлся очень спорным. В этой связи в правовой науке даже выделяют две основные теории. Согласно первой, монистической, теории объект - это то, на что правоотношение направлено и что способно реагировать на правовое воздействие, а реагировать, очевидно, может только поведение субъектов, следовательно, объект правоотношения - это поведение обязанных лиц. Сторонники другой, плюралистической, теории считают, что объект - это то, по поводу чего правоотношение устанавливается и осуществляется регулирование, т.е. объектом могут быть любые вещи, нематериальные блага, действия субъектов.

Не вдаваясь в теоретические споры, условно будем считать объектом те вещи, по поводу которых осуществляется правовое регулирование. В случае с валютным регулированием и валютным контролем такими вещами являются валютные ценности, а также валюта Российской Федерации (как в наличной, так и в безналичной форме) и внутренние ценные бумаги, в случае владения, распоряжения и пользования последними нерезидентами (совершения с ними валютных операций между нерезидентами, а также резидентами и нерезидентами) и при их ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации.

Закон о валютном регулировании (п. 1 ч. 1 ст. 1) определяет валюту Российской Федерации как:

- денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании под внутренними ценными бумагами понимаются:

- эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

- иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Согласно пп. 5 п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании к числу валютных ценностей относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании под иностранной валютой понимаются:

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

В международном валютном праве все валюты делятся на четыре категории: (свободно) конвертируемые, частично конвертируемые, замкнутые и клиринговые. До внесения изменений в Устав МВФ 30 апреля 1976 г. под конвертируемыми валютами согласно ст. XIX (d) Устава понимались валюты стран, которые не воспользовались разд. 2 ст. XIV Устава, в соответствии с которым государство, вступающее в фонд, имеет право, известив Фонд, на переходный период сохранять действующие или вводить новые ограничения на платежи или переводы валюты по текущим международным сделкам, и, как только позволит обстановка, отменить их. Называя такую конвертируемость конвертируемостью де-юре, известный немецкий исследователь-правовед Вернер Ф. Эбке подчеркивает, что такой формальный подход является неверным, так как некоторые государства хотя и не взяли на себя обязательства, предписываемые ст. VIII Устава МВФ, но тем не менее отказались от ограничений по текущим платежам (конвертируемость де-факто), другие государства хотя формально и присоединились к ст. VIII, на самом деле вводят ограничения на некоторые текущие платежи*(381).

После внесения изменений в Устав МВФ в 1976 г. из текста Устава было исключено определение конвертируемости валют, в связи с чем в настоящее время отсутствует нормативное определение конвертируемости. Тем не менее, исходя из смысла иных статей Устава МВФ, можно сделать вывод, что под свободно конвертируемыми валютами следует понимать валюты стран, которые не используют никаких прямых или косвенных ограничений для покупки и репатриации нерезидентами - держателями национальной валюты валюты третьих стран, а резидентами - держателями национальной валюты покупки иностранной валюты для осуществления международных текущих платежей. Здесь следует особо подчеркнуть, что запрет на использование иностранной валюты для платежей внутри страны не влияет и не может влиять на определение конвертируемости национальной валюты, так как конвертируемость валюты зависит от наличия или отсутствия валютных ограничений, каковым не является вышеназванный запрет.

Под внешними ценными бумагами Закон о валютном регулировании определяет любые ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не отнесенные п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании к внутренним ценным бумагам.

Следует пояснить, что векселя, выпущенные на территории Российской Федерации, валюта (долга) которых выражена в иностранной валюте, содержащие в соответствии с абз. 2 ст. 41 Положения о векселе условие о платеже в российских рублях по какому-либо курсу (валюта платежа) на день наступления платежа, не являются внешними ценными бумагами, т.е. являются внутренними ценными бумагами и попадают под действие актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования только в том случае, если правоотношения, возникающие при обороте таких векселей, осложнены иностранным элементом, либо они "физически" пересекают границу Российской Федерации. Данная позиция обусловлена тем фактом, что такие векселя хотя и номинированы в иностранной валюте, но удостоверяют право на получение исключительно валюты Российской Федерации, как того требует пп. "б" п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании. Такая позиция также согласуется с нормой п. 2 ст. 317 ГК РФ, которая предусматривает возможность выражения суммы обязательства в валюте или условных денежных единицах, с оплатой в рублях, в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах.

