Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемы и перспективы становления правового государства в России



 

Итак, Россия была долгое время типичным традиционным обществом. По мнению В.С.Степина[49], она переходила на путь техногенного развития благодаря процессам модернизации, которые предполагали прививки западного опыта на традиционалистскую почву. Наиболее важными вехами на этом пути были реформы Петра I и Александра П. Большевистская революция и советская эпоха, решившие задачу ускоренного индустриального развития страны, также могут быть рассмотрены в качестве особой, «догоняющей модернизации». В такие эпохи происходило особенно активное заимствование элементов западной культуры, прежде всего науки, технологии и обеспечивающей их системы образования.

Что же касается политического строя России, то при всех его изменениях он всегда был далек от идеалов демократии и прав человека. Каждая «догоняющая модернизация» проводилась сильной деспотической властью, насильственно насаждавшей нормы, привычки, способы деятельности, которые были чаще всего чужды устоявшимся стереотипам народного сознания. «Догоняющие модернизации» сопровождались видоизменением этих стереотипов, и в то же время сохраняли, воспроизводили их некоторое сохраняющееся ядро. В России никогда народ не чувствовал себя и не осознавал себя живущим в едином для всех правовом поле, и, конечно же, не верил в правовое государство. Привычную для России систему бесправия народ характеризовал в известных поговорках: «с сильным не судись, с богатым не рядись», «закон, что дышло» и т.д.

В советский период также не было создано предпосылок формирования правового государства. Система политической юстиции, практика массовых репрессий, нарушения конституции во имя политической целесообразности и т.п. - все это выступало явным антиподом правовому обществу.

Идея правового государства и соблюдения прав человека возникла в среде интеллигенции и выступала в форме альтернативы господствующей идеологии советской эпохи. В период перестройки эта идея стала лозунгом борьбы с партократией. Однако путь от идеи до ее практической реализации оказался чрезвычайно непростым.

В настоящее время Россия стремится к тому, чтобы стать демократической державой. Во всех сферах общественного бытия приходят сложные и противоречивые процессы. Все более очевидны как позитивные результаты перемен, так и сопровождающие их негативные явления, отголоски тоталитаризма. Это находит, по сути, зеркальное отражение в делах с правами человека - универсальном демократическом институте, выработанном за столетия цивилизованным человечеством. И хотя сегодня в России они подвергаются серьезным испытаниям, они звучат все ярче. Население и власть утверждаются в мысли, что права человека есть неотъемлемые возможности жизнедеятельности человека, вытекающие из его природы. Права, определяя меру свободы людей, все более осознаются как источник прогресса и удовлетворения важнейших индивидуальных потребностей и интересов в их гармоничном сочетании с общественными.[50]

При сложившихся общих весьма демократических законодательных реалиях и тенденциях воплощения в жизнь прав и свобод человека остается ряд проблем соотношения внутригосударственного законодательства и международных положений о правах человека, адекватного понимания таких положений и их практического применения. Как справедливо отмечено, едва ли сегодня можно обнаружить какую-либо национальную систему, которая идеально бы взаимодействовала с международным правом, но расстояния, отделяющие разные государства в этом плане, неодинаковы.[51] Сложность проблемы для России в значительной мере вызвана относительной новизной ситуации, поскольку действие международного права на территории СССР допускалось лишь в виде исключения.

По мнению авторитетных ученых, непосредственно занимающихся правозащитной работой, эффективность конституционной формулировки о примате международного права над внутригосударственным станет реальностью только при создании государственно-правового механизма его реализации. Возникающие в правоприменительной практике споры о соответствии норм одного нормам другого должны рассматриваться в широком плане Конституционным Судом России и в частных ситуациях обычными судами всех уровней. В нашем государстве все еще издаются сотни нормативных актов, тем или иным образом затрагивающие права и законные интересы личности. Таким актам следует придавать обязательную юридическую силу только после правовой экспертизы на предмет соответствия не только законодательству страны, но и нормам международного права. В свою очередь, если международными соглашениями права и свободы личности признаются или закрепляются в меньшем объеме, нежели в российском законодательстве, то они не должны умаляться правоприменителем подданным предлогом.[52]

Для сегодняшней России, пожалуй, самая сложная проблема: как создать правовое государство и сильную демократическую власть, где власть не деспотична, где она не над правом, не над народом, а подчиняется праву. Какие-то шаги сделаны последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.

