Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деревянные синагоги Беларуси

Синагога –после разрушения Иерусалимского храма – основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.

В начале прошлого века в крупных городах Беларуси насчитывались десятки синагог. И в малых городах, и в местечках, как правило, их было несколько. Общее количество синагог в начале XX века могло насчитывать в Беларуси около двух тысяч. И только главные из них в крупных городах в большинстве своем были каменными. Но гораздо большее количество было, безусловно, деревянных строений.

В малых городах и местечках даже главные синагоги были деревянными. В застройке местечка синагога играла не последнюю роль в формировании пространства, его масштаба и силуэтов застроек. Синагога — это значительный объем, доминирующий над жилыми и торгово-ремесленническими строениями. С точки зрения историко-архитектурного анализа представляет интерес то обстоятельство, что деревянные синагоги Восточной Европы выделялись оригинальной и специфической архитектурой, в то время как в Центральной и Западной Европе их особенности не приобретали такого яркого проявления.

В основе этой специфики лежит тоже объемно-пространственное решение, которое наблюдалось и в каменных синагогах готическо-ренессанской архитектуры: близкая к квадрату планировка ритуального зала, завершенная высокой многоярусной кровлей. Внешние галереи, пристройки только усиливали чувство первозданной архитектурной целостности. Деревянная синагога чем-то напоминала по внешней геометрии пирамиду. Стилистика барокко XVII-XVIII веков отразилась только на пластике форм (криволинейные фронтоны, пилястры и карнизы, очертания проемов), но ни в коем случае не затронула сущность формы.

Представляет интерес и то обстоятельство, что в пристройках, прирубах отдельных небольших объемов, окружающих синагогу, и кровлях над галереями, словно повторяется в уменьшенном объеме форма основного здания. Квадратный сруб с шатровой крышей будто моделируется, уменьшая масштаб, и создает разные варианты в целом единой по существу композиции. Именно по этой причине деревянные синагоги являлись контрастом по отношению к окружающим их строениям.

Довольно редко, но встречался переходный тип синагог — деревянно-каменной конструкции. Как правило, такими являлись те типы синагог, которые включали в новостройку остатки предыдущего здания. К отмеченным типам относилась деревянно-каменная Главная синагога в Глубоком (1). В местечке, возникшем в начале XVI века, в 1766 году уже проживало 755 евреев. В конце XIX века здесь насчитывали шесть синагог. Строительство Главной, как и обычной, для местечка, имело давнюю историю. В 1742 году Виленский епископ М. Зенькович выдает местной еврейской общине разрешение на строительство синагоги на месте уничтоженной пожаром, опять-таки с условием, дабы последняя не была похожей на костел (без башен, с невысокой кровлей и высоко не возвышающейся). Известно, что построенная с разрешения епископа синагога не один раз перестраивалась и обновлялась. На фотоснимке 20-х годов прошлого века Главная синагога местечка зафиксирована в виде каменно-деревянного здания, расположенного в ряду застройки на уклоне рельефа.

Если допустить мысль, что при строительстве были использованы остатки каменной синагоги XVIII века, то все равно необходимо признать, что последние довольно гармонично влились в архитектуру нового здания. Каменным был первый этаж. Причем стены были выполнены в характерном XVII-XVIII веке стиле: с широкими угловыми и простеночными пилястрами, окнами в глубоких нишах, высоким арочным проемом двери. Деревянный ярус синагоги составлял примерно одну треть всей высоты стен (деревянной и каменной частей суммарно). Сделан он был из брусков, соединенных в чистый (немецкий) угол и насчитывал всего восемь венцов. Со стороны улицы имелись три окна обычных размеров. Главное впечатление в строении создавалось крутой двухъярусной четырехскатной крышей. Верхний ярус, который составлял примерно треть общей ее высоты, имел карнизный поясок; в нижнем ярусе были слуховые окна. Синагога уничтожена во время Великой Отечественной войны.

К наиболее полному варианту с точки зрения развития форм принадлежала деревянная синагога в Леонполе. Снимок начала XX века доносит до нас ее дряхлый облик. Однако строение форм отчетливо. Возведенная в XVIII веке Леонпольская синагога находилась на краю местечка, что характеризует еще один из вариантов расположения этих строений. На рельефе с небольшим уклоном синагога стояла на фундаменте из каменных валунов. При внешней простоте она имела довольно оригинальную конструкцию сруба. Первый ярус и боковые помещения были устроены по типу сруба-шестистенка (четыре внешние стены и две внутренние поперечные), а верхний ярус опирался поперечными стенами на удлиненные стены нижнего. Стены были сделаны из брусьев, в чистый угол, а на втором ярусе в простенках имели дополнительное укрепление с помощью лисиц (укрепленных нагелями вертикальных брусьевТаким образом, в архитектуре Леонпольской синагоги ясно определились в наиболее простом варианте две группы объемов: главного двухъярусного и боковых одноярусных. Присоединение к основному объему боковых с двускатными крышами напоминает вместе с тем и базиликально-пространственное решение, довольно редкое в деревянной архитектуре.

