Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Н. Ю. Гапличник «Музыка в храмах Петербурга».

25 ноября 2013 года в Белом зале Российского института истории искусств состоялась научная конференция «Музыка в храмах Петербурга: актуальные проблемы церковно-певческой практики», которая прошла в рамках празднования 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. На обсуждение исследователей церковно-певческой культуры и регентов-практиков были вынесены актуальные вопросы клиросной практики и духовного творчества современных композиторов. На конференции присутствовала Наталья Гапличник – регент храма в честь Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно (настоятель – митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович). Мы побеседовали с Натальей Гапличник о ходе конференции.

 

 

- Как получилось, что Вы - на конференции в далёком Санкт-Петербурге?

Действительно, так получилось, что в руках оказалась газета «Вестник Александро-Невской Лавры», где была напечатана статья В. Панченко, посвящённая Александро-Невскому Хоровому Собору, который проводился в июне этого года в Санкт-Петербурге. В статье было упомянуто о подготовке конференции, которая «ставит своей задачей консолидацию усилий ученых-исследователей церковно-музыкальной традиции и церковных музыкантов-практиков с целью повышения статуса церковного искусства в современной российской культуре». Тогда сразу и возникло желание посетить очередной раз Северную столицу, настоятель благословил. Конечно, заявленная конференция – не столь масштабный форум, как конференции в Киеве («Значение церковного пения в православном богослужении» 2009 г.) или в Москве (ежегодно конференции проводятся Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, в которых одна из секций посвящена церковному пению), но она и задумывалась как научно-практическая конференция, посвященная вопросам церковно-певческой культуры именно в храмах Петербурга. Если говорить о ситуации в Беларуси, то в Минске единожды проводился практический семинар для регентов «Об упорядочении церковного пения». Тогда семинар прошёл на высоком профессиональном уровне и имел широкий резонанс среди регентов. Однако, к большому сожалению, это было в уже далёком 2007 году.

 

Вы сказали «в далёком Санкт-Петербурге». Санкт-Петербург далёк от Гродно географически, но никак не певчески. Вся наша богослужебно-певческая практика нескольких последних столетий связана с претворением традиций именно Петербургской школы церковного пения. По архивным данным, а также по материалам, собранным на приходах Гродненской епархии, можно сделать вывод, что на начало XX века повсеместно было распространено пение по Придворному Обиходу. Гармонизация придворного напева Львова-Бахметьева и сегодня главенствует на многих клиросах епархии.

 

- Вы говорите об этом с некоторым сожалением?

- Очевидно, что вследствие несколько «искусственной» гармонизации, сделанной А. Львовым, киевский распев фактически оказался искажённым, в нём практически умалён мелодический элемент, чему несколько противостоит московская традиция гармонизации распева, но это отдельная сложная тема. Сегодня мы на клиросе поём осмогласие напевом в петербургской гармонизации, так называемые «питерские гласы», но и при этом стараемся внимательно относиться к слову, петь стихиры в московской традиции исполнения. Существуют практики сочетания двух направлений. Например, в Александро-Невской Лавре наряду с питерскими гласами, исполняется второй тропарный глас московских гласов. Также поют и у нас в Свято-Успенском Жировичском мужском монастыре. Как уже сказала, это отдельная тема. Можно только вспомнить, что и в начале XX века, во время духовного подъёма в России, эти вопросы столь же остро поднимались на очень высоком уровне. В непримиримой полемике об «истинности церковного пения» участвовали ведущие клирики, регенты и музыковеды. Однако мы видим, что на сегодняшний день проблема гармонического и мелодического пения не утратила своей актуальности.

 

- На конференции затрагивались подобные вопросы?

