Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задачи, упражнения, кейсы. Вопросы для самоконтроля



Вопросы для самоконтроля

1. Какие характеристики определяют рыночную структуру? Как рыночная структура, соответствующая чистой монополии, отличается от рыночной структуры, присущей совершенной конкренции?

2. Почему экономисты провозгласили совершенную конкуренцию идеальным состоянием?

3. К какому виду несовершенной конкуренции относятся: автомобилестроение, производство сигарет, алюминиевая промышленность, торговля женским платьем, розничная торговля продуктами, парикмахерское дело, предоставление услуг телефонной связи местной компанией?

4.Препятствуют ли патенты, лицензии и авторские права конкуренции? И если да, должны ли такие ограничения конкуренции иметь место в экономике? Какие барьеры (если они есть), Вы считаете, способствуют возникновению общественно оправданной монополии?

5. Почему монополист не может назначить любую цену и произвести любое количество товара, какое захочет?

6. Почему в условиях несовершенной конкуренции кривая спроса и линия предельного дохода не совпадают (как у фирм совершенной конкуренции)?

7. Каковы условия формирования монопольной цены для монополиста?

8. Объясните, почему фирму-монополиста называют «ценоискателем» (price searcher) в отличии от ситуации совершенной конкуренции, где фирма является «ценополучателем».

9.Как вы думаете, возможна ли ситуация, когда максимизирующий прибыль монополист не увеличит количество предлагаемой продукции в ответ на увеличение ее цены? Если да, то оправдано ли говорить о наличии кривой предложения монополиста?

10.Представьте себе один и тот же олигополистический рынок. Однако в первом случае фирмы не осознали свою взаимозависимость, во втором – имеют полное представление о таковой. Чем будут отличаться поведение фирм и конкурентная ситуация на рынке в первом и во втором случаях?

11.Какие фирмы легче могут вступить в картельное соглашение и контролировать его соблюдение (при прочих равных условиях): производители автомобилей или аллюминия? Объясните почему?

12.Вспомните роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Объясните с точки зрения экономической теории картеля распад «Сухаревской конвенции» и стимулы Паниковского нарушать ее.

13.Во многих музеях и театрах РФ одни и те же билеты имеют различную цену – для граждан России цены значительно ниже, чем для иностранцев. Объясните, с каким экономическим явлением мы имеем дело в этом случае и почему оно возможно.

14. Как вы полагаете, какая рыночная структура преобладает на рынках наиболее часто рекламируемой по телевидению продукции?

15.Монополистическая конкуренция, в отличии от совершенной конкуренции, не обеспечивает достижение экономической эффективности. Почему?

16.Как вы полагаете, большинство потребителей предпочло бы совершенную конкуренцию монополистической, или наоборот?

17. Каковы общие черты и различия рынка совершенной конкуренции и монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии, олигополии и совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и олигополии?

 

Тесты

Из предложенных ответов выбрать верные.

1.В краткосрочном периоде фирма- совершенный конкурент, максимизирующая прибыль или минимизирующая убытки, не будет продолжать производство, если:

а) цена продукта ниже минимальных средних издержек;

б) средние постоянные издержки выше цены продукта;

в) цена продукта ниже минимума средних переменных издержек;

г) цена продукта ниже предельных издержек;

д) общий доход не покрывает общих издержек фирмы.

2.Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции:

а) стали;

б) услуг парикмахерских;

в) автомобилей;

г) акций и облигаций фирм;

д) бензина.

3.Если предельные издержки превышают средние издержки при объеме производства, максимизирующем прибыль, то фирма:

а) получает положительную прибыль;

б) выбирает объем производства, соответствующей точке, расположенной правее минимума кривой средних издержек;

в) не прекратит производства;

г) все предыдущие ответы верны;

д) все предыдущие ответы неверны.

4.Кривая спроса на продукцию совершенного конкурента:

а) имеет отрицательный наклон;

б) горизонтальная линия при данном уровне цены;

в) вертикальная линия при данном объеме предложения;

г) имеет наклон 1/n, где n – число фирм в отрасли;

д) имеет положительный наклон.

