25 ноября 2013 года в Белом зале Российского института истории искусств состоялась научная конференция «Музыка в храмах Петербурга: актуальные проблемы церковно-певческой практики», которая прошла в рамках празднования 300-летия Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. На обсуждение исследователей церковно-певческой культуры и регентов-практиков были вынесены актуальные вопросы клиросной практики и духовного творчества современных композиторов. На конференции присутствовала Наталья Гапличник – регент храма в честь Собора Всех Белорусских Святых г. Гродно (настоятель – митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович). Мы побеседовали с Натальей Гапличник о ходе конференции.
- Как получилось, что Вы - на конференции в далёком Санкт-Петербурге?
Действительно, так получилось, что в руках оказалась газета «Вестник Александро-Невской Лавры», где была напечатана статья В. Панченко, посвящённая Александро-Невскому Хоровому Собору, который проводился в июне этого года в Санкт-Петербурге. В статье было упомянуто о подготовке конференции, которая «ставит своей задачей консолидацию усилий ученых-исследователей церковно-музыкальной традиции и церковных музыкантов-практиков с целью повышения статуса церковного искусства в современной российской культуре». Тогда сразу и возникло желание посетить очередной раз Северную столицу, настоятель благословил. Конечно, заявленная конференция – не столь масштабный форум, как конференции в Киеве («Значение церковного пения в православном богослужении» 2009 г.) или в Москве (ежегодно конференции проводятся Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, в которых одна из секций посвящена церковному пению), но она и задумывалась как научно-практическая конференция, посвященная вопросам церковно-певческой культуры именно в храмах Петербурга. Если говорить о ситуации в Беларуси, то в Минске единожды проводился практический семинар для регентов «Об упорядочении церковного пения». Тогда семинар прошёл на высоком профессиональном уровне и имел широкий резонанс среди регентов. Однако, к большому сожалению, это было в уже далёком 2007 году.
Вы сказали «в далёком Санкт-Петербурге». Санкт-Петербург далёк от Гродно географически, но никак не певчески. Вся наша богослужебно-певческая практика нескольких последних столетий связана с претворением традиций именно Петербургской школы церковного пения. По архивным данным, а также по материалам, собранным на приходах Гродненской епархии, можно сделать вывод, что на начало XX века повсеместно было распространено пение по Придворному Обиходу. Гармонизация придворного напева Львова-Бахметьева и сегодня главенствует на многих клиросах епархии.
- Вы говорите об этом с некоторым сожалением?
- Очевидно, что вследствие несколько «искусственной» гармонизации, сделанной А. Львовым, киевский распев фактически оказался искажённым, в нём практически умалён мелодический элемент, чему несколько противостоит московская традиция гармонизации распева, но это отдельная сложная тема. Сегодня мы на клиросе поём осмогласие напевом в петербургской гармонизации, так называемые «питерские гласы», но и при этом стараемся внимательно относиться к слову, петь стихиры в московской традиции исполнения. Существуют практики сочетания двух направлений. Например, в Александро-Невской Лавре наряду с питерскими гласами, исполняется второй тропарный глас московских гласов. Также поют и у нас в Свято-Успенском Жировичском мужском монастыре. Как уже сказала, это отдельная тема. Можно только вспомнить, что и в начале XX века, во время духовного подъёма в России, эти вопросы столь же остро поднимались на очень высоком уровне. В непримиримой полемике об «истинности церковного пения» участвовали ведущие клирики, регенты и музыковеды. Однако мы видим, что на сегодняшний день проблема гармонического и мелодического пения не утратила своей актуальности.
- На конференции затрагивались подобные вопросы?
