Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Источники экологического права. Под непосредственно источником экологического права понимается официально принятая

Под непосредственно источником экологического права понимается официально принятая форма выражения, а также существующий порядок закрепления норм, относящихся непосредственно к экологическому праву.

К непосредственным источникам описываемого права относятся:

- различного рода нормативно-правовые акты различных госорганов;

- локальные акты, издаваемые муниципальными органами и носящие нормативный характер;

- соответствующие правовые обычаи;

- различные внутригосударственные договоры, как то и соглашения, носящие действительное нормативное содержание;

- международные договоры заключённые государством, и наравне с этим общепризнанные нормы современного международного права.

В то же время классификация источников описываемого права производится в соответствии с данными критериями:

- по юридической силе, которой обладают нормативные акты;

- по предмету, который подлежит регулированию;

- по соответствующему субъекту, естественно нормотворческой деятельности.

Естественно, что в зависимости от своей юридической силы, источники данного права можно разделить на законы и, соответственно, подзаконные акты. Естественно что наивысшей юридической силой в современной российской иерархии законов соответственно обладают Конституция и федеральные законы.

Среди законов, которые не отнесены к разряду конституционных, первоочередной юридической силой владеют кодифицированные акты, также носящие нормативный характер.

В сфере природопользования функционируют следующие акты кодифицированного характера: Земельный кодекс, Лесной кодекс, Водный кодекс.

В сфере охраны природы правовым значением кодифицированного акта непосредственно обладает ФЗ «Об охране окружающей среды»

Упомянутые нормативные акты содержат в себе основную по объему, а также наиболее важную часть соответствующих правовых норм, регулирующих соответственно определенную сферу правоотношений. В то же время в кодексах формулируются основные определения некоторых категорий, которые используются в конкретной отрасли законодательства, и помимо этого закрепляются необходимые принципы регулирующие соответствующую сферу отношений, а также определённые нормы соответствующего действия.

Кроме этого на основе, и соответственно во исполнение соответствующих кодифицированных актов создаются различные отраслевые законы, которые регулируют более узкую группу соответствующих отношений. Означенные акты не должны вступать в противоречие с кодифицированными актами.

Определенно самостоятельное и отдельное место в современной системе источников рассматриваемого права занимают указы, издаваемые Президентом, который является гарантом Конституции и вправе принимать необходимые меры по надлежащему обеспечению независимости и целостности государства.

Следующим звеном в иерархии нормативных актов являются различные подзаконные акты, к числу которых соответственно в первую очередь относят постановления Правительства и разнообразные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти

В зависимости от субъекта нормотворческой деятельности источники рассматриваемого права делятся на федеральные законы и, соответственно, законы и прочие нормативные акты естественно субъектов.

По предмету непосредственного регулирования все имеющиеся источники данного права бывают общими и специальными.

Естественно, что предмет регулирования источников, имеющих общий характер, оказывает действие не только на определенные экологические, но также и прочие общественные отношения. К подобному числу непосредственно общих источников, в частности относятся Конституция, гражданское, административное, уголовное законодательство.

В то же время специальные источники рассматриваемого права включают в себя непосредственно экологическое законодательство, которое регулирует существующие отношения в сфере охраны отдельных видов определённых природных ресурсов.

 

Кисточникамэкологическогоправа относятся нормативно­правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регу­лирующие экологические отношения. Исходя из юридической силы актов, предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы.
Кактамфедеральныхорганов относятся законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.

Законы Российской Федерации: а)КонституцияРоссийскойФедерации.Имеет высшую юридиче­скую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ;
б)актыФедеральногоСобранияРоссийскойФедерации:
федеральные конституционные законы. Конституционный за­кон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение четырнадцати дней принятый федеральный конституционный закон подлежит под­писанию Президентом РФ и обнародованию;
федеральные законы. Федеральные законы принимаются Госу­дарственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Думы и передаются (в течение пяти дней) на рас­смотрение Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президен­том РФ и обнародованию;
акты Федерального Собрания (декларации, положения, поста­новления и др.).

Подзаконныефедеральныеакты.
указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
постановления, распоряжения Правительства Российской Фе­дерации;актамсубъектовРоссийскойФедерации относятся законы и
подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
ЗаконысубъектовРоссийскойФедерации:

ПодзаконныеактысубъектовРоссийскойФедерации:

Актыоргановместногосамоуправления- нормативные акты местной администрации, действующие только на территории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
распоряжения;
решения.

