Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСТОРИЯ ХРАМОВ С.УСТЬ-КУЛОМ.

 

Как рассказывают летописи, ранее в 1646 году с. Усть-Кулом стояла деревянная Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, существовавшая около 300 лет. Начало постройки этой церкви было предположено по преданию так. Первое бревно для основания было спущено на сплав по Вычегде. Где оно остановится, на том месте и решили построить Церковь. Бревно остановилось у устья ручья Вичкошор, где и возведен был храм.

Впоследствии эта церковь дважды перенесла пожар, но всякий раз восстанавливалась. В преданиях говорится, что при Церкви жил священник со своими внуками, а сам был слеп.

В 1799 году построена теплая, каменная одноэтажная Церковь. 29 сентября 1811 года она освящена в честь святых апостолов Петра и Павла. (1886 году вновь освящена после пожара, когда вся внутренняя часть Храма сгорела, а затем восстановлена). Говорят, что за левым клиросом помещалась древняя икона Святого Николая Чудотворца, с житием, почитаемая Чудотворною. В 1898 году к этой иконе по случаю Священного Коронования Государя Императора Николая, приобретена бронзовая вызолоченная риза.

В 1857 году сооружена каменная холодная двухэтажная Церковь с колокольней; верхний этаж освящен 21 июня 1859 года во имя Воскресения Христова, с корпусом колокольни. На нижнем этаже престол освящен 18 сентября 1867 года в честь Владимирской иконы Божией Матери. В преданиях говорится, что эта Церковь построена во время « сильной болезни горячкой», которая распространилась в Усть-Куломе, и от нее умирало много людей. Тогда Усть-Куломцы обещали построить Церковь во имя Владимирской Богоматери, ежегодно праздновать день Сретения Чудотворной иконы 26 августа, проходя с крестным ходом вокруг села. Также они обещали почитать все праздники, не проводить в это время никаких работ. При этом была выписана икона Владимирской Богоматери, которую поместили в храмовом месте в Церкви Ее имени. После этого болезнь прекратилась». Во время строительства этой церкви в Усть-Куломе произошел бунт. Некоторые из крестьян отказались платить подать, подчиняться начальству. Посему в 1843 году для усмирения бунта в Усть-Кулом было вызвано и прибыло 200 человек- войска во главе Вологодского губернатора. Виновные были присуждены и наказаны, а главные из них отправлены в ссылку…

На северо-западе от Петропавловской церкви находился еще один Храм – в честь Святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца, построенная в 1878 году на месте прежней деревянной. «Церковь эта небольшой величины и состоит с колокольней, строительство которой окончено только в 1903 году.Эта Церковь была освящена в 1853 году. Внутреннее убранство Храма имело довольно красивый вид. Над Царскими вратами помещалась древняя икона Всемилостивого Спаса, почитаемая Чудотворною».В преданиях говорится, что перед иконой Всемилостивого Спаса некоторые видели по ночам из вне яркий свет, как от горящих свечей.

 

Рядом с церковью построили деревянную колокольню. Звон ( колокола) с которой были подняты на колокольню Воскресенской церкви около 1860 года.


Все Церкви обнесены каменной решетчатой оградой, которая построена 1902 году и имела в окружности 170 саженей. В этом же году на южной стороне от Церквей построена каменная сторожка. Вокруг храмов росли кедры, огромные березы. Возле храма Петра и Павла сохранилась береза, под ней, по рассказам очевидцев, был захоронен младенец (у какого-то «большого начальника»). За церковной оградой, ныне по ул Набережная, было кладбище.

В окрестностях Усть-Кулома были построены две часовни: одна - в честь иконы Казанской Божией Матери, ее поставили на другом берегу ручья. И еще одну часовню - в честь Николая Чудотворца устькуломцы построили на окраине села, по дороге в Ульяновский монастырь. Старожилы говорят, что до самого закрытия церквей в середине тридцатых годов храмы полностью заполнялись молящимися.