- Да, думаю, что любая конференция, посвященная церковному пению, не избежит подобных споров. Хотя, очевидно, что как раз для Санкт-Петербурга, в силу историчности традиции, эта проблема не является остро насущной. Опыту внедрения в клиросную практику мелодического пения был посвящён доклад А. Шмуйлович (Моревой) «Древнерусские рукописи в певческой практике храма св. Марии Магдалины». Регент рассказала, как на протяжении нескольких лет поначалу она одна, а затем ещё несколько певчих пели службы по древним Соловецким рукописям, как со временем стали вводить в обиход знаменное многоголосие. В докладе говорилось о проблемах, связанных с расшифровкой рукописей, с обучением певчих, с проблемой акустического привыкания клириков и прихожан храма.
- Это был единственный доклад, посвящённый вопросам сохранения и распространения традиции мелодического пения?
- В практическом аспекте – да. Правда, был ещё доклад М. Г. Лачинофф о пении в Валаамском монастыре в XX веке. Это сообщение носило историческую ценность, т.к. было подробно рассказано о сохранении монашествующими традиции валаамского пения на территории Финляндии, а затем в возрождающемся монастыре уже в России. Актуально это сообщение ещё и потому, что в Санкт-Петербурге действует Подворье Валаамского монастыря, где сохранена традиция мелодического пения.
- Вы затронули категорию историчности. Думаю, в монастырях и крупных храмах есть местные традиции, которые тоже нужно сохранять и развивать?
- Если подразумевать под традицией в данном случае не традицию церковного пения вообще, а практику, имеющую место в конкретном храме в определённый период, то – да, сохранение её необходимо. Доклад Т. А. Чернышёвой «К вопросу о возрождении певческих традиций: деятельность Архиерейского (Митрополичьего) хора Александро-Невской Лавры конца XIX – начала XX века» – пример серьёзной исследовательской работы истории существования отдельного хора. На основании архивных документов сложилось целостное представление о жизни коллектива: о составе и репертуаре хора, о работе регентов Г.Ф. Львовского и И.Я. Тернова. Например, при регентстве И. Тернова состав Митрополичьего хора насчитывал более 100 человек. Согласитесь, редкий хор может гордиться таким фактом своей биографии даже в период расцвета. Собрать и систематизировать подобную информацию – огромный труд. К сожалению, не всегда возможно точно установить некоторые исторические данные. Например, представление о репертуаре хора складывалось на основе сохранившихся афиш, а также чеков от покупки нот. Кроме презентации коллектива в исторической панораме музыкального Петербурга, этим докладом исследователь затронула очень важный вопрос, который в ряду других обсуждался в ходе дискуссии во время Круглого стола: накопления и отбора исторического храмового материала, систематизации и теоретического осмысления опыта клиросной практики хоров на современном этапе. Главные заботы в этом непростом деле, конечно же, может и должен взять на себя регент. Для нашего храма это не является сложным деланием, т.к. и храм новый, и работа в этом направлении ведётся: собираются репертуарные списки богослужебных песнопений и концертных выступлений, афиши и концертные сценарии, фотографии, публикации, дипломы, видео- и аудиоматериалы, словом, всё, что относится к истории хора, а значит – храма. А вот в храмах с вековой историей регенту предстоит серьёзная поисковая работа в государственных и частных архивах.
- Вы считаете это заботой регента?
- Именно так и назывался один из докладов «Сколько забот у регента?». Это сообщение представил уроженец Минска, а ныне преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения, регент хора храма Преображения Господня на Свири Д. В. Шутко. Регент, в личности которого харизматично сочетаются таланты практика и теоретика, охарактеризовал проблемы профессиональной подготовки регента как музыканта и как уставщика, говорил о необходимости сочетания в руководителе церковного хора организаторских и дипломатических качеств, об отношениях регента с настоятелем и певчими. И в продолжение ряда актуальных проблем, затронутых в докладе, на дискуссии участники конференции сошлись во мнении, что сегодня регент – это не просто певчий, умеющий задавать тон хору и петь тропари, но – образованный, воцерковлённый и увлечённый музыкант-исследователь. Регенту необходимо уметь мыслить богослужение циклично, профессионально разбираться в огромном потоке музыкального материала, вести практическую исследовательскую деятельность в разных направлениях.