Важным шагом является и создание основ разделения властей(законодательной, исполнительной, судебной). Но самое трудное состоит в формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правового поведения граждан.И в этом процессе важны не только государственно-правовые акции (в том числе и неукоснительное наказание за правонарушения), но и социальная поддержка образцов правового поведения общественными объединениями граждан.

Образцы поведения и деятельности в любой культуре выступают основной формой трансляции социального опыта, формирования и воспроизводства традиции. И если посмотреть на реальные образцы поступков, приводивших к материальному и социальному успеху людей в последние годы, то в большой своей массе они вряд ли подходят под идеал правового поведения. Мы не создали правового общества. Реально - это было довольно противоречивое соединение авторитаризма с анархией и формированием клановых интересов.[53]

При советской власти не было и гражданского общества. В то время у нас была не только структура государственно-партийной регуляции социальной жизни (государственные органы, парткомы, профсоюзы и различные официальные общественные организации, контролируемые партией), но и структуры, регулирующие жизнь трудовых коллективов посредством неписанных правил и стандартов поведения, во многом воспроизводящих хотя и в особой, модифицированной форме некоторые традиции русской общинной жизни. То, что именовалось социалистическим производственным коллективом, было не только производственным объединением людей, но и особой системой неформального общения, когда люди после работы общались, чаевничали, выпивали, обсуждали домашние и политические ситуации, помогали друг другу в переездах на новую квартиру, в похоронах близких, отмечали юбилеи и т.д. У нас не было жесткого разграничения между работой и внерабочей жизнью. Недаром бытовала шутка, что в России, в отличие от Запада, на работе обсуждают домашние дела, а дома говорят о работе. Важно выяснить, предполагает ли гражданское общество разрушение этих прежних форм солидарности, или же оно может вырастать, опираясь на эти формы и модифицируя их.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе сформированием гражданского обществаи требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Проблема здесь не только юридическая,хотя создание совершенной законодательной системы, способной «связать» государство, к формированию которой мы всего лишь приступили, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем,в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.[54]

Вместе с тем нельзя думать, что чисто механическое заимствование сугубо западных идей (а идея правового государства западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, этого, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем.

Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую «природную» правовую активность и инициативу.

С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует «реальнее» относиться и к самой идее правового государства, ибо «в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и «правовое государство» - это скорее идеальный тип...»[55].

Таким образом, ставя задачу формирования правового государства в российском обществе, мы не должны идеализировать, а тем более копировать устоявшуюся на современном Западе модель правового государства. Разработка концепции правового государства как наиболее полно соответствующей обществу цивилизованной формы организации политической государственной власти предполагает не только отрицание устоявшихся догм, но и использование общечеловеческих ценностей при анализе путей формирования в обществе устойчивого правопорядка, законности и конституционности, места и роли правоохранительных органов в системе расширяющегося народного самоуправления, утверждение во всех сферах жизни плюрализма мнений и суждений, словом, обеспечение всестороннего развития личности в условиях социальной справедливости.

Главное в итоге - какое место занимает человек в системе ценностей того или иного государственного или общественного строя, какие реальные возможности ему предоставлены обществом, какими правами он пользуется, какое качество жизни ему обеспечивается. Именно данные критерии определяют преимущества и перспективы той или иной социально-политической системы. Это особенно актуально в современных условиях изменяющегося с космической скоростью мира, когда в нашем обществе в процессе его обновления все более остро встает проблема гуманизации системы общественно-политических отношений.