Если же текст векселя содержит оговорку эффективного платежа в иностранной валюте в соответствии с тем же абз. 2 ст. 41 Положения о векселе ("в такой-то валюте натурой", "эффективно" и т.д.), то такие векселя являются валютными ценностями.

Коллизия возникает, когда резиденты выписывают векселя в иностранной валюте без какой-либо оговорки эффективного платежа в иностранной валюте или условия о платеже в российских рублях по курсу. Норма абз. 1 ст. 41 Положения о векселе допускает выпуск резидентами таких векселей. Тем не менее если при этом Закон о валютном регулировании запрещает или ограничивает платеж по такому векселю в иностранной валюте - валюте векселя, "то сумма его может быть уплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа. Если должник просрочил платеж, то векселедержатель может по своему усмотрению потребовать, чтобы сумма переводного векселя была выплачена в местной валюте по курсу либо на день наступления срока платежа, либо на день платежа. Курс иностранной валюты определяется согласно обыкновениям, действующим в месте платежа" (абз. 1-2 ст. 41 Положения о векселе). Пункт 2 ст. 317 ГК РФ устанавливает, что если курс соответствующей валюты не определен законом или соглашением сторон, то применяется официальный курс в соответствующей валюте, т.е. официальный курс, устанавливаемый Банком России. Суть коллизии заключается в том, что такие векселя тем не менее формально являются валютными ценностями, так как изначально не удостоверяют право на получение только валюты Российской Федерации, и соответственно можно сделать вывод, что их оборот регулируется нормами валютного законодательства. Высшие судебные инстанции страны (см. п. 42 постановления Пленума ВС и ВАС РФ N 33/14), рассматривая такие векселя, пришли к выводу*(382), что "выдача, акцепт, передача по индоссаменту векселя в иностранной валюте, не содержащего оговорки эффективного платежа, осуществленные хотя бы и без лицензии Центрального банка Российской Федерации, не являются нарушениями валютного законодательства Российской Федерации, поскольку сумма такого векселя всегда может быть уплачена в валюте Российской Федерации. Признавать сделки с таким векселем и сам вексель недействительными только лишь в силу обозначения в нем суммы в иностранной валюте нет оснований"*(383).

Участники валютных операций. Закон о валютном регулировании делит всех участников валютных операций на две категории: резидентов и нерезидентов. Здесь следует обратить внимание, что круг субъектов, участвующих в правоотношениях, возникающих при осуществлении валютных операций, намного шире и включает в себя кроме резидентов и нерезидентов также органы и агентов валютного контроля.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании к числу резидентов относятся:

- физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

- постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц - резидентов;

- дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых актами валютного законодательства и актами органов валютного регулирования.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании нерезидентами являются:

- граждане, не являющиеся резидентами, т.е. граждане Российской Федерации, признаваемые постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, а также граждане иностранных государств и апатриды (лица без гражданства), постоянно не проживающие на территории Российской Федерации на основании вида на жительство;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

- аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

- находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения юридических лиц - нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами;

- любые иные лица, не являющиеся резидентами.

Рассматривая признаки резидентства в отношении физических лиц, следует обратить внимание, что Закон о валютном регулировании отделяет институт резидентства от института гражданства. Основанием для признания того или иного лица резидентом является статус постоянного жителя. Традиционно признак постоянного места жительства используется в международном частном праве, где является основным признаком института домицилия физических лиц. Разделение института резидентства и института гражданства присуще законодательству практически всех стран. Так, английские авторы Дж. Чешир и П. Норт, исследуя практику английских судов, подчеркивают, "что гражданство и домицилий - это две различные концепции"*(384) и, более того, "перемена домицилия не является условием натурализации, а натурализация не обязательно влечет за собой перемену домицилия"*(385).

