Профессиональные и общие компетенции. Общие положения
Общие положения
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения ОПОП в целом.
Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный) в виде решения профессиональных задач. Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности «освоен / не освоен».
Раздел 1. Результаты освоения модуля, подлежащие проверке
Профессиональные и общие компетенции
В результате контроля и оценки по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций[1]:
Таблица 1
Профессиональные компетенции
Показатели оценки результата
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
- обоснованность выбора определенного уровня, типа, канала и техники общения в соответствии с особенностями состояния пациента и его окружения
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики
- соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения в соответствии с этическим кодексом медицинской сестры;
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому
- полнота анализа информации о состоянии здоровья пациента, определение проблем пациента, связанных со здоровьем и болезнью, планирование и осуществление сестринского ухода, заполнение медицинской документации в соответствии со стандартами сестринского ухода;
- проведение сестринского ухода согласно плана и технологиям выполнения сестринских манипуляций
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
- обоснованность и полнота рекомендаций в обучении пациента и его родственников уходу и самоуходу с учетом алгоритмов деятельности;
- оценивание эффективности обучения по соблюдению технологической последовательности выполнения ухода и самоухода;
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию
- соответствие оформленной медицинской документации согласно установленным образцам;
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
- правильность выполнения медицинских услуг в соответствии с алгоритмами и стандартами профессиональной деятельности;
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность
- проведение текущей и генеральной уборки помещений ЛПУ в соответствии с требованиями СанПиН с использованием рекомендованных дезинфицирующих средств;
- выбор и применение методов и способов профилактики внутрибольничной инфекции в соответствии с нормативной документацией;
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала
– применение средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики;
– выполнение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций;
– обеспечение безопасной больничной среды для пациента, его окружения и персонала;
– выделение факторов, влияющих на безопасность пациента и персонала;
– применение в профессиональной деятельности знаний основ эргономики.
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения
– составление памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, по вопросам физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д. в соответствии с рекомендациями Центра гигиенического воспитания населения;
ПК 4.10. Владеть основами гигиенического питания
– соблюдение гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ в соответствии с требованиями СанПиНа и приказа МЗ РФ № 330;
ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте
- выполнение технологий по обеспечению санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
– использование правил эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного в соответствии с нормативными документами;
– соблюдать правила личной гигиены в соответствии с инструкциями.
ПК 4.12 Осуществлять сестринский процесс
- обследование пациента
- выявление проблем пациента
- планирование целей ухода
- планирование объема сестринских вмешательств
- анализ эффективности сестринского ухода
Таблица 2
Общие компетенции
Показатели оценки результата
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Активность и инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности (участие в конференциях, конкурсах, и т.п.)
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Адекватность принятия решения в стандартных и нестандартных профессиональных задачах при проведении профилактических мероприятий.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.
Правильность и полнота отбора и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Результативность и широта использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Построение профессионального общения с учетом социально-профессионального статуса, ситуации общения с коллегами, руководством, пациентами и их окружением.
ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
Решение проблем пациента с учетом культурных традиций народа, уважения социальных и религиозных различий при осуществлении профилактических сестринских мероприятий.
ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Выполнять правила пожарной безопасности и внутреннего распорядка
Соблюдать правила поведения в учебном заведении и лечебно-профилактических учреждениях города
Использовать на занятиях установленную форму одежды.
Таблица 3
Профессиональные и общие компетенции, которые возможно сгруппировать для проверки
Показатели оценки результата
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
– выбора определенного уровня, типа, канала и техники общения в соответствии с особенностями состояния пациента и его окружения;
– соблюдение морально-этических норм, правил и принципов профессионального сестринского поведения;
ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому
ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий
ПК 4.10. Владеть основами гигиенического питания
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
– анализ информации о состоянии здоровья пациента, определение проблем пациента, связанных со здоровьем и болезнью, планирование и осуществление сестринского ухода, заполнение медицинской документации в соответствии со стандартами сестринского ухода;
– проведение сестринского ухода согласно плана и технологиям выполнения сестринских манипуляций обоснованность и полнота рекомендаций и обучение пациента и его родственников по уходу и самоуходу;
– оценивание эффективности обучения;
– выполнение медицинских услуг в соответствии с алгоритмами и стандартами профессиональной деятельности;
– соблюдение гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ в соответствии с требованиями СанПиН;
– обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач при проведении профилактических мероприятий;
– адекватность принятия решение в стандартных и нестандартных профессиональных задачах при проведении профилактических мероприятий.
– рациональность организации деятельности и проявление инициативы в условиях командной работы
– положительная динамика достижений в процессе деятельности;
– результативность самостоятельной работы.
– соблюдение технологии выполнения профилактических сестринских мероприятий в изменяющихся условиях профессиональной среды;
– учет и проявление уважения к социальным, культурным и религиозным различиям пациентов при осуществлении профилактических сестринских мероприятий.
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения
ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
– аргументирование выбора и применения методов и способов профилактики внутрибольничной инфекции в соответствии с нормативной документацией;
– выполнение требований техники безопасности и противопожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций;
– обеспечение безопасной больничной среды для пациента, его окружения и персонала;
– учет факторов, влияющих на безопасность пациента и персонала;
- составление памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, по вопросам физических нагрузок, употребления продуктов питания и т.д. в соответствии с рекомендациями Центра гигиенического воспитания населения;
- использование правил эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечении безопасного перемещения больного в соответствии с нормативными документами;
- правильность и полнота отбора и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста.
- применение информационно-коммуникационных технологий при ведении сестринской документации.