Принципы построения курса математики в начальной школе. Различные концепции построения начального курса математики.
План
1. Изучитьсодержание курса математики 1-4 классов по различным авторским программам и учебникам и оформить результаты в таблицу. Дать сравнительную характеристику последовательности изучения математического содержания в различных программах и учебниках.
2. Раскрыть образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения математике в 1-4 классах.
3. Проанализировать программу д/сада и 4-го класса с целью выяснения преемственности в обучении математике.
Литература:
1. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах/ Развивающее обучение. Ассоциация 21 век.
2. Моро М. И. и др. Математика. Учебник для 1-4 классов. М.,
3. Истомина Н. Б. Математика. Учебник для 1-4 классов. М.,
4. Истомина Н. Б., Заяц Ю. С. Практикум по методике обучения математике в начальных классах/ Развивающее обучение. Ассоциация 21 век. 2008.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2. 19 мая
Анализ альтернативных программ и учебников по математике для начальной школы. Методы обучения математике в начальных классах
План
1. Повторить различные классификации методов обучения из курса дидактики.
2. Подобрать 3-4 конкретных примера общедидактических методов обучения в различных методических системах обучения математике.
3. Доказать на примерах из учебников математики для начальной школы зависимость выбора методов обучения от конкретной дидактической цели, обучающих и развивающих задач и особенностей математического содержания.
4. Специфические методы обучения математике и их использование при обучении младших школьников
Литература:
Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах/ Развивающее обучение. Ассоциация 21 век. 2008.
2. Моро М. И. и др. Математика. Учебник для 1-4 классов. М.,
Истомина Н. Б. Математика. Учебник для 1-4 классов. М.,
Истомина Н. Б., Заяц Ю. С. Практикум по методике обучения математике в начальных классах/ Развивающее обучение. Ассоциация 21 век. 2008.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 20 мая
Организация учебной деятельности младших школьников в процессе обучения математике
План
1. Понятие учебной деятельности и ее структура
2. Учебная задача и ее виды.
· Проанализировать учебные задания и назвать учебные задачи, которые решаются в процессе их выполнения.
· Проанализировать учебник математики для 1-го класса и привести 5-6 учебных заданий, нацеленных на решение одной учебной задачи.
· Привести примеры учебных заданий, в процессе выполнения которых учащиеся решают несколько учебных задач.
3. Требования к постановке учебной задачи при обучении математике (на конкретном примере).
4. Создание проблемной ситуации. Компоненты проблемной ситуации (по А.М. Матюшкину). Проблемное задание.
5. Виды учебной деятельности: проанализировать свой опыт обучения в вузе и привести примеры репродуктивной, вариативно-воспроизводящей и творческой деятельности в процессе усвоения различного содержания. Выделить действия (операции), входящие в состав каждого вида деятельности.
Литература:
Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах/ Развивающее обучение. Ассоциация 21 век. 2008.
Каплан Б.С., Рузин Н.К., Столяр А.А. Методы обучения математике. М., 1981.
Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
5. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4 20 мая
Методика формирования понятия натурального числа.
План
1. Основные психолого-педагогические и методико–математические положения, которые необходимо учитывать при формировании понятия числа у младших школьников.
2. Этапы формирования понятия натурального числа у младших школьников (3-4 упражнения из учебников математики для начальной школы).
3. Трудности, которые испытывают младшие школьники при формировании понятия числа, и пути их преодоления (на конкретных примерах из учебников математики).
4. Организация деятельность учащихся при работе с наглядными пособиями в процессе формирования понятия числа.
Литература:
1. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах/ Развивающее обучение. Ассоциация 21 век.
2. Моро М. И. и др. Математика. Учебник для 1-4 классов. М.,
3. Истомина Н. Б. Математика. Учебник для 1-4 классов. М.,
4. Истомина Н. Б., Заяц Ю. С. Практикум по методике обучения математике в начальных классах/ Развивающее обучение. Ассоциация 21 век. 2008.