Следует также отметить, что резидентство физических лиц в валютном законодательстве не имеет ничего общего с временным фактором, сроком пребывания физического лица в той или иной стране в отличие от законодательства налогового*(386).

Документом, подтверждающим статус иностранных граждан и лиц без гражданства как резидентов России, в соответствии с Законом о валютном регулировании является вид на жительство иностранного гражданина в Российской Федерации, выдаваемый органами внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"*(387).

Документом, подтверждающим статус граждан России как нерезидентов России, в соответствии с Законом о валютном регулировании является документ, подтверждающий, что гражданин России признан постоянно проживающим в той или иной стране в соответствии с законодательством этой страны, т.е. физическое лицо имеет аналог российского вида на жительство. Например, в Канаде таким документом является Record of Landing Canada.

В отношении юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами, резидентство определяется в зависимости от того, созданы ли они в соответствии с законодательством России или иностранного государства. Статус филиалов и представительств юридических лиц определяется исходя из статуса лиц, обособленными подразделениями которых они являются, т.е. представительство, например, ОАО "Аэрофлот - международные российские авиалинии" в Лондоне признается резидентом Российской Федерации, а представительство авиакомпании British Airways в Москве является нерезидентом Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что к числу нерезидентов также относятся межгосударственные и межправительственные организации, если даже они созданы в России и (или) их официальным местонахождением является территория России.

В качестве примера такой организации можно привести Межгосударственную телерадиокомпанию "Мир", созданную Соглашением стран - членов СНГ "О создании Межгосударственной телерадиокомпании (МТРК)" от 9 октября 1992 г. Статус этой компании определяется Уставом Межгосударственной телерадиокомпании, подписанным главами правительств стран - членов СНГ 22 января 1993 г. в г. Минске и Соглашением "О международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании "Мир", подписанным в г. Ашгабаде 24 декабря 1993 г. (Федеральный закон о ратификации от 3 августа 1995 г.)*(388).

Деление всех участников валютных операций на резидентов и нерезидентов осуществляется в связи с необходимостью определения, с одной стороны, видов и объемов гарантированного возможного поведения при совершении валютных операций каждой из групп участников, а с другой стороны - предписания видов и объемов их должного поведения.

При этом виды и объемы возможного и должного поведения могут быть различными для разных субъектов и среди одной группы. Так, в отличие от иных резидентов "Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а также специально уполномоченные на то Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти*(389) осуществляют все виды валютных операций, регулируемых настоящим Федеральным законом, без ограничений" (ч. 5 ст. 5 Закона о валютном регулировании).

Особой категорией участников валютных операций являются уполномоченные банки, под которыми согласно п. 8. ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании понимаются "кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте". Как видим, уполномоченным банком может быть как резидент (российская кредитная организация и ее филиалы и представительства), так и нерезидент (филиал иностранной кредитной организации в России). При этом виды и объемы возможного и должного поведения уполномоченных банков в силу специальной правоспособности этих субъектов намного шире, чем у других резидентов и, соответственно, нерезидентов. В то же время уполномоченный банк-резидент и уполномоченный банк-нерезидент, несмотря на различие в резидентстве, могут иметь одинаковый объем прав и обязанностей. В связи с этим уполномоченные банки фактически являются третьей группой участников валютных операций, наряду с резидентами и нерезидентами.

 

2. Понятие валютных операций и валютных ограничений

 

Понятие валютных операций. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании валютными операциями являются:

- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

- перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

- перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

При поверхностном анализе понятия валютных операций может сложиться впечатление, что валютная операция ничем особым не отличается от обычных гражданско-правовых сделок, так как действительно право собственности на валютные ценности (в случае с нерезидентами на внутренние ценные бумаги) может переходить в результате обычных гражданско-правовых сделок (купли-продажи, мены, дарения, завещания и иных сделок по отчуждению имущества), наследования, реорганизации юридического лица и т.д., в тех же и иных гражданско-правовых отношениях валютные ценности (в случае с нерезидентами валюта Российской Федерации и внутренние ценные бумаги) могут служить в качестве средства и формы расчетов.