- Да, думаю, что любая конференция, посвященная церковному пению, не избежит подобных споров. Хотя, очевидно, что как раз для Санкт-Петербурга, в силу историчности традиции, эта проблема не является остро насущной. Опыту внедрения в клиросную практику мелодического пения был посвящён доклад А. Шмуйлович (Моревой) «Древнерусские рукописи в певческой практике храма св. Марии Магдалины». Регент рассказала, как на протяжении нескольких лет поначалу она одна, а затем ещё несколько певчих пели службы по древним Соловецким рукописям, как со временем стали вводить в обиход знаменное многоголосие. В докладе говорилось о проблемах, связанных с расшифровкой рукописей, с обучением певчих, с проблемой акустического привыкания клириков и прихожан храма.

 

- Это был единственный доклад, посвящённый вопросам сохранения и распространения традиции мелодического пения?

- В практическом аспекте – да. Правда, был ещё доклад М. Г. Лачинофф о пении в Валаамском монастыре в XX веке. Это сообщение носило историческую ценность, т.к. было подробно рассказано о сохранении монашествующими традиции валаамского пения на территории Финляндии, а затем в возрождающемся монастыре уже в России. Актуально это сообщение ещё и потому, что в Санкт-Петербурге действует Подворье Валаамского монастыря, где сохранена традиция мелодического пения.

 

- Вы затронули категорию историчности. Думаю, в монастырях и крупных храмах есть местные традиции, которые тоже нужно сохранять и развивать?

- Если подразумевать под традицией в данном случае не традицию церковного пения вообще, а практику, имеющую место в конкретном храме в определённый период, то – да, сохранение её необходимо. Доклад Т. А. Чернышёвой «К вопросу о возрождении певческих традиций: деятельность Архиерейского (Митрополичьего) хора Александро-Невской Лавры конца XIX – начала XX века» – пример серьёзной исследовательской работы истории существования отдельного хора. На основании архивных документов сложилось целостное представление о жизни коллектива: о составе и репертуаре хора, о работе регентов Г.Ф. Львовского и И.Я. Тернова. Например, при регентстве И. Тернова состав Митрополичьего хора насчитывал более 100 человек. Согласитесь, редкий хор может гордиться таким фактом своей биографии даже в период расцвета. Собрать и систематизировать подобную информацию – огромный труд. К сожалению, не всегда возможно точно установить некоторые исторические данные. Например, представление о репертуаре хора складывалось на основе сохранившихся афиш, а также чеков от покупки нот. Кроме презентации коллектива в исторической панораме музыкального Петербурга, этим докладом исследователь затронула очень важный вопрос, который в ряду других обсуждался в ходе дискуссии во время Круглого стола: накопления и отбора исторического храмового материала, систематизации и теоретического осмысления опыта клиросной практики хоров на современном этапе. Главные заботы в этом непростом деле, конечно же, может и должен взять на себя регент. Для нашего храма это не является сложным деланием, т.к. и храм новый, и работа в этом направлении ведётся: собираются репертуарные списки богослужебных песнопений и концертных выступлений, афиши и концертные сценарии, фотографии, публикации, дипломы, видео- и аудиоматериалы, словом, всё, что относится к истории хора, а значит – храма. А вот в храмах с вековой историей регенту предстоит серьёзная поисковая работа в государственных и частных архивах.

 

- Вы считаете это заботой регента?

- Именно так и назывался один из докладов «Сколько забот у регента?». Это сообщение представил уроженец Минска, а ныне преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения, регент хора храма Преображения Господня на Свири Д. В. Шутко. Регент, в личности которого харизматично сочетаются таланты практика и теоретика, охарактеризовал проблемы профессиональной подготовки регента как музыканта и как уставщика, говорил о необходимости сочетания в руководителе церковного хора организаторских и дипломатических качеств, об отношениях регента с настоятелем и певчими. И в продолжение ряда актуальных проблем, затронутых в докладе, на дискуссии участники конференции сошлись во мнении, что сегодня регент – это не просто певчий, умеющий задавать тон хору и петь тропари, но – образованный, воцерковлённый и увлечённый музыкант-исследователь. Регенту необходимо уметь мыслить богослужение циклично, профессионально разбираться в огромном потоке музыкального материала, вести практическую исследовательскую деятельность в разных направлениях.

