полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
опора на положительные качества воспитанника;
создание ситуации успеха;
защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии.
Принцип демократизации
индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;
организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей воспитанников;
создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;
нормативно-правовое обеспечение деятельности воспитателей и воспитанников, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;
введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности;
взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников;
широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях.
Принцип природосообразности
педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни;
направлен на самовоспитание, самообразование, самообучение воспитанников;
строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;
опирается на зону ближайшего развития.
Принцип культуросообразности
понимание педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающих прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающих их будущее;
максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры;
обеспечение единства национального, интернационального, межнационального начал в воспитании и образовании;
формирование творческих способностей и установки воспитанников на потребление, сохранение и создание новых культурных ценностей.
Принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах
установление прочных связей и отношений между всеми сферами жизнедеятельности учащихся;
налаживание взаимодействия всех сфер жизнедеятельности учащихся в целях выявления педагогического потенциала каждой из них, особенно семьи;
обеспечение взаимной компенсации, взаимопомощи, взаимодополнения, интегрирования усилий всех сфер жизнедеятельности воспитанников.
Принцип научности
отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники;
применение методов изучения учебного материала, адекватных соответствующим наукам;
вооружение воспитанников умениями и опытом научного поиска, способами научной организации познавательной деятельности;
формирование умений наблюдать, анализировать, осуществлять синтез, обобщения, использовать индукцию и дедукцию;
формировать умения и навыки самообразования.
Принцип доступности и нарастающей трудности
переходить от близкого к далекому;
от легкого к более трудному;
от известного к неизвестному;
учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями.
Принцип наглядности
прямое изучение действительности, основанное на наблюдении, измерении и различных видах деятельности, целесообразно тогда, когда обучаемые не имеют наблюдений и представлений, которые необходимы для понимания изучаемого вопроса;
руководство познавательной деятельностью учеников в процессе использования наглядных средств;
рационально сочетать слово и наглядность;
применять разумно и в меру разнообразные иллюстрации, демонстрации, ла-бораторно-практические работы, наглядные пособия, ТСО (технические средства обучения) и современные информационные технологии;
использовать наглядность не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знания, метод создания проблемной ситуации;
предметная наглядность в зависимости от возраста воспитанников по необходимости и возможности заменяется символической.
Принцип систематичности и последовательности
предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация;
доступность и привлекательность предлагаемой информации;
выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материла, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование внимания на этом;
четкое структурирование знания и его логики, что не только способствует лучшему усвоению информации, но и вооружает общеучебными умениями самостоятельной работы с любым материалом;
включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов по каждому законченному фрагменту предлагаемого материала и в конце изложения всего материала, что способствует не только лучшему запоминанию, но и формированию системы ассоциаций, активизации ранее изученного;
обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, рассказ, ответ по плану, сообщение, небольшое выступление, доклад, краткая лекция;
все должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего (Я. А. Коменский);
создание условий для самостоятельного выполнения заданий, приложения продолжительных и систематических усилий;
использование внутрипредметных и межпредметных связей;
планирование учебно-воспитательного процесса: систематическая подготовка учителя к урокам и другим формам взаимодействия с детьми, тщательный анализ содержания материала и поставленных целей, равномерное распределение домашнего задания в учебном процессе;
осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания.
Принцип сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативывоспитанников в сочетании с педагогическим руководством
деятельность принципиально нова для учащихся;
выполняется самостоятельно;
организуется сознательно и целенаправленно на ясное понимание целей и задач предстоящей работы;
учитываются индивидуальные интересы и потребности воспитанников, формируются ценностные мотивы к учению;
создаются ситуации, содержащие противоречия, заставляющие мыслить, самостоятельно ставить проблемы и их разрешать;
область предлагаемых заданий охватывает не только учебные, но и воспитательные задачи, направленные на формирование определенных нравственных позиций и норм жизни;
коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка, при котором учащиеся приобщаются к сотрудничеству и кооперации при решении задач теоретического и практического характера, учатся распределять задания в группе, координировать индивидуальные действия, руководить и подчиняться распоряжениям других;
отказ от чрезмерной регламентации, опеки, подавления инициативы, самостоятельности и творчества;