 

От нападения нечистой силы усть-куломцы оградили свое село двадцатью двумя обетными крестами. И летом- на Казанскую и Владимирскую Богородицу – шли от креста к кресту большим крестным ходом, обходя село по кругу. Праздник этот назывался в народе « Крест-лун». Говорят, что в начале процессии шел священник, за ним на коромысле двое мужчин несли колокол, а третий человек, идущий позади, звонил в него при переходе от креста к кресту. Рассказывают, что в один год население не захотело платить пожертвование священникам за молебны. В этот год начался страшный падеж скота, а охотничьи собаки заболели водобоязнью ( бешенством). После этого события крестный ход проводился уже без перерывов.

 

Все церкви сооружены усердием и силами прихожан. Точных данных, когда церкви начали действовать, нет. Побольше сведений узнаем о Храме Петра и Павла. Так, в ведомости за 1875 год указано, что в церкви утварь была скудна (ветхие облачения, деревянные и медные сосуды, самые необходимые Богослужебные книги). В паперти этого Храма находился образ Нерукотворного Спаса , написанная на холсте, которая по рассказам , во время пожара церкви Николая Чудотворца была чудесно выброшена из пламени в Вычегду. У церкви имелась небольшая часть пахотной земли. Выращивалась солома ржаная и яровая, которая в продажу не поступала, а шла на корм скоту. Содержалось небольшое хозяйство: 3 лошади, крупного рогатого скота – 4, овец – 12. Выгоды от скотоводства не было. Средства получали только за счет треб. В течение года доходы составляли 91 руб.76 копеек.

 

Далее, в более поздних материалах (Клировые ведомости за 1880 год) узнаем, что значительно улучшилось материальное состояние Храма Петра и Павла. Утварью церковною обеспечены достаточно: «церковных облачений хороших – 5, посуда разная: медная посеребрянная и оловянная, Евангелий – 4, два из них обтянуты малиновым бархатом, наугольники и средник – серебряные 84 пробы, купель для крещения младенцев и венцы для брачующихся медные, книги Богослужебные почти все в двух рядах…». «Земли усадебной (огородной) было выделено около 500 сажен, пахотной и сенокосной – около 10 десятин. С пахотной земли снято хлеба 8 четвертей на 35 рублей, заготовлено сена 50 возов на сумму 50 рублей, которое шло на прокорм 4 лошадей, 6 коров, 8 овец».

 

По рассказам старожилов, в 30 годы прошлого столетия убранство храма было очень величественным и красивым. В центре храма арки обрамляли статуи позолоченных ангелов. Сами стены стены тоже были позолоченные, потолки- голубые. Много было красивых больших икон… От храма вниз к реке Вычегда вела дорожка, где совершались летом Таинства Крещения, зимой - освящался Иордан…

О церковном причте.


С 28 мая 1875 года настоятелем Храма Петра и Павла назначен Василий Дмитриевич Садоков, которому был 51 год. Вдовец, имевших двух дочерей: Раиса 17 лет (умела читать), Ольга 11 лет, которая на тот момент обучалась в г.Тотьма в женской прогимназии.

Помощником настоятеля являлся Попов Василий Константинович. Кроме них трудились во Славу Божию в разные годы о.Палладий священником, Андрей Тимофеевич Попов и Исидор Алексеевич Попов – псаломщиками, дьяконы – Николай Тюрнин, Стефан Тюрнин и Михаил Алексеевич Тюрнин, который 40 лет прослужил Церкви Христовой.

Притча (штатных работников) было 3: настоятель с двумя псаломщиками. Дом у настоятеля « малый деревянный и весьма ветхий». Поэтому общиной нанята квартира в крестьянском доме. У псаломщиков дома собственные.

На содержание притча получалось жалование 164 руб. 64 коп. в год, из них настоятелю выделялось 105 руб. 84 коп., псаломщикам: одному 35 руб. 28 коп, другому – 23 руб. 52 коп. В 1880 году в церковную кружку (кассу) денежных доходов за требы, молебны и поминования, за прославление праздников Рождества Христова и Пасхи получено 882 руб. 64 коп. С Усть-Сысольского духовного управления либо с Вологодской духовной консистории от имени Епископа через Земскую почту на имя настоятеля высылалась небольшая сумма денег. В Храм приходили верующие из окрестных деревень, как Носим (где имелась часовня во имя святой Троицы), Кужба (часовня во имя Спаса Нерукотворного образа), Дон (часовня во имя Вознесения Господня), Жежим (в честь священномученика Власия).

