Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти. Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов гражданского права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый субъект гражданских правоотношений:
·Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;
·Государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;
·Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;
·Государство пользуется иммунитетом.
Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве. Касаемо правоспособности государства нельзя не отметить тот факт, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже. Во многом объем правоспособности государства определяется тем, что государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Поэтому государство, вступая в гражданский оборот должно следовать своему предназначению, и правоспособность государства можно назвать целевой. Так как государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разного уровня, все эти субъекты выступают самостоятельно, как участники гражданско-правовых отношений. В гражданско-правовых отношения участвуют три категории субъектов: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации – республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования.
Заключение
1. Все, кто обладает юридическими правами и обязанностями, участвует в правоотношении, кто получает возможность выступать стороной правоотношений, иметь имущественные, семейные, трудовые, конституционные и прочие субъективные права и юридические обязанности? Это прежде всего граждане.Граждане обладают всей полнотой прав и несут обязанности, вытекающие из конституции, законов, подзаконных актов. Свойство быть субъектом права называется правосубъектностью. Впрочем, в некоторых странах граждане или отдельные категории граждан ограничиваются в правах, т.е. обладают неполной правосубъектностью. Например, в арабских странах ограничены в правах женщины. В ряде таких стран начинаются прогрессивные преобразования в духе мировых стандартов, но они наталкиваются на сопротивление радикальных религиозных кругов.
2. Кроме того, субъектами права могут выступать административно-территориальные и национально-территориальные образования страны; в России это - области, края, республики и др., т.е. субъекты федерации.Субъекты федерации в России могут заключать, например, в рамках определенной сферы ведения договоры с федеральной властью, т.е. участвовать в регулировании конституционных отношений (в конституционных правоотношениях). Правосубъектность Российской Федерации и ее субъектов определяется Конституцией РФ, уставами областей, краев, конституциями республик. Наконец, субъектом права может быть само государство, а также народ в целом. Принимая конституцию на референдуме, народ выступил как единый субъект. В отдельных случаях определенной правосубъектностью могут обладать трудовые коллективы, население на территориях муниципальных образований и др.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Том 1. / C. С. Алексеев. – Свердловск, 1972 . – 335 с.
2. Алексеев С. С. «Государство и право» / С.С. Алексеев. - М. 1996г.; Лекционная тетрадь по гражданскому праву.
3. Бабаев В.К. Общая теория права./ В. К. Бабаев. Нижний Новгород, 1993. – 343 с.
4. Гражданское право, (под редакцией Ю. К. Толстого и А. П. Сергеева) . -П. 1996г.
5. Козбаненко В. А. Правоведение: Учебник /Под общей редакцией В.А. Козбаненко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко », 2005. – С. 1072.
6. Конституция Российской Федерации.
7. Леушин В.И. Понятие, сущность и социальная ценность права // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. – С. 616.
8. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов./ А. Ф. Черданцев. – ООО «Юрайт». Москва, 2000. – 432 с.
9. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
10. Гражданский Кодекс Российской Федерации, 1994 г.
11. Гражданский Процессуальный Кодекс РСФСР;
12. "Основы гражданского законодательства СССР", 1991 г.
13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений /Под редакцией профессора В. Г. Стрекозова – М. Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2006. – С. З82.
14. Марченко М. Н. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. М.Н.Марченко. - М., 1996. С. 385-386.
15. Содержание правоотношений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://isfic.info/aprav/uris32.htm
16. Теория государства и права: Учебник / Под ред. проф. В. В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997. - 432 С.
17. Иоффе О. С., Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. - М., 1964. - С. 225.