5.Если цена продукта недостаточна, чтобы покрыть средние затраты на его производство, то фирма должна:

а) остановить производство как можно скорее;

б) продолжать производство товаров на уровне, где P = MC, если P > AVC;

в) выбрать новую технологию;

г) сократить накладные расходы;

д) продолжать производство до тех пор, пока цена покрывает все постоянные издержки.

6.Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;

в) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;

г) имеет место свободный вход и выход на этот рынок;

д) все предыдущие ответы верны.

7.Для фирмы при совершенной конкуренции цена равна:

а) средней выручке;

б) предельной выручке;

в) общей выручке деленной на объем выпуска;

г) всему из выше перечисленного.

8. Естественная монополия имеет место:

а) когда отсутствуют барьеры для входа;

б) когда средние издержки постоянно возрастают по мере увеличения выпуска;

в) когда отсутствуют барьеры для выхода;

г) когда средние издержки постоянно убывают по мере увеличения выпуска.

9. Монополист может получать экономическую прибыль в длительном периоде, так как:

а) он рекламирует свою продукцию;

б) его предельная выручка остается неизменной по мере увеличения продаж;

в) имеют место высокие барьеры для входа;

г) его средние постоянные издержки растут.

10. Кривая спроса на продукцию монополиста:

а) менее эластична по сравнению с кривой спроса на продукцию фирмы при совершенной конкуренции;

б) абсолютно эластична;

г) совпадает с кривой предельной выручки;

д) абсолютно неэластична.

11. У монополиста цена превышает предельную выручку так как:

а) кривые средней и предельной выручки совпадают;

б) не действует закон убывающей отдачи (производительности);

в) кривая спроса имеет отрицательный наклон;

г) монополист обеспечивает меньший выпуск по сравнению с фирмой при совершенной конкуренции.

12. Нерегулируемая монополия максимизирует прибыль, выпуская такой объем продукции, при котором:

а) Р = МС; б) Р = АТС; в) MR = MC; г) МС = АС.

13. При равновесии монополиста в коротком периоде цена:

а) равна предельной выручке;

б) может быть больше или меньше АТС;

в) будет всегда равна АТС;

г) будет всегда выше АТС.

14. При одинаковых издержках монополист установит:

а) ту же цену и выпустит тот же объем продукции, что и фирма при совершенной конкуренции;

б) более высокую цену и выпустит больший объем продукции по сравнению с фирмой при совершенной конкуренции;

в) установит более высокую цену и выпустит меньший объем продукции по сравнению с фирмой при совершенной конкуренции;

г) установит более низкую цену и выпустит меньший объем продукции по сравнению с фирмой при совершенной конкуренции.

15. Монополия экономически неэффективна:

а) только потому, что она определяет выпуск за точкой минимальных средних общих издержках;

б) только потому, что она определяет выпуск, при котором не достигается точка минимальных средних общих издержек;

в) поскольку она определяет выпуск, при котором не достигается точка минимальных средних общих издержек и цена превышает предельные издержки;

г) поскольку она определяет выпуск, при котором не достигается точка минимальных средних общих издержек и предельные издержки превышает цену.

16. При сравнении монополиста и фирмы при совершенной конкуренции с одинаковыми издержками в длительном периоде мы обнаружим, что у монополиста:

а) цена, выпуск и средние общие издержки будут выше;

б) цена и средние общие издержки будут выше, но выпуск будет меньше;

в) цена, выпуск и средние общие издержки будут меньше;

г) цена и выпуск будут меньше, но средние общие издержки будут выше.

17. Если регулирующая комиссия вынуждает естественную монополию установить цену, которая равна средним общим издержкам, то:

а) выпуск увеличится;

б) монополист получит нормальную прибыль;

в) монополист не получит экономическую прибыль;

г) верно все из вышеперечисленного.

Задачи, упражнения, кейсы

1. Представьте, что политик узнал о преимуществах совершенной конкуренции по сравнению с монополией. В результате он принял решение инвестировать средства городского бюджета в строительство еще одной системы водоснабжения. Выиграют ли потребители воды от такого поощрения конкуренции? Дайте развернутый ответ.

