Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чувственное и рациональное в структуре познания.



В структуре познавательного процесса выделяются чувственный и рациональный уровни познания, тесно связанные между собой. 1)В рамках чувственного познания, взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем первичные знания о мире в виде ощущений, восприятий и представлений. Это основные формы чувственного познания. Ощущение – отражение отдельных свойств, сторон, качеств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств познающего субъекта; это субъективный образ объективного мира, преобразование энергии раздражителя в факт сознания. Ощущение– это исходный самый простой элемент познания. Различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые и кинестетические ощущения. Через них человек фиксирует все процессы, которые происходят в организме и во внешнем мире. восприятие – это отражение целостного образа предмета, результат синтеза разных ощущений. Восприятие формируется не только в результате непосредственных ощущений, но и зависит от уровня духовной культуры человека, его опыта. Представление – это высшая форма чувственного отражения, обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств. Представление формируется на основе памяти и фантазии. Чувственное познание является первой важной и необходимой ступенькой познания, но оно еще не дает человеку возможности понять сущность предметов.2) Рациональное познание – это активный творческий процесс сущностного и опосредованного познания мира, обеспечивающий раскрытие его закономерных связей и их фиксацию в языковой форме понятий и категорий. Основные формы рационального познания (формы мышления) – понятие, суждение и умозаключение. Понятие – форма мышления, в которой предметы отражаются в их общих существенных признаках .Понятия выявляются и закрепляются в языковой форме в виде слов или словосочетаний. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается, устанавливается наличие или отсутствие какого-нибудь свойства предмета. Умозаключение – форма мышления, в которой из двух или нескольких суждений (посылок) с логической необходимостью получают новое суждение (вывод, заключение). Умозаключение – форма расширения и обогащения знаний.

 

40.Проблема истины.

Истина – универсалия культуры субъект-объектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте соотношения его с предметной сферой и со сферой процессуального мышления. Проблема И как возможность достижения достоверного знания о действительности была осмыслена в античной философии. Аристотель употреблял понятие И для характеристики знаний о вещах и предметах.И понималась как соответствие знаний объективному предметному миру. Соответствие знаний объектам понималось как их адекватное воспроизведение в идеально-знаковой форме. Под действительностью понимали все то, что существует. Основные положения классической концепции И: 1) предмет познания – действительность, в своем существовании независимая ни от субъекта, ни от знания; 2) есть принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью; 3) существует интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий установить выше названное соответствие; 4) классическая концепция И явл-тся непротиворечивой системой знания. К концу XIX в основоположения классической концепции И были подвергнуты критике. была обоснована диалектико-материалистическая концепция И,Главными содержательными компонентами диалек.-материал. концепции И яв-тся следующие:учение об объективной И;учение об И как процессе движения познания от относительной И к И абсолютной;учение о конкретности И. Абсолют. И – это цель, к которой стремится познание;это моменты абсолютного непреходящего знания, истинность которого доказана практикой, в составе знания относительного; это вечные истины или истины факта. Относит. И – это такое знание, которое при всем своем объективном содержании не обладает завершенностью и является неполным, со временем подвергается уточнению. Из диалектики абс. и отн. И вытекает принцип конкретности И, который требует подходить к объекту познания с учетом реальных конкретных условий. Критерием И.яв-ется правктика. Свою программу развития класс. концепции И предложил Тарский, выдвинув семантическую теорию И. В рамках критики класс. концепции И были обоснованы ее некласс. альтернативы: 1) когерентная концепция И (Нейрат, Карнап.) И – это свойство самосогласованности и логической непротиворечивости знаний. 2) прагматическая концепция И(Пирс, Джемс.) истину-полезность знания 3) конвенционалистская концепция истины. И - продукт соглашения внутри научного сообщества.

 

 

41. Специфика научного познания.

Основная форма человеческого познания – наука. Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Наука существует в трех модусах – как особого рода деятельность, как система специфических знаний о мире и как целостность социальных организаций и отношений. Основными характеристиками науки являются: 1) предметный и объективный способ рассмотрения мира; 2) наука способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры; 3) истинность знаний науки проверяется частично в научном эксперименте. 4) наука работает с идеальными объектами; 5) системная организация науки; 6) обоснованность и доказанность знаний; 7) особый язык науки; 8) особые приборные комплексы, особый инструментарий; 9) постоянная разработка специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практического освоения. 10) особое обучение познающего субъекта науки.В истории науки можно выделить два этапа ее развития: зарож-дающуюся науку (преднауку) и науку в собственном смысле слова. Как социальный институт наука начала оформляться в XVII–XVIII в, когда в Европе возникли первые научные общества. В развитии науки выделяют три основных этапа: 1) классическая наука (XVII – начало ХХ в.), 2) неклассическая наука (первая половина ХХ века), 3) постнеклассическая наука (2пол-на ХХ в и начало ХХI в). Основными соц.функциями науки яв-тся:1) 1) культурно-мировозз. 2) наука – непосредственная производительная сила общества. 3) наука – социальная сила

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.