Многие вопросы, связанные с формированием правового государства, останутся без ответа, если мы не определимся: какова роль личности в этих процессах; что нужно сделать, чтобы освободить ее от чрезмерной опеки; какие существуют противоречия между личностью и государством и каков механизм их разрешения.

Ряд публикаций последнего времени показывает актуальность этой проблемы, причем подчеркивается, что личность со всеми ее социальными свойствами (правами и обязанностями, свободой и ответственностью, сознанием, культурой, нравственно-гуманистическими началами) качественно характеризует правовое государство, ибо в проводимых преобразованиях активизировался человеческий фактор. В силу этого личностная проблематика крайне обострилась, стала одной из наиболее чувствительных.

Все государственные органы должны стать реальным средством обеспечения достойных условий жизни гражданина в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества: гражданин, в свою очередь, обязан освободиться от иждивенческо-выжидателъных позиций, активизировать предприимчивость в реализации индивидуального интереса, сопряженного с общественным.

В целом такой подход со стороны законодателя, с нашей точки зрения, повышает гражданскую и политическую активность личности, усиливает ее ответственность за результаты своей деятельности. В то же время практика реализации прав личности в нынешних условиях требует и более широкого использования основополагающего принципа правового регулирования: «дозволено все, что прямо не запрещено законом», т.е. перехода от разрешающей к регистрирующей форме правового регулирования, что в свою очередь требует активизации разработки как правореализующих, так и правоохранительных юридических норм, направленных на защиту свободы личности, ее неприкосновенности и безопасности. Это нашло отражение в концепции действий в сфере прав человека, содержащейся в российской Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Это вполне соответствует ст. 5 выдающегося документа Французской революции - Декларации прав человека и гражданина 1789 г., где отмечалось, что «все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписанному законом»[56]. Следовательно, закон должен воспрещать лишь такие деяния, которые вредны для общества.

Реализация данной стратегической линии с необходимостью включает перевод идей на язык конкретных нормативных правовых актов, практических решений, так как право опосредует взаимоотношения личностей в рамках как социальной, так и политической системы общества.

В обновленном обществе каждый человек является общественной ценностью, выступает самостоятельным субъектом в различных отношениях с участием государства, наделен реальными правами и возможностями обеспечивать себя всем необходимым, действуя в рамках закона и только на основании закона. Если общественные и личные интересы противоречат друг другу, то должны вырабатываться и проводиться в жизнь компромиссные решения. При несовпадении интересов большинства и меньшинства принимаемое решение при всех условиях не должно вести к ущемлению прав меньшинства, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией Российской Федерации.

Правовое государство - это гарантия продолжения демократизации общества, его обновления. Становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок властибудут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту ее творческого потенциала и инициативы.

России предстоит пройти долгий и сложный путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

В нынешних политологических, историко-философских и даже правовых дискуссиях мелькают две мысли: 1) правовое государство -конструкция, устаревшая для постиндустриального общества; 2) эта идея вообще не органична российским традициям и ментальности. Ни с той, ни с другой позицией, по мнению М.А.Краснова[57], нельзя согласиться.

Человечество даже в постиндустриальную эру не располагает столь уж широким веером социальных возможностей, а потому, отказываясь от идеи правового государства, общество неизбежно обращается к такой государственности, где закон не основан на естественном праве и где его «господином» является власть. Если что и целесообразно пересматривать в постиндустриальную, информационную эпоху, так это традиционную конструкцию демократии, искать её модель, наиболее подходящую для нынешнего состояния цивилизации. А вот правовое государство - достижение, не подлежащее пересмотру и тем более отказу от него.

Есть возражения и против второй позиции. Да, в России не очень популярна идея законопослушания. Но было бы ошибкой утверждать, что правовой нигилизм присущ природе россиян, а потому создание у нас правового государства фатально бесперспективно. Наоборот, как ни покажется странным, именно в России существуют благоприятные условия для реализации такой идеи. Более того, перспективы формирования правового государства в России благоприятны. Но такая государственность станет возможной лишь тогда, когда право позитивное начнет сближаться с правом естественным - как в нормотворчестве, так и в правоприменении.