2. Экономист рассчитал, что городская организация, занимающаяся водоснабжением и водоотводом, может обработать 1 млн. м3 воды в некую единицу времени, если установить цену на ее услуги относительно точки пересечения ее кривой LMC (долгосрочной кривой предельных издержек) с линией спроса горожан на эти услуги. Этот объем услуг она производит при возрастающей отдачи от масштаба. Экономист рекомендовал установить цену выше этого уровня, несмотря на то, что объем услуг этой организации в таком случае уменьшится. Правильна ли рекомендация экономиста? Прокомментируйте ситуацию. Подумайте, какой минимально допустимый уровень цены мог бы предложить экономист?

3. Политик узнал о рекомендации экономиста (см. задание 2) и заявил во всеуслышание, что он «не даст грабить народ». Тем более, когда в учебниках написано, что потребительский выигрыш достигает максимума, если цена устанавливается на уровне предельных издержек. Своим приказом он установил цену на уровне пересечения кривой LMC с линией спроса. Каковы будут последствия такого распоряжения политика?

4. Производители иногда вкладывают в упаковки с товарами купоны, дающие потребителям право на скидку в случае будущих покупок. Большинство купонов не используется. Объясните, почему использование купонов может быть формой ценовой дискриминации. Какие формы ценовой дискриминации Вы знаете?

6. Общие годовые издержки фермера заданы ТС= 80+55Q, где Q – объем производства годовой (тыс. т зерна).Рыночная цена 1т зерна составляет 110 руб. Определить объем выпуска фермера при условии, что ферма является предельной.

7. Спрос на рынке, контролируемом монополистом, описывается уравнением - 1200 - Qd, где Pd - цена, Qd - объем спроса. Общие издержки фирмы-монополиста описываются уравнением TC(Q) = Q2. Какой потолок цен должно установить государство чтобы бы максимизировать благосостояние общества?

 

Тема 6. Рынки экономических ресурсов и первичное распределение дохода (зарплата, прибыль, процент, рента) (3 часа)

1. Особенности ценообразования на рынках ресурсов

2. Ценообразование на рынке труда: объект, субъекты, институты:

а) основные субъекты, институты рынка труда;

б) спрос и предложение труда, факторы их определяющие;

в) заработная плата как цена труда, ее дифференциация, номинальная и реальная зарплата;

г) организация оплаты труда на уровне фирмы: формы и системы зарплаты;

д) зарплата и производительность труда.

3 Особенности современного рынка труда развитых и развивающихся стран (на примере российского)

4.Ценообразование на рынках капиталов:

а) реальный и финансовый капитал;

б) спрос и предложение ссудного капитала, их факторы;

в) процент как цена услуг ссудного капитала, номинальная и реальная ставка процента;

г) дисконтирование, инвестиционные решения фирмы

5. Рента и рынок земли:

а) экономическая рента как форма реализации собственности на фиксированный фактор производства;

б) особенности предложения и спроса на землю;

в) цена земли и арендная плата.

 

Основные термины и понятия: Производный спрос на факторы производства. Предельный продукт. Предельная доходность фактора. Предельные издержки фактора. Правило наименьших издержек использования ресурсов. Зарплата, прибыль, процент, рента. Номинальная и реальная зарплата. Повременная и сдельная, основная и дополнительная (премия), минимальная зарплата. Эффект дохода и эффект замещения. Участие в прибылях. Гибкие системы оплаты труда. Распределение доходов. Государственное регулирование рынка труда. Профсоюзы. Капитал, финансовый и реальный капитал. Инвестиции. Инвестиции в человеческий капитал. Процент как факторный доход и как издержки. Номинальная и реальная процентная ставка. Дисконтирование. Рентабельность инвестиций. Убывающая предельная доходность капитала. Рента. Квазирента. Цена земли.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что Вы понимаете под производным спросом на факторы производства?

2. Тождественны ли понятия «справедливость» и «равенство» при распределении доходов? В какой степени справедливо неравенство доходов, если оно вообще может быть справедливым?

3.Не потому хлеб дорог, что платится рента, а рента платится потому, что хлеб дорог». Это известное изречение принадлежит выдающемуся экономисту начала XIX века Д.Рикардо. Какую особенность спроса на ресурс и формирования цены на его услуги оно отражает?

3. Чем определяется спрос на труд и его предложение? В каких экономических условиях возможен рост спроса на труд?