Однако валютные операции могут осуществляться не только в процессе совершения гражданско-правовых сделок. Например, валютной операцией будет также являться оплата налогов и сборов в иностранной валюте (п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании), т.е. в данном случае валютная операция имеет ярко выраженный публичный характер и вытекает из (финансовых) налоговых отношений. Другим примером является ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты. Иными словами, валютная операция это не только действия (бездействие), совершаемые резидентами и нерезидентами как участниками гражданских правоотношений, но и иные действия резидентов и нерезидентов, не имеющие никакого отношения к гражданско-правовому регулированию.

Исходя из изложенного, под валютными операциями следует понимать действия резидентов и нерезидентов по владению, пользованию и распоряжению валютными ценностями, действия нерезидентов по владению, пользованию и распоряжению валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, действия резидентов по приобретению у нерезидентов или отчуждению в пользу нерезидентов валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг и действия резидентов по ввозу в Россию и вывозу из России внутренних ценных бумаг и валюты Российской Федерации.

Отметим еще несколько отличительных особенностей валютных операций.

Валютные операции отличает специальный субъектный состав. Деление всех участников валютных операций на резидентов и нерезидентов является лишним подтверждением "независимости" валютных операций от гражданско-правовых сделок.

Особой категорией участников валютных операций, как говорилось выше, являются уполномоченные банки. Значительная часть валютных операций на территории России как резидентами, так и нерезидентами может осуществлять исключительно через уполномоченные банки (см., например, ч. 1 ст. 11 Закона о валютном регулировании), т.е. еще одной особенностью валютных операций является императив, ограничивающий круг потенциальных контрагентов по сделке.

Вероятно, как особенность валютных операций следует расценивать и наличие специального источника права - Закона о валютном регулировании.

Наконец, еще одна важная особенность всех валютных операций - то, что они являются предметом особого государственного контроля, который осуществляется специальными субъектами - органами и агентами валютного контроля.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при совершении любых валютных операций, в том числе по гражданско-правовой сделке, наблюдается наличие публичного интереса, т.е. "валютная операция" является категорией публичного права.

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" подразделял все валютные операции на две категории: текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Текущие операции осуществлялись без ограничений, что касается операций, связанных с движением капитала, то они могли осуществляться исключительно в разрешительном порядке, если иное не было установлено Банком России. Устав МВФ также подразделяет все платежи и переводы по международным операциям на платежи по текущим сделкам и платежи, связанные с движением (переводом) капитала. При этом Устав МВФ фактически запрещает государствам - членам Фонда налагать какие-либо ограничения на платежи по текущим сделкам без согласования с Фондом, в то время как ограничения на платежи, связанные с движением капитала, могут вводиться государствами-членами без каких-либо согласований с Фондом (разд. 3 ст. VI, разд. 2 (а) ст. VIII Устава). Таким образом, необходимость разделения валютных операций на те или иные виды вызвана неодинаковым подходом государства к регулированию тех или иных валютных операций и введению ограничений на них.

В тексте Закона о валютном регулировании текущие валютные операции не упоминаются вообще. Что касается валютных операций, связанных с движением капитала, то они именуются валютными операциями движения капитала.

