Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Кидекша – древнее село, история которого неразрывно связана с историей Суздаля. Село это было основано еще в дославянские времена, и в переводе с угро-финского его название означает «Каменка». Кидекша стоит в самом устье реки Каменки, на впадении ее в Нерль.
По преданию, на этом месте встретились два брата – князья Борис Ростовский и Глеб Муромский, которые ехали на встречу со своим отцом, князем Владимиром Красное Солнышко. Эти князья позднее были убиты Святополком Окаянным и канонизированы русской церковью как святые мученики. Старейшая церковь Суздальской земли в Кидекше поставлена в честь них.

Церковь Бориса и Глеба (1152) – древнейший белокаменный храм владимиро-суздальской земли, один из заложенных Юрием Долгоруким и уцелевших соборов. Храм был построен, когда князь решил заложить здесь укрепленную резиденцию из соображений прекрасного расположения села – на выходе Каменки и на возвышенности. В те времена Каменка была значительно глубже и шире и служила одной из важных судоходных артерий суздальского края.
К 1152г. большой артелью галицких мастеров была выстроена небольшая крепость, окруженная валами с деревянными стенами. В резиденции князя были построены каменный храм и дворец, поставлены рубленые палаты для челяди.
Княжеская резиденция перенесла нашествие татар, после которого церковь в 1239г. пришлось ремонтировать по приказу ростовского епископа Кирилла. После этого Кидекша долго оставалась в запустении: заброшенный храм лишился главы, своды обрушились и увлекли за собой часть стен. С XVI века Кидекша принадлежала небогатому Нижегородскому Печерскому монастырю, который с трудом мог содержать ее в порядке. Только к концу XVI – началу XVII веков его начали приводить в порядок, используя для реставрации старый белый камень, оставшийся после обрушения. Реставрация сильно изменила облик верхней части храма: вместо прежней мощной главы и сводчатой кровли его увенчали простейшей четырехскатной крышей с маленькой главкой. В XIX веке пристроили сохранившуюся доныне паперть.
Изначально храм Бориса и Глеба был сходен по своей архитектуре с Дмитриевским собором во Владимире и храмом Покрова на Нерли, поэтому, вспомнив эти сохранившиеся здания, можно представить, каким был и дворцовый храм князя в Кидекше.
Но этот храм был проще и по убранству, и по резному декору: крупные массивные апсиды, простые, ничем не украшенные порталы, тонкий резной поясок в верхней части апсид, барабана и поребрик на уровне хор.
В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XII века, которые нетрудно разглядеть при скудном свете, проникающем в здание сквозь узкие окна.

Кроме древнего храма Бориса и Глеба, в Кидекше осталась теплая Стефаниевская церковь (1780), построенная в полном соответствии с суздальской традицией постройки церквей такого типа. Она состоит из двух объемов разной высоты и увенчана одной небольшой главкой на тонком барабане. Огромная апсида, по размеру вполне сравнимая с прочими частями здания, украшена резным пояском по верхней части стены. Окно апсиды украшено более пышным наличником, чем остальные.

К рубежу XVII-XVIII веков относятся Святые ворота с очень интересным фигурным верхом и резным декором. Они были построены одновременно с каменной невысокой оградой.

 

 

В то же время была сооружена и шатровая колокольня с проездной аркой. Ее шатер несколько отличается от привычных суздальских вогнутых шатров – он прямой, с широкой «полицей». До ХХ века на ней висел колокол, датированный 1552 годом – подарок Ивана Грозного по случаю взятия Казани.

 


 

Лучше всего Кидекша видна целиком с берега Нерли или с моста через реку, откуда открывается панорама не только древнего села, но и всех окрестностей устья Каменки.

