Синагога –после разрушения Иерусалимского храма – основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
В начале прошлого века в крупных городах Беларуси насчитывались десятки синагог. И в малых городах, и в местечках, как правило, их было несколько. Общее количество синагог в начале XX века могло насчитывать в Беларуси около двух тысяч. И только главные из них в крупных городах в большинстве своем были каменными. Но гораздо большее количество было, безусловно, деревянных строений.
В малых городах и местечках даже главные синагоги были деревянными. В застройке местечка синагога играла не последнюю роль в формировании пространства, его масштаба и силуэтов застроек. Синагога — это значительный объем, доминирующий над жилыми и торгово-ремесленническими строениями. С точки зрения историко-архитектурного анализа представляет интерес то обстоятельство, что деревянные синагоги Восточной Европы выделялись оригинальной и специфической архитектурой, в то время как в Центральной и Западной Европе их особенности не приобретали такого яркого проявления.
В основе этой специфики лежит тоже объемно-пространственное решение, которое наблюдалось и в каменных синагогах готическо-ренессанской архитектуры: близкая к квадрату планировка ритуального зала, завершенная высокой многоярусной кровлей. Внешние галереи, пристройки только усиливали чувство первозданной архитектурной целостности. Деревянная синагога чем-то напоминала по внешней геометрии пирамиду. Стилистика барокко XVII-XVIII веков отразилась только на пластике форм (криволинейные фронтоны, пилястры и карнизы, очертания проемов), но ни в коем случае не затронула сущность формы.
Представляет интерес и то обстоятельство, что в пристройках, прирубах отдельных небольших объемов, окружающих синагогу, и кровлях над галереями, словно повторяется в уменьшенном объеме форма основного здания. Квадратный сруб с шатровой крышей будто моделируется, уменьшая масштаб, и создает разные варианты в целом единой по существу композиции. Именно по этой причине деревянные синагоги являлись контрастом по отношению к окружающим их строениям.
Довольно редко, но встречался переходный тип синагог — деревянно-каменной конструкции. Как правило, такими являлись те типы синагог, которые включали в новостройку остатки предыдущего здания. К отмеченным типам относилась деревянно-каменная Главная синагога в Глубоком (1). В местечке, возникшем в начале XVI века, в 1766 году уже проживало 755 евреев. В конце XIX века здесь насчитывали шесть синагог. Строительство Главной, как и обычной, для местечка, имело давнюю историю. В 1742 году Виленский епископ М. Зенькович выдает местной еврейской общине разрешение на строительство синагоги на месте уничтоженной пожаром, опять-таки с условием, дабы последняя не была похожей на костел (без башен, с невысокой кровлей и высоко не возвышающейся). Известно, что построенная с разрешения епископа синагога не один раз перестраивалась и обновлялась. На фотоснимке 20-х годов прошлого века Главная синагога местечка зафиксирована в виде каменно-деревянного здания, расположенного в ряду застройки на уклоне рельефа.
Если допустить мысль, что при строительстве были использованы остатки каменной синагоги XVIII века, то все равно необходимо признать, что последние довольно гармонично влились в архитектуру нового здания. Каменным был первый этаж. Причем стены были выполнены в характерном XVII-XVIII веке стиле: с широкими угловыми и простеночными пилястрами, окнами в глубоких нишах, высоким арочным проемом двери. Деревянный ярус синагоги составлял примерно одну треть всей высоты стен (деревянной и каменной частей суммарно). Сделан он был из брусков, соединенных в чистый (немецкий) угол и насчитывал всего восемь венцов. Со стороны улицы имелись три окна обычных размеров. Главное впечатление в строении создавалось крутой двухъярусной четырехскатной крышей. Верхний ярус, который составлял примерно треть общей ее высоты, имел карнизный поясок; в нижнем ярусе были слуховые окна. Синагога уничтожена во время Великой Отечественной войны.
К наиболее полному варианту с точки зрения развития форм принадлежала деревянная синагога в Леонполе. Снимок начала XX века доносит до нас ее дряхлый облик. Однако строение форм отчетливо. Возведенная в XVIII веке Леонпольская синагога находилась на краю местечка, что характеризует еще один из вариантов расположения этих строений. На рельефе с небольшим уклоном синагога стояла на фундаменте из каменных валунов. При внешней простоте она имела довольно оригинальную конструкцию сруба. Первый ярус и боковые помещения были устроены по типу сруба-шестистенка (четыре внешние стены и две внутренние поперечные), а верхний ярус опирался поперечными стенами на удлиненные стены нижнего. Стены были сделаны из брусьев, в чистый угол, а на втором ярусе в простенках имели дополнительное укрепление с помощью лисиц (укрепленных нагелями вертикальных брусьевТаким образом, в архитектуре Леонпольской синагоги ясно определились в наиболее простом варианте две группы объемов: главного двухъярусного и боковых одноярусных. Присоединение к основному объему боковых с двускатными крышами напоминает вместе с тем и базиликально-пространственное решение, довольно редкое в деревянной архитектуре.