Насколько очевидны проблемы прав и свобод личности в России, настолько ясно и то, что именно они способны сегодня и в обозримом будущем стать одним из важнейших объединяющих российское общество элементов. Только на основе законности, справедливости, утверждения прав и свобод человека возможно построение правового государства -гармоничное сочетание интересов личности и государства, центра и регионов, народностей, различных политических сил, общественных воззрений и настроений.

К реальному благополучию, стабильности и безопасности держава может прийти не посредством установления режима силы, а посредством силы права, достижения широкого социального консенсуса в вопросе уважения и защиты прав человека. При этом предполагается свобода каждого в выборе собственного жизненного пути сообразно индивидуальным потребностям, воззрениям, иным условиям. Гарант тому - права человека.

Другими словами, достойная жизнь может и должна строиться как на основе отечественных традиций, реалий, так и с учетом общечеловеческих ценностей, исторически осмысленных и выраженных международным сообществом в правах человека, а ныне признанных Российской Федерацией в полном объеме и органично дополняемых правами ее граждан.

«Стабильность и долгосрочность конституционной модели Российского правового государства являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации»[58], поэтому принципиально важно, чтобы необходимые для изменения и корректировки исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись на основе принципов, норм, механизмов и процедур нынешней Конституции - в рамках ее толкования, поправок и дополнений к ней.

А для реализации идеи правового государства должна существовать более высокая ступень развития системы социально-экономических отношений, только это даст возможность в полной мере реализовать положения, заложенные в концепции правового государства.

И тогда, преодолевая различные трудности и препятствия, Россия постепенно создаст свой образ правового государства, который будет адекватен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.


Заключение

Правовое государство, которому посвящено наше исследование, - это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Правовое государство - идеал, к которому стремится Россия. Понимание сути происходящих перемен в сфере российской государственности, предполагает детальное рассмотрение основ правового государства, что собственно и послужило целью нашей работы.

Теперь мы можем сказать, что разработки теоретиков правового государства представляют значительный интерес для понимания современных проблем России. Вот почему в первой главе мы рассмотрели историю возникновения идеи правового государства, что позволяет сделать такие выводы:

1) В содержательном смысле ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально- политического строя. И.Канту принадлежит заслуга создания философской основы правового государства.

2) История философско-правовых учений о правовой государственности - богатый арсенал идей и концепций, без знания которых, учета их сильных и слабых сторон, достоинств и недостатков невозможна сколько-нибудь серьезная современная теоретическая разработка и практическая реализация идей правового государства.

3) История развития философско-правовой мысли свидетельствует о том, что для правового государства необходимы не только господство права и правовых законов (нормативно-правовой аспект), но и надлежащая правовая организация самой системы государственной власти, учреждение различных государственных органов, четкое определение их компетенции, места в системе, характера соотношения между собой, способов формирования, форм деятельности и т.д. (организационный, властно-институциональный аспект). Причем оба аспекта тесно взаимосвязаны и один без другого невозможен.

Многие современные исследователи и политики, особенно прокремлевскои и прокоммунистической ориентации, склонны относиться к теории правового государства как к некой абстрактной, кабинетной, безжизненной фантазии. Но при всей академичности теории правового государства она ценна своим рациональным зерном - максимальными гарантиями естественных прав личности. Поэтому, опираясь на материал, изложенный в первой главе работы, констатируем:

1) под правовым государством следует пониматьне некое абстрактное государство господства права, а государство, максимально гарантирующее естественные права личности,причем не только через механизмы судебной защиты, но и через автоматизм действия законов, защищающих данные права;

2) цель правового государства - это расширение прав личности, совершенствование конституционно-правовых механизмов их реализации и защиты;

3) правовая государственность как символ и социальный идеал представляет собой, прежде всего, прогрессивную идеологию гражданского общества, постепенная объективация которой на нормативном уровне обусловлена уровнем общественного правопонимания.

