В работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” Фридрих Энгельс писал: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию… о том, что является первичным: дух или природа…
Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира... составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма…
Но вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?.. Громадное большинство философов утвердительно решает этот вопрос…
Но рядом с этим существует ряд других философов, которые оспаривают возможность познания мира или, по крайней мере, исчерпывающего познания. К ним принадлежат среди новейших философов Юм и Кант…”
Мало кто из физиков (и философов) понимает, какое значение для физики имеют эти рассуждения. А значение это трудно переоценить.
Первое.Здесь утверждается, что существуют две реальности: объективная (которая называется еще бытие, природа, окружающий мир, действительный мир, материальный мир) и субъективная (мышление, сознание, дух, идеальный мир, мир идей). Соответственно, в самом начале изучения какого-то явления (феномена) физик-экспериментатор должен найти ответ на вопрос, который вытекает из основного вопроса философии и который можно сформулировать так: где происходит наблюдаемое явление – в материальном мире или идеальном, в объективной реальности или субъективной, в действительности или в воображении? От ответа на этот вопрос зависит то, кто будет изучать данное явление: физик или врач, в том случае, когда один человек слышит звуки или голоса, которых не слышат другие.
Второе.Из приведенных рассуждений Энгельса следует, что еще до начала создания теории какого-то явления физик-теоретик должен отдавать себе отчет в том, чем являются теории, понятия и другие создания ума, которые невозможно непосредственно сопоставить с изучаемым явлением: отражением действительности или символами, знаками, полезными в практическом отношении, но не отражающими того, что присуще природе самой по себе? От ответа на этот вопрос в значительной мере зависят его действия по созданию теории.
Третье. До начала исследований любой физик для себя решает, возможно ли познать то или иное явление, измерить какой-то параметр, который до этого никто не измерял. В зависимости от этого решения будет (или не будет) создавать экспериментальную установку.
Нужно сказать, что разделение мира на материальный и идеальный не самоочевидно и проводится не всеми. В мифологии, мистике и многих философиях отрицают противоположность материального и идеального, реального и воображаемого.
Одной из философий, в которой отрицается противоположность вещей и мыслей о вещах, является философия Э. Маха. “Противоположность между действительным и ощутимым миром есть противоположность мнимая”. На основе философии Маха были созданы теория относительности и квантовая механика, появление которых вызвало споры, не прекращающиеся много десятилетий. И споры продолжаются так долго потому, что критики указанных теорий либо не слышали об основном вопросе философии, либо, если слышали, не сделали из него надлежащих выводов. Ведь отрицание объективной реальности является одним из важнейших исходных положений и теории относительности, и квантовой механики, его открыто провозглашают на первых страницах соответствующих учебников.
Итак, в квантовой механике нельзя изучать объект исключив из рассмотрения субъект, то есть нельзя мыслить изучаемое как объективную реальность. Это положение основывается не на фактах, оно взято из философии Э. Маха, и его обосновывают не на основе фактов, а при помощи разного рода софизмов.
Заключение:
Мною были рассмотрены фундаментальные философские проблемы, к которым люди возвращались вновь и вновь в попытках по-новому переосмыслить себя, окружающий мир и свое место в нем. Это проблемы устройства мироздания, его бесконечности во времени и пространстве, проблемы познания окружающего мира, проблемы человека, его души, сознания, морали, ценностей. Эти проблемы значимы для человека, сложны и многозначны. По своей природе эти вопросы относятся к числу "вечных", то есть таких, которые существуют столь же долго, сколько существует и сама философия. Они и сегодня не утратили своей актуальности, так как жизнь ставит перед нами новые задачи, требующие своего осмысления.
Список литературы
[1] Алексеев П.В. История философии: учеб. - М.: Проспект, 2008.