Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Несправедливость как порок



Аристотель также имеет в виду три вида справедливости, когда характеризует связанные со справедливостью добродетели и пороки. Стагирит называет три конкретных порока общей несправедливости. «Итак, «неправосудным» (adikos) считается тот, кто преступает закон (paranomos), ктосвоекорыстен (pleonektes) и несправедлив (isos)…»[37] (курсив мой – Б.К.). В русском переводе Аристотеляслова «paranomos», «pleonektes» и «isos» рассматриваются Н.В.Брагинской почти как синонимы, но это не совсем верно. В действительности слово «paranomos» имеет смысл нарушения права. Слово pleonektes имеет смысл жадности и представляет собой порок приобретения для себя от других при обмене более того, что получать должно. Этот термин уже закрепился в английском языке и употребляется без перевода в вышеприведенном смысле. Например, Дж.Ролз поясняет этот термин следующим образом: pleonexia это «…получение односторонних преимуществ для себя путем захвата того, что принадлежит другим, будь то собственность, награда, должность; или отказ в должном воздаянии другому, будь то выполнение обещания, возвращение долга, проявление уважения и т.д.»[38]. Все то, что может иметь место только в отношении обменного типа. Слово «isos» в других местах переводится Н.В.Брагинской как «неравенство». Э.Радлов переводит то же самое предложение следующим образом: «Несправедливым называют как нарушающего закон, так и берущего лишнее с других, и человека не равно относящегося к другим людям»[39]. Итак:

 

 

– 104 –

 

Paranomos (попрание права) означает ту несправедливость, которая проявляет себя при распределении. Именно здесь несправедливость равнозначна нарушению прав. Ведь, воздав похвалу трусу и презрев храбреца после битвы, мы тем самым нарушаем право храбреца на справедливое поощрение, которого он заслужил. То же самое и при распределении должностей: если должность получает тот, кто ее менее достоин, нарушается право более достойного. Этот порок более всего присущ тому, кто по должности распределяет нечто между другими, но не только ему. Он заключается не в том, что распределяющий получает нечто для себя лично, эта несправедливость может быть не связана с личной нечестностью или жадностью. Попрание чужого права как несправедливость, как и всякий иной порок в соответствии с представлениями Аристотеля представляет собой две возможные крайности: чрезмерное уравнение всех участников при распределении блага или чрезмерное выделение кого-либо. Например, выделение всем семьям равной доли привозного зерна при разном размере семей или выдвижение на общественную должность заведомо неспособных, все это равным образом может считаться несправедливостью типа paranomos.

Pleonexia (жадность) имеет место при обмене, когда мы захватываем более того, что нам должно получить, или не выполняем своих обязательств, или вообще получаем нечто, не внося своего вклада в социальную кооперацию и тем самым нарушаем меру обмена и пропорциональное равенство с другим человеком. Pleonexia также представляет собой крайность наряду с прямо противоположным ей пороком несправедливости к самому себе при обмене (meionexia). Справедливость в обмене есть гармония между pleonexia и meionexia. В этом случае мы ничего не отнимаем у других, но и себя не даем в обиду.

Isos (несоразмерность) – это порок несправедливости, который может иметь место в случае воздаяния. Справедливое воздаяние должно быть равной или пропорционально неравной мерой. Несправедливо было бы наказать вора, истребив весь его род. Это нарушает правило талиона. Здесь Аристотель мог иметь в виду гораздо более древнее правило воздаяния, которое было известно ему по произведениям Гомера (наказать врага более жестоко, чем пострадал от него сам) и которое во времена Аристотелярассматривалось как анахронизм. Частным случаем несправедливости под названием «isos» следует считать также унижение другого человека или группы за счет возвеличивания себя или своей группы. Этот

 

 

– 105 –

 

порок получил специальное название «hubris» (наиболее близкий русский эквивалент это «поругание»). В работе под названием «О добродетелях и пороках» Аристотель приводит такие пояснения: «Hubris это несправедливость, заключающаяся в том, что человек получает удовольствия для себя, унижая тем самым достоинство других»[40]. Несправедливо возвеличивать себя, унижая других. Здесь также нарушается мера, но страдает не благосостояние другого человека, а его самооценка. К слову сказать, этот вид несправедливости совершенно не способна заметить либеральная теория. Но показная роскошь «новых русских» и нелепая реклама дорогих ресторанов на фоне всеобщей нищеты – это все и есть проявления «hubris». В древней Греции подобного рода действия были уголовно наказуемыми[41]. Несоразмерность при воздаянии может иметь место в двух случаях. Чрезмерное воздаяние и воздаяние недостаточное. Серединой между этими крайностями как раз и является воздаяние справедливое.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.