 

- Знаю, что один из докладов был посвящён церковному творчеству современных композиторов?

- Да. Известный российский композитор Владислав Панченко проанализировал тенденции развития духовной музыки в XXI веке по материалам трёх Международных конкурсов композиторов «300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры посвящается». Не будем подробно останавливаться на истории этого конкурса, вся информация выложена на официальном сайте Лавры. Скажу только, что сочинения, присланные из различных городов Дальнего и Ближнего Зарубежья, рассматривались в нескольких номинациях с учётом принадлежности их к церковной или духовной музыке. Из 450 партитур, поступивших на конкурс, авторитетное жюри сочло возможным выбрать 25 песнопений для исполнения в гала-концерте победителей Конкурса, который состоялся 1 декабря в Малом зале Санкт-Петербургской Филармонии им. М. И. Глинки. Участники Круглого стола высказали пожелание, чтоб партитуры этих сочинений в ближайшее время стали доступны регентам и дирижёрам светских академических хоров.

 

- Какие ещё доклады Вам запомнились?

- Все десять докладов конференции стали запоминающимися, но не могу не упомянуть доклад доктора искусствоведения, профессора Н. С. Серёгиной о хоровом концерте С. В. Рахманинова «В молитвах неусыпающую Богородицу». Наукоёмкий доклад содержал информацию о выборе композитором текстового первоисточника, об истории создания концерта и отношении к нему композитора; был предложен музыковедческий и хоровой анализ 18 различных исполнений этого сочинения. С докладом «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра и проблема возрождения монастырской музыкальной традиции в России» выступила научный сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения И.А. Чудинова, которая совместно с В. В. Панченко была координатором дискуссии Круглого стола.

 

- Были ли на конференции высказаны положения, с которыми Вы не согласны?

- Да, так иногда бывает. Например, была высказана инициатива о создании для Петербурга «списка-реестра» певчих, которых при необходимости регент мог бы быстро пригласить на праздничную службу. Как было сказано: «А то вечером бедный регент метается между телефонами, чтоб найти на завтра певчих». Возможно, для Санкт-Петербурга – это актуально. Но моё мнение, и я знаю, что оно полностью поддерживается благословением нашего настоятеля, – певчий, при всех множественных обязанностях, должен быть прихожанином конкретного храма, членом общины. Прихожане нашего храма знают всех певчих. Даже бывают случаи, когда люди останавливают нас на улице и спрашивают: «Простите, а во сколько в нашем храме начинается служба в субботу?». Известен исторический факт, что в Санкт-Петербурге певчие Исаакиевского собора во времена заведывания хором Г. Львовским, а хор тогда насчитывал 50 человек, не имели права петь в других храмах. Думаю, что такое положение правильно.

 

- Вы посещали богослужения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Есть ли певческие богослужебные моменты, которые Вам бы хотелось претворить в своей практике на клиросе?

- Да, я давно желаю ввести пение стихир на Всенощном Бдении на подобны. Их естественность и уместность введения в певческую практику не вызывает сомнения. Мы поём на подобны разных гласов «Достойно есть», иногда «Тропари воскресные по непорочнах», на Хвалитных Богородичную стихиру на «И ныне», реже – самоподобны вместо запричастного концерта. А на лаврских богослужениях ещё раз убедилась, что пение на подобен – красота и драгоценность певческой традиции Православной Церкви.

 

- Чего Вы ожидали от конференции и оправдались ли ожидания?

- В первую очередь, конференция – внешний стимул ещё раз задуматься об упорядочении своей практики, поучиться всему доброму у других; во-вторых – возможность увидеть церковное искусство многопланово и целостно, в контексте общей певческой традиции Русской Православной Церкви; и, в-третьих – это встречи и знакомства с новыми людьми, профессионалами и энтузиастами своего дела. Да, ожидания оправдались.

 

- По результатам конференции, что бы Вы могли пожелать регентам?

- Пожелать? В первую очередь себе – неустанного усердия.

 

Беседовала Вера Северин.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.