 

Исторя Храма Покрова на Нерли

Андрей Боголюбский (около 1111 — 1174г.г) - князь Владимиро-суздальский с 1157г, сын Юрия Долгорукого

Храм Покрова на Нерли построен великим князем Андреем Боголюбским в 1165 году в честь победы в воинском походе над Волжской Булгарией и в память о любимом княжеском сыне Изъяславе, который скончался от полученных в походе ран. Сын у Андрея был воином, защитником. В Византии существовал праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который князь ввёл у нас на Руси. Покров – значит защита. Так как храм построен в память о сыне, о защитнике, то Боголюбский называет его Храмом Покрова, что значит защита.

Это единственный храм, стоящий на заливном лугу, на искусственном холме, высота которого составляет 6 м, а глубина фундамента 5 м 30 см. Сейчас большие разливы бывают раз в 10-12 лет, а раньше случались почти каждый год. Но ни разу за столько столетий в Храм не попадала вода. Точный расчет строителей? Божественное вмешательство? Каждый имеет право верить в то, что хочет.

 

Половодье 2001 года.

Храм построен до монголо-татарского нашествия и практически не подвергся варварскому разграблению. Камень – известняк. Построили храм за один строительный сезон, то есть за одно лето, а по тем временам это очень быстро. При строительстве использовалась техника полубутовой кладки (две стены возводятся одновременно, а пустота заливается известковым раствором, в который добавляли кости умерших животных и яичную скорлупу для наибольшей эффективности), крестово-купольной архитектуры.

 

Почему же Андрей Боголюбский выбрал именно это место? Тут есть несколько причин:

Первая. Существует легенда, что именно на этом месте скончался сын Андрея, Изъяслав, возвращаясь из боевого похода.

Вторая. Именно это место видно из Боголюбовского Монастыря, в котором у князя была резиденция на берегу Клязьмы. Около монастыря была деревянная пристройка, в которой он жил и любовался своим творением. К сожалению, она не сохранилась до наших дней.

 

 

Третья. Это место имело стратегическое значение. В те времена храм стоял на слиянии двух рек: Нерли и Клязьмы. Эти реки были судоходными. Когда суда проплывали во Владимиро-Суздальское княжество, то храм встречал их и играл роль таможни. Суда проверялись на наличие болезней. Десятая часть товара забиралась княжеством в качестве таможенной пошлины.

 

И четверая. Это было местом уединения для Боголюбского. Сюда он мог прийти и помолиться

Некоторые заморские купцы и иные торговые люди, пораженные красотой и величием Владимиро-Суздальского княжества, развитого Андреем Боголюбским, принимали православное крещение.

 

Также хочется упомянуть про доказательства того, что сейчас перед нами не первоначальный вид храма. Всем известный советский археолог Н.Н.Воронин представил нам реконструкцию храма XII века. На его реконструкции видно, что храм был окружен галереями, по которым Андрей Боголюбский мог пройтись по всему периметру здания. Купол был не луковичный, как сейчас, а шлемовидный. Сейчас сохранилась внутренняя часть храма. О галереях осталось напоминание в виде вырубленного проема, закрытого деревянной дверью, которая расположена в южной части Храма.

 

Архитектура Храма.

В верхней части храма стены построены под едва заметным углом к центру, что создает эффект лёгкости и стройности. Резной декор церкви довольно прост. На каждом из трех фасадов храма, кроме восточного, повторяется практически одна и та же композиция. Вверху можно увидеть фигуру библейского царя Давида, псалмопевца. Он представлен сидящем на троне, правая рука его поднята вверх, как бы указывая на крест, а левой он держит псалтырь (подобие гуслей). Слева и справа от фигуры Давида изображены два голубя. Голубь - символ добра и мира. А ниже львы, символизирующие усмиренную силу, силу мудрого правителя. Еще на Руси считалось, что лев - единственное животное, которое не закрывает глаза, даже когда спит. И их рассматривали как стражей, обычно ставя около окон. Ниже изображены лики Божией Матери, которая скорбит о погибшем сыне Андрея Боголюбского.

Под дугами боковых закомар находятся изображения грифонов, держащих в когтях лань. Исследователи полагают, что эти фигуры выражают не хищность, а наоборот идею защиты и покровительства.