4. Какова экономическая природа заработной платы?

5. Каковы направления государственного регулирования рынка труда?

6. Чем отличается человеческий капитал от капитала?

7. Какова роль профсоюзного движения в регулировании рынка труда? Можно ли считать, что все изменения зарплаты являются следствием профсоюзного движения?

8.Рассмотрите выбор «доход-досуг». Объясните, почему эффект замещения здесь всегда положительный, в отличии от эффекта дохода, который всегда отрицательный?

9. При осуществлении выбора учитывается реальная или номинальная зарплата, реальная или номинальная ставка процента? Обосновать ответ.

10. Почему необходимо дисконтирование?

11. Можно ли утверждать, что ценообразование на рынке реального капитала можно отождествлять с ценообразованием на рынке товаров и услуг? Существуют ли общие черты и различия?

12. Почему при сравнении затрат на вещественные и человеческие ресурсы мы сопоставляем цены их услуг?

 

 

Тесты

Из предложенных ответов выбрать верные

1.Спрос на ресурс зависит преимущественно от:

а) предложения ресурса;

б) спроса на товар, производимый при помощи этого ресурса;

в) цены этого ресурса;

г) эластичности предложения ресурса-заменителя;

д) ни от чего из вышеперечисленного.

2. Предельная выручка от предельного продукта измеряет:

а) величину, на которую продукция дополнительного работника увеличивает общую выручку фирмы;

б) снижение цены продукции, на которое вынуждена пойти фирма ради продукции дополнительного работника;

в) увеличение в общих издержках на ресурс, которое являются результатом использования услуг дополнительной единицы ресурса;

г) увеличение в общей выручке, которое обусловлено производством еще одной единицы продукции.

3. Пользователь ресурса на совершенном рынке максимизирует прибыль от ресурса, уравнивая:

а) цену ресурса с MRP;

б) предельную производительность ресурса с MRC;

в) предельную производительность ресурса с ценой ресурса;

г) цену ресурса с MRC.

4. Кривая спроса на труд фирмы:

а) имеет отрицательный наклон, так как эластичность спроса всегда меньше единицы;

б) имеет отрицательный наклон по причине убывающей предельной производительности;

в) абсолютно эластична при текущей ставке зарплаты;

г) имеет отрицательный наклон по причине убывающей предельной полезности.

5. Работодатель на совершенном рынке должен нанимать дополнительных работников, пока:

а) MRP превышает ставку зарплаты;

б) ставка зарплаты меньше, чем МР;

в) средний продукт больше, чем МР;

г) МС превышает MR;

д) предельные издержки на ресурс превышают MRP.

6. Фирма предполагает взять банковскую ссуду на строительство нового предприятия. Годовая ставка процента составляет 18%. Ожидаемая норма прибыли определена в 20%. При этих условиях фирма:

а) не будет строить новое предприятие;

б) будет строить новое предприятие;

в) несмотря на убыток, решит строить предприятие;

г) не сможет принять решения на основе имеющейся информации;

д) такая ситуация не может иметь места.

7. Рост процентной ставки приведет к:

а) росту спроса на заемные средства;

б) росту предложения заемных средств;

в) сокращению предложения заемных средств;

г) росту объема предложения заемных средств;

д) росту объема спроса на заемные средства.

8. При принятии решении об инвестициях фирмы принимают во внимание:

а) номинальную процентную ставку;

б) реальную процентную ставку;

в) номинальную процентную ставку за вычетом реальной ставки процента;

г) только другие, не указанные выше факторы;

д) реальную ставку процента за вычетом номинальной.

9. При данном спросе на инвестиции их величина:

а) не зависит от процентной ставки;

б) может либо расти, либо сокращаться при росте процентной ставки;

в) будет сокращаться, если будет расти процентная ставка;

г) будет расти, если будет увеличиваться процентная ставка;

д) будет сокращаться, если будет уменьшаться процентная ставка.

10. Равновесная процентная ставка выравнивает:

а) номинальную и реальную процентные ставки;

б) объем спроса и предложения заемных средств;

в) потребление и сбережение;

г) все указанные величины;

д) ни одна из ситуаций не имеет места.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.