Приведенные в работе характеристики правового государства подчеркивают его главный аспект: вся система отношений в обществе и государстве должна строиться на правовых началах. Образно говоря, общественные отношения должны быть освящены правом. Но этот важный вывод не исчерпывает всей полноты проблемы.

Раскрывая взаимосвязь гражданского общества и правового государствауместно высказать идею о том, что правовое государство должно быть элементом гражданского общества, а не превращаться в самоцель. Необходимо, следовательно, создать сильное, жизнеспособное, свободное общество, которое в состоянии не допустить узурпации власти и дать действенный отпор любым антидемократическим, авторитарным посягательствам.

Идеологи правового государства, как стало ясно, выделяют определенные признаки правового государства. Но сегодня правовое государство с названными признаками предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, социальный идеал, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др.

Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо.

Суммируя все изложенное, подчеркнем:

1. Смысл правового государства как явления многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не любое государство, где действует право, является правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но посткоммунистическая Россия провозгласила эту цель.

2. Правовое государство не может быть введено сверху, учреждено декретом, законом, указом. Оно - продукт длительного развития самого общества, социального прогресса, культуры, цивилизации. Это особый стиль жизни, мышления и общения, особый экономический уклад. Такие условия в нашей стране пока не сложились.

3. В России правовое государство будет формироваться с учетом отечественной специфики, сложившихся культурно-исторических традиций. Но в любом случае это будет развитое, стабильное, благоустроенное общество с достаточно высоким уровнем жизни людей.

В заключение заметим: в конечном счете, теория правового государства имеет смысл, если она реализуется и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинства и присущей ему свободы. Изначальное традиционное понимание правового государства, обращенного к человеку, мыслящему и планирующему свой мир, сейчас как можно скорее необходимо очистить от всяческих идеологических примесей и возродить.

Изменяются цивилизации, человечество ищет новые пути цивилизационного развития, поэтому понятия демократии, правового государства и прав человека в России также должны быть с этими процессами соотнесены - они не могут оставаться прежними.

 

 

Список использованных источников:

Нормативно-правовые акты:

 

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. [с изм. от 25.03.2004 г.] // Российская газета.- 1993.- 25 дек.

2. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: принят 18.12.2001г. № 174-ФЗ [ред. от 28.12.2004 г.] //Собрание Законодательства РФ.- 2001.- № 52.- Ст. 4921.

3. Российская Федерация. Законы. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 [ред. от 22.08.2004 г.] //Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 47.- Ст. 4472.

 

Специальная и учебная литература:

 

1. Алексеев С.С. Теория права / С.С.Алексеев.- 2-е изд., перераб и доп.-М.: БЕК, 1995.-311 с.

2. Бляхман Б.Я, Гражданское общество и государство: проблемы взаимоотношений /Б.Я.Бляхман.- Кемерово: [Изд-во Кемер. гос. ун-та], 1997.-251 с.

3. Верховенство права / ред. А.Куликов.- М.: Прогресс; Универс, 1992.-212 с.

4. Власть: Очерки современной политической философии Запада / отв. ред. В.В.Мшвениерадзе.- М: Наука, 1989.- 325 с.

5. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Гегель Георг Вильгельм Фридрих // Антология мировой правовой мысли: в 5 т.- М, 1999.- Т.З: Европа, Америка. ХVII -ХХ вв.- С. 323-345.

6. Гессен В.М. О правовом государстве / В.М.Гессен //Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия / В.Н.Хропанюк.- М., 1998.- С. 272-280.

7. Государство и право на рубеже веков. Проблемы истории и теории / под ред. В.Г.Графского и др.; Ин-т государства и права РАН.- М.,2001.- 196 с.

8. Декларация прав человека и гражданина 1789 года // Антология мировой правовой мысли: в 5 т.- М., 1999.- Т.З: Европа, Америка. ХVII-ХХ вв.- С. 244-247.