Исходя из положений Закона о валютном регулировании, валютные операции в зависимости от наличия или отсутствия на их совершение запретов или ограничений можно разделить на шесть групп:

- валютные операции между резидентами и нерезидентами, осуществляемые без ограничений (далее - текущие операции);

- валютные операции между резидентами и нерезидентами, на которые могут быть установлены ограничения (далее - операции движения капитала);

- валютные операции между нерезидентами, осуществляемые за некоторыми исключениями без ограничений;

- валютные операции между резидентами, совершение которых за некоторыми исключениями запрещено;

- валютные операции уполномоченных банков;

- валютные операции, связанные с ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

Понятие валютных ограничений. Нормативное определение понятия "валютные ограничения" отсутствуют как в Законе о валютном регулировании, так и в Уставе МВФ. Следует отметить, что валютные ограничения существовали и до образования МВФ. Один из классиков российской цивилистической мысли Л.А. Лунц систему валютных ограничений того периода сводил к следующим основным положениям:

1) объект регулирования - сделки с валютными ценностями;

2) операции с валютными ценностями совершаются в центральном эмиссионном банке, а также в нескольких других банках ("девизных банках"), это значит, что одной из сторон в сделке, совершаемой с валютной ценностью, как правило, является "девизный банк";

3) вывоз за границу валютных ценностей, денежные переводы за границу, платежи нерезидентам допускаются лишь с разрешения "девизного банка";

4) устанавливается система обязательной сдачи "девизному банку" иностранной валюты, полученной от экспортных операций, против уплаты эквивалента в местной валюте;

5) запрещается вывоз за границу местных денежных знаков и выписанных в местной валюте ценных бумаг;

6) существует особый порядок регулирования счетов нерезидентов в местных банках, при этом существуют различные режимы для разных видов счетов нерезидентов, отличающиеся в первую очередь по порядку покупки иностранной валюты на местном рынке и его переводу за границу;

7) запрещается экспортировать товары за местную валюту;

8) установление курса иностранной валюты производится в порядке административных актов и, как правило, запрещается совершать валютно-обменные операции по курсу иному, чем официальный курс*(390).

Исходя из вышеизложенного, Л.А. Лунц понимал под валютными ограничениями "совокупность мероприятий, направленных к ограничению трансфера за границу (или к ограничению операций, в конечном счете, приводящих к такому трансферу) и к накоплению международных платежных средств (валютных ценностей) в девизных банках"*(391).

Сравнивая данную Л.А. Лунцем систему валютных ограничений с современной системой валютных ограничений в России, можно отметить следующее:

1) и в настоящее время объектом регулирования являются сделки и иные действия с валютными ценностями, а также в установленных случаях сделки с национальной валютой и внутренними ценными бумагами;

2) операции с валютными ценностями сосредоточиваются не только в центральном эмиссионном банке (Банке России), но и в коммерческих банках - уполномоченных банках, при этом купля-продажа иностранной валюты на территории Российской Федерации может осуществляться исключительно через уполномоченные банки (ч. 1 ст. 11 Закона о валютном регулировании);

3) как таковое разрешение "девизного банка" - Банка России в настоящее время не требуется для совершения тех или иных валютных операций, в то же время Закон о валютном регулировании допускает возможность введения на те или иные виды валютных операций других видов валютных ограничений, например резервирования;

4) полученная резидентами от экспортных сделок иностранная валюта подлежит обязательной частичной (10%) продаже, но не только "девизному банку", но и уполномоченному банку или через уполномоченный банк на валютной бирже;

5) ввоз и вывоз валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг из России и в Россию резидентами и нерезидентами при условии соблюдения норм таможенного законодательства не запрещены, но существуют ограничения на сумму вывозимой наличной валюты Российской Федерации (ч. 2, 3 ст. 15 Закона о валютном регулировании);

6) и в настоящее время существует особый порядок регулирования счетов нерезидентов в уполномоченных банках, предусматривающий различные режимы для разных видов счетов нерезидентов, отличающиеся в первую очередь по порядку покупки иностранной валюты на валютном рынке России и ее переводу за границу;

7) к настоящему времени экспорт товаров за российские рубли не запрещен, хотя такие ограничение существовали в России с 1992 по 1994 гг.;

8) Банк России каждый день на основе котировок текущего дня биржевого и внебиржевого рынков устанавливает официальный курс российского рубля к иностранным валютам, однако данный официальный курс Банка России не является обязательным для участников валютных операций.