 

А в 18 веке храм чуть не был утерян. Настоятель Боголюбовского монастыря получил разрешение на разрушение Храма Покрова. Нужен был камень для строительства колокольни в монастыре. Церковь чудом уцелела. Есть несколько версий почему не удалось её разрушить...

 

Первая версия, она же самая правдоподобная. Рабочие разрушили галереи, но дальше потребовали тройную цену так как не ожидали, что храм будет так трудоёмко и долго разбирать. В общем, подрядчик и настоятель не договорились о цене.

 

 

Вторая версия гласит о божественном вмешательстве. Рабочий полез снимать крест, но внезапно ослеп. Когда его спустили на землю, он прозрел. Люди посчитали это божественным знаком свыше и не стали заниматься разборкой храма.

 

 

Церковь занесена во всемирную организацию по охране памятников, имеющих культурно-историческое значение ЮНЕСКО

Попроси любого соотечественника назвать несколько православных храмов, что он ответит? Наверное, самым распространенным будет ответ – храм Христа Спасителя, собор Василия Блаженного и церковь Покрова на Нерли. Чем примечательны первые два храма, понятно. А вот почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли?

памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было выстроено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек – Нерли и Клязьмы. Устье Нерли – это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерль-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов, и строительных и исторических.

Что, собственно, известно об этом знаменитом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения о ней есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом Владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и сроки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела », т. е храм был возведен за один год.

Само посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси, в Византии его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно. Непосредственно с именем князя Андрея Боголюбского связывается установление праздника Покрова, считается, что он был учрежден на Руси в 60-е годы XII века. Важнейшим аргументом в пользу этого предположения, стало как раз посвящение церкви, построенной в княжеской резиденции. С литературным творчеством самого Андрея Боголюбского исследователи связывают и тексты на праздник Покрова, дошедшие до нас в более поздних списках – «Проложное сказание», «Слово» и «Служба».

Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова. Впоследствии, храм, возможно первоначально посвященный Спасу и Богородице, стал Покровским, вероятно, даже без специального переименования.

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани.

Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, – лишь

основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками».

Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

Храм украшен прекрасной белокаменной резьбой, присущей владимиро-суздальскому зодчеству. Здесь есть и излюбленный образ царя Давида в окружении животных, настоящих и фантастических, и богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, которые опоясывают все три фасада храма. Это один из самых загадочных мотивов в скульптурном декоре церкви. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой прекрасной белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по расчетам исследователей должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

После гибели князя, во время княжеских усобиц, а затем в годы татарского разорения храм получил первые разрушения. И только во второй половине XVII века были проведены серьезные ремонтные работы. В это время здание получило четырехскатную деревянную кровлю; ветхие галереи были отломаны. Храм иногда затоплялся во время разливов, вода подступала к самому фундаменту, льдины бились о цокольные камни. В 1784 году храм чуть было не исчез навсегда – настоятель Боголюбова монастыря просил разрешения разобрать Покровскую церковь на камень для строительства новых святых врат в своем монастыре. К счастью разрушение храма не состоялось, причем по вполне прозаической причине – не сошлись в цене с подрядчиком. Храм пострадал и от невежества. В 1877 году монастырские власти самовольно, без ведома архитектора предприняли ремонт: без всякой нужды обвязали храм железными стяжками, сбили остатки фресок в барабане и куполе, заменили гипсовыми утраченные белокаменные рельефы… Боголюбов монастырь вместе с Покровским были закрыты в 1923 году, а еще ранее, с 1919 года древние белокаменные памятники, в том числе церковь Покрова, приняты под охрану Владимирской губернской коллегии по делам музеев. В начале 1990-х годов храм по настоянию Церкви был передан вновь открытому Боголюбову монастырю, а затем местному приходу Иоакима и Анны, с подчинением архиерею. В конце 1992 года широко известный памятник был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.