9. Каганович Л. Двенадцать лет строительства Советского государства и борьба с оппортунизмом //Советское государство и революция права.- 1930.- № 1.- С. 7-43.

10. Кант И. Учение о праве / Кант Имманул // Антология мировой право-вой мысли: в 5 т.- М, 1999.- Т.З: Европа, Америка. ХУИ-ХХ вв.- С. 311-319.

11. Кант И. Учение о праве // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М, 1999. Т.З С. 315.

12. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С, 19.

13. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права / Б.А.Кистяковский.-М: М. и С.Сабашниковы, 1916.- 704 с.

14. Козлихин И. Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб.. 1993. С. 5.

15. Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996. С. 28

16. Комаров С.А. Личность. Права и свободы. Политическая система С.А.Комаров, И.В.Ростовщиков. СПб., 2002. С.154.

17. Коркунов Н.М. Власть и право. Совместность властвования /Н.М.Коркунов //Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия / В.Н.Хропанюк.- М, 1998.- С. 287-297.

18. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика: [Дисс] / С.А.Котляревский.- М.: Типография Г.Лисснера и Д.Собко, 1909.-428 с.

19. Кудинов О.А. Разработка теории правового государства в российской науке начала XX века //Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 101.

20. Кудрявцев В.Н. Социалистическое правовое государство / В.Н.Кудрявцев, Е.А.Лукашева // Социалистическое правовое государство: про-блемы и суждения: [сб. статей] /АН СССР; Ин-т государства и права.-М., 1989.-С. 10-27.

21. Лазарев В.В. Теория государства и права: (актуальные проблемы) /В.В.Лазарев.- М.: Академия МВД России, 1992.- 182 с.

22. Лассаль Ф. Сочинения Фердинанда Лассаля: В 3 т.: т. 2 /Фердинанд Лассаль.- СПб.: Н.Глаголевъ, 1905.- 448 с.

23. Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Ленин В.И Полн. собр. соч. М., 19 Т. 37. С. 245.

24. Лукашева Е.А Права человека и правовое государство // Общая теория прав человека. М.. 1996. С. 70.

25. Лукашева Е.А Социальное правовое государство / Е.А.Лукашева //Проблемы общей теории права и государства / под ред. В.С.Нерсесянца.-М.: Норма-Инфра-М, 1999.- С. 697-713.

26. Малицкий А. Советская конституция /А.Малицкий.- 2-е изд., пере-смотр, и доп.- Харьков: Юрид. Изд-во Наркомюста УССР, 1925.- 440 с.

27. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М., 1999. С. 13.

28. Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания: Домарксистский период / Л.С.Мамут.- М.: Наука, 1989.- 253 с.

29. Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические типы государства и права. М., 1971. С. 418.

30. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. 28 июня - 1 июля 1988 г.- М.: Политиздат, 1988.- 160 с.

31. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. М., 1988. С.122.

32. Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алма-Аты. 2000. С. 171.

33. Нерсесянц В.С. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современ-ность//Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. С.7.

34. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства / В.С.Нерсесянц.- М.: Норма-Инфра-М, 1999 .- 539 с.

35. НерсесянцВ.С. Философия права. М., 1998. С.106.

36. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000.С.24-25.

37. Новгородцев П.И. Государство и право //Вопросы философии и психологии: т.74. М., 1904. С. 397, 398.

38. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С.395-396.

39. Платон. Законы: Книга 4 / Платон // Антология мировой правовой мысли: в 5 т.- М., 1999.- Т.1: Античность. Восточные цивилизации.- С. 148-149.

40. Платон. Законы: Книга 4 // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М.. 1999. Т.1. С. 149.

41. Поппер К. Открытое общество и его враги: т.1: Чары Платона /К.Поппер; пер. с англ. В.Н.Садовского.- М.: Культурная инициатива, 1992.- 446 с.