В теории можно найти различные определения понятия "валютные ограничения", данные уже после образования МВФ и учитывающие правоприменительную практику норм Устава МВФ. Так, Джозеф Голд, один из самых известных и авторитетных юридических консультантов Фонда, считал, что валютное ограничение представляет собой правительственное запрещение, ограничения или препятствия на пути получения либо использования валюты в связи с текущими международными сделками, т.е. речь идет о валютных ограничениях, если правительство ограничивает права резидентов или нерезидентов совершать платежи в местной валюте за границу, покупать и использовать иностранную валюту для этих целей*(392). Е.А. Васильев придерживается более широкого толкования понятия "валютные ограничения", в соответствии с которым государственное предписание, касающееся международных расчетов, может быть квалифицировано как ограничительное в том случае, если этим предписанием "лимитируется, затрудняется или делается невозможным совершение международных платежей. Объектом нормативного регулирования являются сделки, совершаемые с валютой и валютными ценностями. И именно этим валютные ограничения отличаются от торговых ограничений, объектом которых является порядок перемещения не денежных масс, а товаров и услуг"*(393).

Закон о валютном регулировании предусматривает следующие виды валютных ограничений:

- резервирование;

- требование об использовании специального счета;

- предварительная регистрация;

- требование о репатриации валютной выручки от внешнеторговой деятельности;

- требование об обязательной продаже части валютной выручки;

- императив, лимитирующий сумму валютной операции.

Прежде чем приступить к рассмотрению каждого вида валютных ограничений, следует отметить, что согласно ст. 27 Закона о валютном регулировании резервирование, требования об использовании специального счета и обязательной продаже могут применяться только до 1 января 2007 г. Хочется надеяться, что законодателю не придется вносить поправки в Закон о валютном регулировании, продлевающие данный срок.

Виды валютных ограничений. Резервирование. Суть резервирования состоит в том, что участник валютной операции до совершения валютной операции вносит определенную органом валютного регулирования сумму денежных средств (сумма резервирования) в российских рублях на отдельный счет в уполномоченном банке или Банке России на определенный срок, установленный органом валютного регулирования (срок резервирования). Если сумма вносится на определенный счет в уполномоченном банке, то последний сумму, равную сумме резервирования, внесенной клиентом на отдельный счет, не позднее рабочего дня, следующего за днем ее зачисления на указанный счет, перечисляет на счет в Банке России по учету средств резервирования. По истечении срока резервирования сумма резервирования в тот же день возвращается Банком России уполномоченному банку, а последним - своему клиенту.

Согласно общему правилу до истечения срока резервирования резидент или нерезидент может осуществить валютную операцию, а также операцию по зачислению на специальный счет денежных средств, внутренних и (или) внешних ценных бумаг, в отношении которых в соответствии с Законом о валютном регулировании исполнено требование о резервировании. В то же время некоторые валютные операции, в отношении которых предусмотрено резервирование, а также операции по списанию со специального счета денежных средств, внутренних или внешних ценных бумаг могут осуществляться исключительно после истечения срока резервирования. Исчерпывающий перечень таких случаев приведен в абз. 2 ч. 7 ст. 16 Закона о валютном регулировании. К числу указанных исключений, например, относятся операции между резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), операции, связанные с переводом резидентом на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средств со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации и т.д.

Часть 12 ст. 16 Закона о валютном регулировании предусматривает исчерпывающий перечень случаев, когда сумма резервирования полностью или частично может быть досрочно возвращена обратно:

1) после исполнения обязательств нерезидентом - в сумме, пропорциональной сумме исполненного нерезидентом обязательства;

2) после возврата нерезидентом резиденту платы или иного встречного предоставления, полученного ранее от этого резидента за исполнение нерезидентом своих обязательств, - в сумме, пропорциональной сумме возвращенного нерезидентом предоставления;

3) в случае полного отказа лица, внесшего сумму резервирования, от проведения валютной операции - в сумме, равной сумме резервирования;

4) в случае отказа лица, внесшего сумму резервирования, от частичного проведения валютной операции - в сумме, пропорциональной сумме, на которую уменьшена валютная операция;

