Правовая основа местного самоуправления. Правовая основа местного самоуправления – это совокупность принципов и норм
Правовая основа местного самоуправления – это совокупность принципов и норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с организацией и функционированием МСУ в целом (это источники муниципального права)
Нормы муниципального права – правило поведения, исходящие от местного сообщества, населения и органов МСУ или государства в лице органов государственной власти и обеспеченные принудительной силой государства
Источники муниципального права:
1) Европейская хартия МСУ (подробно на семинаре, презентация) 1985г. – ратифицирована РФ в 1998г.
2) Международные акты, договоры, соглашения
3) Конституция РФ (на семинаре более подробно о нормах К РФ, в которых говорится о МСУ)
4) ФЗ от 6 ноября 2003г.
5) Иные ФЗ, в т.ч. кодифицированные
6) Указы Президента (1999г. Указ о направлениях развития МСУ)
7) Постановления Правительства (по вопросам МСУ, требующим единой регламентации в границах всей РФ)
8) Конституции, уставы субъектов
9) Муниципально – правовые акты
10)Судебные источники
11) Договоры, соглашения
Муниципально – правовые акты
1. Муниципальное правотворчество
2. Муниципально-правовые акты: понятие, виды
3. Контроль за соответствием законам муниципально-правовых актов (судебный, административный и прокурорский надзор)
1. Муниципальное правотворчество –осуществляемая в определенном, установленном уставом муниципального образования и иным НПА в процессуальном порядке, деятельность населения ОМСУ, должностных лиц, МСУ по созданию, изменению и дополнению общеобязательных правил поведения по вопросам местного значения
Стадии правотворчества:
1) правотворческая инициатива (кто имеет право этой инициативы посомтреть в законе к семинару, за 20-30ст.)
2) разработка проекта актов с обоснованием и пояснительной запиской
3) рассмотрение соответствующим органом или должностным лицом
4) внесение поправок
5) голосование – принятие акта, опубликование, вступление в силу (имеет ли глава МО право отлагательного вето – посмотреть к семинару) (презентация)
Виды муниципально – правовых актов (МПА):
1) в зависимости от роли в механизме правового регулирования:
- нормативные
- ненормативные
МПА – решения по ВМЗ (вопросы местного значения) или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ, принятые населением МО непосредственно, ОМСУ, должностные лица МСУ, документально – оформленные, обязательные для исполнения на территории МО, устанавливающие либо изменяющие обще обязательные правила или имеющие индивидуальный характер
НПА – изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, ОМСУ или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (Постановление Пленума ВС 1993г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов, противоречащих закону»)
Ненормативные (индивидуальные) акты – правовой акт индивидуального характера – акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц (Постановление Пленума ВС 1993г.)
Позиция КС: Ненормативные акты – акты, которые содержат ограниченные во времени конкретные предписания, адресованные определенным субъектам
Муниципально – правовые договоры – это двусторонние и более соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением МСУ. Например: договоры о меж-муниципальном сотрудничестве, договоры ОМСУ с территориальными органами федерального казначейства об обслуживании и исполнении местных бюджетов, договоры о создании меж-муниципального объединения или организации, соглашение органов МСУ поселения, входящего в состав муниципального района с органами МСУ муниципального района о передаче им части своих полномочий, соглашение между местными и региональными властями о развитии приграничного сотрудничества, соглашения в области международного сотрудничества и др.
2) по юридической силе:
- решения, принятые посредством прямого волеизъявления населения МО (референдум, сходы)
- устав МО
решения принятые населением и устав МО – акты высшей юридической силы, т. Е иные МПА не должны им противоречить, устав- своего рода Конституция МО
- решения представительных органов МО
- постановления и распоряжения главы МО, главы местной администрации
- приказы должностных лиц местного самоуправления, например: приказ директора департамента здравоохранения местной администрации о введении карантина на всей территории МО
- иные МПА, например: регламент положения, инструкций, правил, программы и т.д.
- решения органов ТОС? Правовой характер данных актов законодательно не урегулирован
3) по территории действия:
- МПА обязательные для исполнения на всей территории МО
- Действующие не на всей территории
- Локальные МПА – корпоративные, ведомственные, действовавшие в рамках одного, какого-либо органа: правила внутреннего трудового распорядка, порядок организации и прохождения муниципальной службы и т.д.
4) в зависимости от характера нормотворческих полномочий:
- МПА, принимаемые по ВМЗ
- Принимаемые для реализации отдельных государственных полномочий? Одни ученые считают, что правовой акт принятый в порядке делегирования по юридической силе приравнивается к актам делегирующего органа.
Вторые считают, что МСУ являясь нижним уровнем публичного властвования и любые, принятые ими акты являются муниципальными, поскольку – это нижний уровень публичного властвования
- правовые акты, по вопросам меж – муниципального сотрудничества (на семинаре подробнее про устав в виде презентации)
Функции МСУ:
Определение функционального назначения МСУ имеет теоритическое и практическое значение, поскольку функциональный анализ позволяет отразить сущность МСУ и таким образом более конкретно определить роль относительно потребностей общественной системы (Платон: функция - сущность)
Проблема:
1) в некоторых законах субъектов РФ о МСУ и в уставах МО имеются статьи, называемые функции МСУ, в которых закрепляются лишь отдельные функции органов МСУ а не функции всей системы МСУ в целом. Поскольку в научной и учебной литературе не разграничиваются функции ОМСУ и функции системы МСУ в целом
2) любые НПА содержат такие понятия, как задача, цель, предметы ведения, полномочия, компетенция, функции, не разграничивая и не определяя их смыслового содержания
Основные моменты категории функции:
1) функции всегда отражают сущность
2) функции всегда выражают некоторое отношение одного явления к другому (отношение связи – способность МСУ оказывать воздействие на жизнедеятельность не только МО, но и всего общества в целом. И отношения раздельности – предполагает определенную изолированность, самостоятельность)
3) функции - это только позитивное воздействие, негативные воздействия и их результаты – это дисфункции
4) функции отражают взаимодействие элементов системы МСУ между собой, а также взаимодействие МСУ с другими системами, например с государством.
Таким образов следует разграничивать функции МСУ как политико – правового института и функции ОМСУ
Функции устойчивы, на их основе формируется компетенция и полномочия соответствующих элементов
Функции МСУ как института:
1) демократизация
2) децентрализация
3) экономическая
4) интегративная – объединение
Функции ОМСУ:
1) соблюдение прав и свобод человека
2) обеспечение комплексного, социально – экономического развития МО (целевые функции) (управленческие функции) Мэском :