42. Родионова О.В. Социальное государство: (теоретико-правовой аспект): дис.канд.юрид.наук. СПб., 2002. С. 9.

43. Толстой Л.Н. Царство божие внутри нас //Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.. М., 1957. Т. 28. С.132.

44. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия /В.Н.Хропанюк; под ред. Радько Т. Н- М: Интерстиль, 1998.- 944 с.

45. Цицерон. О государстве / Цицерон // Антология мировой правовой мысли: в 5 т.- М., 1999.- Т. 1: Античность. Восточные цивилизации.- С. 220-232.

46. Цицерон. О государстве//Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1999. Т.1. С. 220.

47. Черданцев Е.Ф. Теория государства и права. М., 2000. С. 162-164.

48. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: ведение в теорию. М., 1993. С. 3.

49. Общая теория права и государства / под ред. В.В.Лазарева.- 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 1999.- 517 с.

50. Политология для юристов / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М., 1999. С, 351-352.

51. Правовое государство, личность, законность / В.С.Нерсесянц и др.-М.: Рос. правовая академия Минюста РФ, 1997.- 138 с.

52. Правовое государство, личность, законность. М., 1997. С.39.

53. Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н. Марченко.-М.: Проспект, 1999.- 504 с.

54. Проблемы теории государства и права / под ред. М.Н.Марченко. М., 1999. С. 290.

55. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализа-ции / ред. и сост. Э.А.Чиркин.- М.: Юрид. лит-ра, 1990.- 318 с.

56. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько.- М.: Юристъ, 1997.- 671 с.

 

Периодические издания:

1. Андреева О. А. Некоторые вопросы методологии истории государства и права //Юридической образование. 2004. № 1. С. 12-14.

2. Баялджиев Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода / Д. Баялджиев // Вестник МГУ. Серия 11, Право.- 1998.- № 6.- С.76-92.

3. Зарицкий А.В. Современная теория правового государства: место и роль политического принуждения /А.В.Зарицкий //Следователь.- 2003.- № 8.- С. 56-59.

4. Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое //Вопросы философии. 1990. №6. С. 144.

5. Ковалев С.А. Наше будущее - свободные граждане свободной страны // Российская газета, 1994. 9авг.

6. Краснов М.А. Перспективы правового государства в России //Общественные науки и современность. 2003. №2. С.56.

7. Лукашук И.И. О применении международного права судами России //Государство и право. 1994. №2. С.106.

8. Лукьянов Л.И. Курс на демократию, самоуправление, законность /Л.И.Лукьянов // Проблемы мира и социализма.- 1988.- № 11.- С. 10-15.

9. Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность //Законодательство. 2003. №2. С. 47.

10. Нерсесянц В.С. Гегелевская диалектика права: этатизм против тоталитаризма // Вопросы фило-софии. 1975. № 11.

11. Серегин Н.С. Гражданское общество, правовое государство и право: «круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии» / Н.С.Серегин, Н.Н.Шульгин //Государство и право.- 2002.-№1.-С.12-50

12. Четвернин В.А. Понятие и термин «правовое государство» / В.А. Чет-вернин //США. Экономика, политика, идеология.- 1996.- № 8.- С. 72-80.

 

 


[1] Цит. по: Власть: очерки современной политической философии Запада. М., 1989. С. 163.

[2] Толстой Л.Н. Царство божие внутри нас //Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.. М., 1957. Т. 28. С.132.

[3] Подробно см.: Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. М., 1989.

[4] Политология для юристов / под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. М., 1999. С, 351-352.

[5]Нерсесянц В.С. Идеи и конструкции правовой государственности: история и современность//Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. С.7.

[6] Платон. Законы: Книга 4 // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М.. 1999. Т.1. С. 149.

[7] Цицерон. О государстве//Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1999. Т.1. С. 220.

[8] Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996. С. 28

[9] Кант И. Учение о праве // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М, 1999. Т.З С. 315.

[10] Там же: С. 320.

[11] Там же: С. 315-316.