 

С 6 сентября 1879 года настоятелем Храма Петра и Павла был назначен Николай Михайлович Доброумов. 4 декабря 1879 года вышестоящим духовным начальством утвержден в должности Законоучителя Усть-Куломского начального сельского училища. Говорят, что это был высокообразованнейший человек, сын заштатного священника Яренского Преображенского собора Филофея. Кроме того, он являлся благочинным 5 округа. Объезжал благочинный вверенные ему храмы на лошади.

Дети: Александр, на тот момент обучался в 3 классе Усть-Сысольского духовного училища, Надежда («нрава весьма благонравного») кроме них еще Анна, Лидия, Николай. При настоятеле служили: дьякон Андрей Тимофеевич Попов, сын священника Тимофея Андреевича Попова, который прослужил в Иоанно-Предтеченской Керчемской Церкви. Дьякон имел большое семейство – 10 детей. Псаломщик Федор Александрович Попов, воспитывавший с женой 7 детей. Кроме них при храме работала в качестве просфорни Наталья Александровна Попова, вдова умершего священника Петропавловской Церкви Попова Леонида Ивановича. Подеепопечительсвом находились дети: Геннадий, который по окончании Усть-Сысольского Духовного училища занимал должность сельского писаря, Аифал – обучался в Вологодской Духовной семинарии, Анатолий – обучался в Усть-Сысольской Духовной семинарии, остальные дети – Глафира, Павел, Александра, Еламия находились при матери. С 1874 года просфорней работала Любовь Трубачева – дочь умершего дьякона ДеревянскогоХристорождественского Храма.

Как описано в литературе: «28 июня. Ранним утром Любовь Павловна уже на ногах. До восхода солнца натопила большую печь. Также – и поздно вечером. По-другому нельзя. Середина лета. Погода сухая и жаркая. Может и пожар возникнуть. Но времени нет. Завтра, 29 июня (по ст. стилю) – Престольный праздник Петра и Павла. К такому дню нужно много просфор испечь…» Поскольку заштатным работникам не полагалось жалования, их содержание брали на себя прихожане Храма. Так, «просфорне Любовь Павловне Усть-Куломцы собирают две четверти хлеба, 6 телег сена». По рассказам очевидцев, в 1930 годах священником был о. Иоанн (родом с Аныба) С женой Анной Петровной они, не имея своих детей, воспитывали племянницу жены. Во время гонений отправили в ссылку о. Иоанна, а матушка так и не дождалась его. В последствии она зарабатывала на хлеб, занимаясь плетением рыболовных снастей. Храм Петра и Павла знаменателен тем, что в 1867 году Литургию отслужил Епископ Вологодский и Устюжский Павел. В 1883 году некий Василий Федорович Панюков здесь же принял военную присягу и пошел служить в стрелковый полк императорской армии…

 

Как закрывали Храмы.

 