- Знаю, что один из докладов был посвящён церковному творчеству современных композиторов?
- Да. Известный российский композитор Владислав Панченко проанализировал тенденции развития духовной музыки в XXI веке по материалам трёх Международных конкурсов композиторов «300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры посвящается». Не будем подробно останавливаться на истории этого конкурса, вся информация выложена на официальном сайте Лавры. Скажу только, что сочинения, присланные из различных городов Дальнего и Ближнего Зарубежья, рассматривались в нескольких номинациях с учётом принадлежности их к церковной или духовной музыке. Из 450 партитур, поступивших на конкурс, авторитетное жюри сочло возможным выбрать 25 песнопений для исполнения в гала-концерте победителей Конкурса, который состоялся 1 декабря в Малом зале Санкт-Петербургской Филармонии им. М. И. Глинки. Участники Круглого стола высказали пожелание, чтоб партитуры этих сочинений в ближайшее время стали доступны регентам и дирижёрам светских академических хоров.
- Какие ещё доклады Вам запомнились?
- Все десять докладов конференции стали запоминающимися, но не могу не упомянуть доклад доктора искусствоведения, профессора Н. С. Серёгиной о хоровом концерте С. В. Рахманинова «В молитвах неусыпающую Богородицу». Наукоёмкий доклад содержал информацию о выборе композитором текстового первоисточника, об истории создания концерта и отношении к нему композитора; был предложен музыковедческий и хоровой анализ 18 различных исполнений этого сочинения. С докладом «Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра и проблема возрождения монастырской музыкальной традиции в России» выступила научный сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения И.А. Чудинова, которая совместно с В. В. Панченко была координатором дискуссии Круглого стола.
- Были ли на конференции высказаны положения, с которыми Вы не согласны?
- Да, так иногда бывает. Например, была высказана инициатива о создании для Петербурга «списка-реестра» певчих, которых при необходимости регент мог бы быстро пригласить на праздничную службу. Как было сказано: «А то вечером бедный регент метается между телефонами, чтоб найти на завтра певчих». Возможно, для Санкт-Петербурга – это актуально. Но моё мнение, и я знаю, что оно полностью поддерживается благословением нашего настоятеля, – певчий, при всех множественных обязанностях, должен быть прихожанином конкретного храма, членом общины. Прихожане нашего храма знают всех певчих. Даже бывают случаи, когда люди останавливают нас на улице и спрашивают: «Простите, а во сколько в нашем храме начинается служба в субботу?». Известен исторический факт, что в Санкт-Петербурге певчие Исаакиевского собора во времена заведывания хором Г. Львовским, а хор тогда насчитывал 50 человек, не имели права петь в других храмах. Думаю, что такое положение правильно.
- Вы посещали богослужения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Есть ли певческие богослужебные моменты, которые Вам бы хотелось претворить в своей практике на клиросе?
- Да, я давно желаю ввести пение стихир на Всенощном Бдении на подобны. Их естественность и уместность введения в певческую практику не вызывает сомнения. Мы поём на подобны разных гласов «Достойно есть», иногда «Тропари воскресные по непорочнах», на Хвалитных Богородичную стихиру на «И ныне», реже – самоподобны вместо запричастного концерта. А на лаврских богослужениях ещё раз убедилась, что пение на подобен – красота и драгоценность певческой традиции Православной Церкви.
- Чего Вы ожидали от конференции и оправдались ли ожидания?
- В первую очередь, конференция – внешний стимул ещё раз задуматься об упорядочении своей практики, поучиться всему доброму у других; во-вторых – возможность увидеть церковное искусство многопланово и целостно, в контексте общей певческой традиции Русской Православной Церкви; и, в-третьих – это встречи и знакомства с новыми людьми, профессионалами и энтузиастами своего дела. Да, ожидания оправдались.
- По результатам конференции, что бы Вы могли пожелать регентам?
- Пожелать? В первую очередь себе – неустанного усердия.