[12] Гегель Г.В.Ф. Философия права// Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М, 1999. Т.З С. 323.

[13] Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 284.

[14] Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С.67.

[15] Подробно см. Нерсесянц В.С. Гегелевская диалектика права: этатизм против тоталитаризма // Вопросы философии. 1975. № 11.

[16] Кудинов О.А. Разработка теории правового государства в российской науке начала XX века //Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 101.

[17] См.: Новгородцев П.И. Государство и право //Вопросы философии и психологии: т.74. М., 1904. С. 397, 398.

[18] Коркунов Н.М. Власть и право //Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия. М., 1998, С.287.

[19] Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 654.

[20] Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое //Вопросы философии. 1990. №6. С. 144.

[21] Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909. С. 1.

[22] Гессен В.М. О правовом государстве // Хропанюк В.Н. Указ. соч. С. 272-273.

[23] Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Исторические типы государства и права. М., 1971. С. 418.

[24] Краснов М.А. Перспективы правового государства в России //Общественные науки и современность. 2003. №2. С.56.

[25] Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза. М., 1988. С.122.

[26] Родионова О.В. Социальное государство: (теоретико-правовой аспект): дис.канд.юрид.наук. СПб., 2002. С. 9.

[27] Лукашева Е.А Социальное правовое государство //Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В.С.Нерсесянца. М., 1999. С. 697.

[28] Черданцев Е.Ф. Теория государства и права. М., 2000. С. 162-164.

[29] Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность //Законодательство. 2003. №2. С. 47.

[30] Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. СПб., 2000.С.24-25.

[31] Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность //Законодательство. 2003. №2. С. 49.

[32] Проблемы теории государства и права / под ред.М.Н.Марченко. М., 1999. С. 290.

[33] Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М., 1999. С. 13.

[34] Лукашева Е.А Права человека и правовое государство // Общая теория прав человека. М.. 1996. С. 70.

[35] Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алма-Аты. 2000. С. 171.

[36] НерсесянцВ.С. Философия права. М., 1998. С.106.

[37] Козлихин И. Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб.. 1993. С. 5.

[38] Комаров С.А. Личность. Права и свободы. Политическая система С.А.Комаров, И.В.Ростовщиков. СПб., 2002. С.154.

[39] Малицкий А. Советская конституция. Харьков, 1925. С. 47-49.

[40] Каганович Л. Двенадцать лет строительства Советского государства и борьба с оппортунизмом//Советское государство и революция права. 1930. № 1. С. 9.

[41] Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Ленин В.И Поли. собр. соч. М., 19 Т. 37. С. 245.

[42] Комаров С.А. Личность. Права и свободы. Политическая система С.А.Комаров, И.В.Ростовщиков. СПб., 2002. С. 156-157.

[43] Лукашева Е.А Права человека и правовое государство // Общая теория прав человека. М.. 1996. С. 70С. 24.

[44] Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. С.395-396.

[45] Краснов М.А. Указ. соч. С. 61.

[46] Лассаль Ф. Сочинения: т.2. СПб., 1905. С. 54.

[47] Ковалев С.А. Наше будущее - свободные граждане свободной страны // Российская газета, 1994. 9 авг.

[48] П.2 ст.2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: от 17.01Л992 г. // Собр. законодательства РФ. 1995. №47. Ст.4472.

[49] Серегин Н.С.Указ. соч. С. 28.

[50] Комаров С.А. Указ. соч. С. 160.

[51] Лукашук И.И. О применении международного права судами России //Государство и право. 1994. №2. С.106.

[52] Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С, 19.

[53] Серегин Н.С. Указ.соч. С. 28.

[54] Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. С. 216.

[55] Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: ведение в теорию. М., 1993. С. 3.

[56] Декларация прав человека и гражданина 1789 года // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. М., 1999. Т.З: Европа, Америка. ХУИ-ХХ вв. С. 246.

[57] Краснов М.А. Указ. соч. С.59-60.

[58] Правовое государство, личность, законность. М., 1997. С.39.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.