Настали тяжелые времена. «Революционные власти ведут политику, чтобы изменив идеологию народа, они служили компартии. Такая идеология имела лозунг «Долой Храмы!». В 1933 году председатель Коми облисполкома Ильчукова разослала письма по местам с указанием заведомо невыполнимых условий (прежде всего применив «разные виды налогов») для дальнейшей работы Церквей. 17 октября 1937 года под предводительством Мишарина Н.И. жители местечек «Макар Ольош» и «Каро» проголосовали (всего 111 чел) за закрытие Храма. В этот же день в колхозе « Буденный» провел собрание П.А.Чаланов, который агитировал открыть в Храме клуб. Иван Липин сказал: «От Церкви толку нету, надо отдать его под дом культуры».. К.Мишарин добавил: «Церкви разрушают во всех селах, надо и нашу разрушить». 18 октября при проведении собрания в колхозе «Ленин туйод», на котором было сказано неким Семяшкиным следующее: «Царское правительство свою власть укрепляло при поддержке Церкви. Советская власть отделила Церковь от государства. Двадцать лет уже строим социализм, да уже пора бы Церкви перестать одурманивать людей. Вот и сейчас они мешают жить». Семяшкина поддержали лозунгами» Церковь – контрреволюционный штаб» и т.д. На этом собрании принято решение: «Храм Петра и Павла закрыть». Данное решение направили в Райисполком, который, рассмотрев данную просьбу, направил материалы в облисполком. 21 марта 1938 года президиумом облисполкома принято следующее решение: «В закрытии Петропавловского храма просьбу населения удовлетворить. Здание Храма передать райисполкому для размещения в нем пожарного депо. Председателю Мишарину срочно направить в исполком Коми АССР проектно – сметную документацию». Но верующие с. Усть-Кулом сдаваться не хотят. Они ходят по населенным пунктам и собирают подписи, чтоб отстоять свои Церкви. Наиболее активным среди верующих оказался Чупров, которого власти называют троцкистом. По этому поводу 23 ноября 1938 года вновь организовано собрание в колхозе «Ленин туйод», где прозвучало следующее: «Отобрать Петропавловский Храм у верующих и до выборов в Верховный Совет СССР открыть в нем районный пионерский клуб. Просить районные судебно-следственные органы возбудить уголовную ответственность над троцкистом Чупровым, другими активно настроенными верующими, что ведут контрреволюционную работу, обманным путем собирают подписи с народа об открытии Церквей». Церковь Николая Чудотворца вместе с прилегающей колокольней была разрушена одна из первых (по преданию – в 1931 году, до этого в ней размещалась столовая, в алтаре была кухня) Священника посадили в тюрьму. Потом разобрали по кирпичику колокольню Воскресенской Церкви, а с самой Церкви снесли все пять куполов. По преданию, когда коммунистам все же удалось скинуть самый большой колокол , он не разбился, а как бы врос в землю… Это произошло в июле 1937 года. Так, врытый в землю, колокол там находился целый год. Раздробили его только с помощью взрывчатки, осколки увезли в Усть-Сысольск на барже. По рассказам, во время взрыва, один из осколков колокола упал на близлежащий дом, рядом с подушкой ,где в это время хозяева спали в сенях в специально натянутых пологах… Сожгли обе часовни. Почти все поклонные кресты уничтожили (до наших дней сохранились только два). По преданию, кресты находились: возле ручья «Вичко-шор», в «Кывтыде», в «Катыде» (возле нынешней аптеки). Все иконы из церквей безбожники свалили в одну кучу, потом отвезли в сельский совет и топили ими печи. По рассказам очевидцев, в сельском совете истопниками работала одна супружеская пара. Они не пожелали заниматься таким кощунством и вскоре уехали из села… В Воскресенской церкви разместили вначале кинотеатр, потом «ОСОАВИАХИМ», оружейные склады, пекарню. В Храме Петра и Павла Была снесена прекрасная, величественная колокольня, (звон колоколов был слышен до Ульяново и окрестных селений); вместо нее построена обычная двускатная крыша. В алтаре пробили дверь, черезсвятая святых заезжала тяжелая техника, а в самом алтаре была курилка. Позднее в здании был открыт гараж, ДОСААФ. Местные жители рассказывают, что наиболее активное участие в разрушении церкви принимала семья Поповых. Любопытно, что род этот идет от первого усть-куломского священника Иакова Попова, у которого было 13детей. Когда церкви закрывались, коммунисты Поповы сделали себе из церковных икон в бане полки, на которых парились и отмывались от грязи. Трагическую судьбу этой семьи ничем другим, как Божиим наказанием объяснить невозможно. Сами родители умерли в тяжелых и продолжительных мучениях от рака. Старший сын Всеволод повесился. Второй сын Андрей утонул. Дочку Марию Господь лишил разума. Дочь Роза умерла после продолжительной болезни от рака. Колокол на Петропавловском Храме весил 204 пуда (который возвели в 1890 году).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.