Объемно-пространственное решение Леонпольской синагоги не являлось единичным или случайным — аналогичное, только иное по масштабу, имела синагога XVIII века в Роси (4). На снимке начала XX века видно, что это было также двухъярусное строение. Его ядро состояло из близкого к квадрату в плане высокого (двухъярусного) объема ритуального помещения. Вокруг на уровне первого яруса располагались вспомогательные помещения под односкатной кровлей, охватывая по периметру главный объем. В сравнении с Леонпольской, эта синагога была примерно вдвое больше по объему. Длина стен на уровне первого яруса имела около двадцати метров, а на уровне второго — около двенадцати. Стены были сложены из обтесанных брусьев, в чистый угол и имели горизонтальную обшивку из досок. Окна в верхнем ярусе были высокими, сдвоенными, имели лучковое завершение, с широкими наличниками. Они сидели симметрично относительно вертикальной оси здания. Вся постройка завершалась высокой крышей с широким с красивым барочным фронтоном, обшита досками «под елочку», с арочным окошком на шесть стекол. В здании впечатляет тонкое чувство пропорций, подчиненность линий единому силуэту. Кровля имела драночное покрытие (из тонких колотых щепок), которое также создавало красочную фактуру и входило в контраст с гладко обшитыми стенами. Таким образом, генетически формообразование деревянных синагог исходит от образа компактного и высокого шатра.
Профессор архитектуры Варшавского университета Ян Клос в начале XX века сделал несколько карандашных рисунков синагоги XVI века в местечке Высокое(5). Рисунки отражают вид здания синагоги в аксонометрии. Архитектор стремился проследить строение форм синагоги и в итоге зафиксировал характерный вариант процесса формообразования. Объемы синагоги развиваются на планировке, основу которой составляют два квадрата: внешний и внутренний. Внутренний квадрат составлял планировочную основу главного ритуального объема синагоги: высокого, с большими прямоугольными окнами. Над ним возвышалась крутая трехъярусная четырехскатная кровля. Между кровлей и стенами проходил широкий карниз. Он держался на специальных, вынесенных за внешний периметр стен балках (мауэрлат), положенных на специальные консоли, защемленных в верхних венцах. Данная конструкция карниза интересна тем, что имеет широкое распространение в деревянной архитектуре Западного Полесья вообще. Синагога в Высоком представляла собой типичный пример, в котором каждый объем имел законченное архитектурное решение, а формы вместе подчинялись единому композиционному замыслу.
Синагога в Олькениках была одной из самых красивых на территории Беларуси и Литвы. Однако, вероятнее всего, самой красивой деревянной синагогой на территории Беларуси в начале XX века являлась синагога в Волпе. (6, 7, 8, 9) Сохранились фотографии, по меньшей мере, двух периодов существования этого выдающегося памятника архитектуры: двадцатых и конца тридцатых годов XX века. На фотоснимках Яна Булгака (20-е годы) здание синагоги зафиксировано в довольно хорошо сохраненном виде. Синагога представляла собой строение на каменном фундаменте. Объемно-пространственная структура была традиционной: высокий главный объем в обрамлении пристроек. Последние вдоль продольных стен были небольшими и имели пологую односкатную кровлю. А вот со стороны главного фасада пристройки создавали своеобразную и самостоятельную архитектурную композицию. Центром композиции являлся входной притвор со спаренными арочными окнами в центре и дверными проемами по сторонам. Над притвором возвышалась двухъярусная крыша с широким причелком. По сторонам притвора, фланкируя фасад синагоги, располагались двухъярусные башни под высокими двухъярусными крышами. Отличительной особенностью башен являлся ориентированный на внешние стороны галерейный балкончик с резными столбиками, декоративными гирьками, перилами и точеными балясинами. Основной объем выделялся высокой трехъярусной кровлей, акцентом которой был красивый, барочного абриса фронтон с закрытым ставнями слуховым окном в обрамлении красивых резных полуколонн. Стены синагоги имели горизонтальную обшивку, резные пояски и карнизы, однотипные оконные проемы: спаренные, арочные в обрамлении наличников.
Польский исследователь Зигмунд Глогер выделял в восточно-европейском ареале три деревянные синагоги: в Погребнице, Волпе и Заблудове.(10)
Архитектурные черты Волпенской синагоги имели некоторое распространение, примером этому могут служить изображения синагоги Наровли(11,12). Сохранились проектные рисунки синагоги конца XVIII века и фотоснимок начала XX века. Внешние формы Наровлянской синагоги повторяют те, что имели место и в Волпенской. Особенный интерес представляет устройство боковых башен, отличительная особенность которых — двухъярусные галереи — здесь имеют более важное функциональное предназначение. С другой стороны яруса имелся специфический лестничный закрытый вход на галерею, которая располагалась внутри главного объема. Это оригинальное и очень удобное с функциональной точки зрения решение обеспечивало разделение людских потоков и освобождало внутреннее пространство от лишних конструкций.
Крыльцо Наровлянской синагоги было сделано в виде небольшого портика на четырех столбах. Резчиками по дереву были живописно обработаны столбики, перила и решетки башенных галерей. Красиво смотрелись и спаренные арочные окна. Стены на уровне первого яруса были не обшитыми, а на уровне второго имели вертикальную обшивку.