Общепризнанныепринципыинормымеждународногоправаиме­ждународныедоговорыРФ, ратифицированные Россией, - со­ставная часть ее правовой системы. Если международным до­говором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть четвертая ст. 15 Конституции РФ).
ЭкологическоезаконодательствоРФсоставляют:
Конституция РФ от 12.12.93;
Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно­оздоровительных местностях и курортах" от 23.02.95 № 26-ФЗ;
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных терри­ториях" от 14.03.95 (в ред. от 30.12.2001) № 33-ФЗ;
Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.95 № 52-ФЗ;
Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.95 (в ред. от 15.04.98) № 174-ФЗ;

Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" от
21.1 1.95 (в ред. от 28.03.2002) № 170-ФЗ;
• Федеральный закон "О континентальном шельфе" от 30.11.95
(в ред. от 30.06.2003) № 187-ФЗ; i/ Закон РФ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ;
Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 (в ред. от 30.06.2003) № 52-ФЗ;
Водный Кодекс РФ от 16.11.95 (в ред. от 30.06.2003);
Лесной кодекс РФ от 29.01.97 (в ред. от 25.07.2002);
Закон РФ "О недрах" от 21.02.92 (в ред. от 06.06.2003) № 2395-1;
Закон РФ "О безопасности" от 05.05.92 (в ред. от 25.07.2002) № 2446-1;
другие нормативно-правовые акты.

 

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.

К источникам (формам внешнего выражения) экологического права от­носятся нормативные акты и международные нормативные договоры.

Основными источниками экологического права являются нормативные акты, принимаемые компетентными государственными органами. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей при­родной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ.

Она закрепляет право собственности на природные ресурсы в ее различ­ных формах (ст. 9), провозглашает основные экологические права и обязан­ности граждан РФ (ст. 42, 58). Специальная статья посвящена праву граждан РФ иметь в частной собственности землю и свободно владеть, пользоваться и распоряжаться ею в пределах, установленных законом (ст. 36).

В Конституции определены организационно-правовые основы осуще­ствления экологической функции государства. Ст. 71, 72 и 114 устанавлива­ют компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере природо­пользования и охраны окружающей природной среды, полномочия высших государственных органов по проведению экологической политики.

Особое место в системе экологического законодательства занимают фе­деральные законы, регулирующие как общие вопросы природопользования и охраны окружающей среды, так и правовой режим отдельных видов при­родных ресурсов.

К числу первых можно отнести Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» и др. Ведущим нормативным актом является Закон «Об охране окружающей природной среды», который определяет основные направления, принципы и задачи экологической политики государства, правового регулирования экологических отношений, закрепляет механизм осуществления рациональ­ного природопользования и охраны окружающей природной среды.

Законами, которые поресурсно регулируют отношения в сфере использова­ния и охраны окружающей среды, являются: Лесной кодекс РФ 1997 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Земельный кодекс РСФСР 1991 г., Закон РФ «О недрах» в ред. 1995 г., Федеральные Законы «О животном мире» 1995 г., «Об охране ат­мосферного воздуха» 1999 г., «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г. и др.

Указанные нормативные акты являются кодифицированными законами, регламентирующими основные вопросы правового положения отдельных видов природных ресурсов, их понятие как объектов правового регулирова­ния, право собственности и право пользования ими, меры охраны и ответст­венность за нарушение установленных экологических требований.

Нормы указанных законодательных актов конкретизируются в ряде за­конов федерального уровня: Законе РСФСР «О плате за землю» 1991 г., Фе­деральных Законах «О континентальном шельфе» 1995 г., «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» 1998 г., «О радиационной безопасности на­селения» 1996 г., «Об использовании атомной энергии» 1995 г. и др.

В настоящее время находятся в стадии разработки или принятия новые законопроекты экологического характера - о почвах, о растительном мире, новый Земельный кодекс, новая редакция закона об охране окружающей природной среды и др.

Важные нормы, устанавливающие ответственность за экологические правонарушения, содержатся в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодек­се РФ, Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.

Большой массив нормативных актов в системе экологического законода­тельства образуют подзаконные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции министерств и ведомств, решения органов местного самоуправления. Среди них следует выделить акты, регулирующие использование отдельных видов природных ресурсов, определяющие систему органов государственного экологического управления в сфере использования и охраны земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, порядок осу­ществления экологической экспертизы и контроля, ведения государственных кадастров и мониторинга природных ресурсов, исчисления размеров ущерба, причиненного экологическими правонарушениями*.

* Действующие нормативные акты, посвященные этим вопросам, рассматриваются в по­следующих главах данного учебного пособия применительно к соответствующим видам природных ресурсов.

Существенное значение в регулировании экологических отношений име­ют нормы международных договоров Российской Федерации. Ст. 15 Консти­туции РФ закрепила приоритет международного права над национальным, поэтому на территории Российской Федерации применяются правила между­народных договоров РФ, даже если внутренним российским правом установ­лены иные нормы, чем международным договором.

Важное место среди актов международного права занимают документы международных конференций по охране окружающей природной среды, в частности, Стокгольмской 1972 г., Бразильской 1992 г., Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др.

Российская Федерация (в том числе в качестве правопреемницы СССР) является участницей многих международных соглашений, касающихся как охраны окружающей среды в целом, так и ее отдельных компонентов, например, Венской конвенции по защите озонового слоя 1985 г., Монреальского протокола по веществам, истощающим озоновый слой 1987 г., Согла­шения о сохранении белых медведей 1973 г., Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчез­новения 1973 г., Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 г. и др.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.