5) в случае невозможности исполнения резидентом или нерезидентом своих обязательств вследствие обстоятельств непреодолимой силы - в сумме, пропорциональной сумме неисполненного обязательства;

6) в случае признания лица, внесшего сумму резервирования, несостоятельным (банкротом) - в сумме, пропорциональной сумме резервирования;

7) в случае принятия соответствующим органом валютного регулирования решения об отмене требования о резервировании или решения об уменьшении размера резервирования - в соответствующей сумме;

8) в случае ошибочного внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке - в сумме, ошибочно внесенной резидентом или нерезидентом.

Закон о валютном регулировании устанавливает императивное требование (ч. 13 ст. 16), согласно которому досрочный возврат Банком России полной суммы резервирования или ее части уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня представления резидентом или нерезидентом документов, подтверждающих наличие таких оснований. Другая императивная норма (ч. 2 ст. 16) запрещает органам валютного регулирования устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании.

Расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования. Если требование о резервировании установлено для операций с ценными бумагами, то для целей расчета суммы резервирования принимается определенная на день внесения суммы резервирования стоимость указанных ценных бумаг, равная рыночной цене этих ценных бумаг, - для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или фактическая цена реализации таких ценных бумаг - для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Рыночная и фактическая цена ценных бумаг определяются в соответствии с порядком, установленным п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ.

Нормы Закона о валютном регулировании устанавливают предельные размеры и сроки резервирования по тем или иным видам валютных операций, в рамках которых органами валютного регулирования могут вводиться требования о резервировании. Порядок резервирования согласно ч. 1 ст. 16 Закона о валютном регулировании устанавливается Банком России. Что касается требований о резервировании, то Закон о валютном регулировании разграничивает компетенцию органов валютного регулирования по введению требований о резервировании в зависимости от характера осуществляемых операций.

В качестве общего правила установлено, что Правительство РФ уполномочено устанавливать требование о резервировании по валютным операциям движения капитала, совершаемым резидентами при исполнении сделок, связанных с экспортом или импортом товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, предусматривающим предоставление резидентом нерезиденту отсрочки платежа по экспорту или коммерческого кредита по импорту соответственно на срок более 180 дней. При этом такие требования устанавливаются на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, а объем резервирования не может превышать в рублевом эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа или осуществлена предварительная оплата, за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного предоставления. При экспорте сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня возникновения обязательств в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности, а при экспорте товаров - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации. При импорте действует такое же правило 180 дней, а для дня отсчета принимается день совершения предварительной оплаты (предоставления коммерческого кредита). Резервирования по указанным операциям можно избежать, если обязательства резидента перед нерезидентом будут обеспечены одним из следующих способов:

1) безотзывным аккредитивом, покрытым за счет плательщика по аккредитиву, при условии, что исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк за пределами территории Российской Федерации;

2) банковской гарантией банка за пределами территории Российской Федерации, выданной в пользу резидента;

3) договором имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту, риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров;

4) векселем, выданным нерезидентом в пользу резидента и авалированным банком за пределами территории Российской Федерации.

Иностранный банк, который является исполняющим по аккредитиву, выдает гарантию или авалирует вексель нерезидента, должен удовлетворять одному из следующих критериев:

1) иметь показатель оценки степени долгосрочной кредитоспособности, присвоенный ему рейтинговой компанией Moody's, - не ниже ААЗ, или рейтинговой компанией Standard and Poor's/FITCH Ratings, - не ниже АА;

2) входить в 1000 крупнейших банков по величине активов по данным справочника "Бэнкерс альманах" (издательство Reed Business Information, UK, используется любой выпуск справочника "Бэнкерс альманах", изданный в календарном году, предшествующем календарному году совершения сделки).

Если валютная операция осуществляется в связи с экспортом или импортом товаров, указанных в разд. XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 с изменениями от 1 октября 2004 г.)*(394), то идентичные требование о ре




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.