Объемно-пространственное решение Леонпольской синагоги не являлось единичным или случайным — аналогичное, только иное по масштабу, имела синагога XVIII века в Роси (4). На снимке начала XX века видно, что это было также двухъярусное строение. Его ядро состояло из близкого к квадрату в плане высокого (двухъярусного) объема ритуального помещения. Вокруг на уровне первого яруса располагались вспомогательные помещения под односкатной кровлей, охватывая по периметру главный объем. В сравнении с Леонпольской, эта синагога была примерно вдвое больше по объему. Длина стен на уровне первого яруса имела около двадцати метров, а на уровне второго — около двенадцати. Стены были сложены из обтесанных брусьев, в чистый угол и имели горизонтальную обшивку из досок. Окна в верхнем ярусе были высокими, сдвоенными, имели лучковое завершение, с широкими наличниками. Они сидели симметрично относительно вертикальной оси здания. Вся постройка завершалась высокой крышей с широким с красивым барочным фронтоном, обшита досками «под елочку», с арочным окошком на шесть стекол. В здании впечатляет тонкое чувство пропорций, подчиненность линий единому силуэту. Кровля имела драночное покрытие (из тонких колотых щепок), которое также создавало красочную фактуру и входило в контраст с гладко обшитыми стенами. Таким образом, генетически формообразование деревянных синагог исходит от образа компактного и высокого шатра.

Профессор архитектуры Варшавского университета Ян Клос в начале XX века сделал несколько карандашных рисунков синагоги XVI века в местечке Высокое(5). Рисунки отражают вид здания синагоги в аксонометрии. Архитектор стремился проследить строение форм синагоги и в итоге зафиксировал характерный вариант процесса формообразования. Объемы синагоги развиваются на планировке, основу которой составляют два квадрата: внешний и внутренний. Внутренний квадрат составлял планировочную основу главного ритуального объема синагоги: высокого, с большими прямоугольными окнами. Над ним возвышалась крутая трехъярусная четырехскатная кровля. Между кровлей и стенами проходил широкий карниз. Он держался на специальных, вынесенных за внешний периметр стен балках (мауэрлат), положенных на специальные консоли, защемленных в верхних венцах. Данная конструкция карниза интересна тем, что имеет широкое распространение в деревянной архитектуре Западного Полесья вообще. Синагога в Высоком представляла собой типичный пример, в котором каждый объем имел законченное архитектурное решение, а формы вместе подчинялись единому композиционному замыслу.

Синагога в Олькениках была одной из самых красивых на территории Беларуси и Литвы. Однако, вероятнее всего, самой красивой деревянной синагогой на территории Беларуси в начале XX века являлась синагога в Волпе. (6, 7, 8, 9) Сохранились фотографии, по меньшей мере, двух периодов существования этого выдающегося памятника архитектуры: двадцатых и конца тридцатых годов XX века. На фотоснимках Яна Булгака (20-е годы) здание синагоги зафиксировано в довольно хорошо сохраненном виде. Синагога представляла собой строение на каменном фундаменте. Объемно-пространственная структура была традиционной: высокий главный объем в обрамлении пристроек. Последние вдоль продольных стен были небольшими и имели пологую односкатную кровлю. А вот со стороны главного фасада пристройки создавали своеобразную и самостоятельную архитектурную композицию. Центром композиции являлся входной притвор со спаренными арочными окнами в центре и дверными проемами по сторонам. Над притвором возвышалась двухъярусная крыша с широким причелком. По сторонам притвора, фланкируя фасад синагоги, располагались двухъярусные башни под высокими двухъярусными крышами. Отличительной особенностью башен являлся ориентированный на внешние стороны галерейный балкончик с резными столбиками, декоративными гирьками, перилами и точеными балясинами. Основной объем выделялся высокой трехъярусной кровлей, акцентом которой был красивый, барочного абриса фронтон с закрытым ставнями слуховым окном в обрамлении красивых резных полуколонн. Стены синагоги имели горизонтальную обшивку, резные пояски и карнизы, однотипные оконные проемы: спаренные, арочные в обрамлении наличников.

Польский исследователь Зигмунд Глогер выделял в восточно-европейском ареале три деревянные синагоги: в Погребнице, Волпе и Заблудове.(10)

Архитектурные черты Волпенской синагоги имели некоторое распространение, примером этому могут служить изображения синагоги Наровли(11,12). Сохранились проектные рисунки синагоги конца XVIII века и фотоснимок начала XX века. Внешние формы Наровлянской синагоги повторяют те, что имели место и в Волпенской. Особенный интерес представляет устройство боковых башен, отличительная особенность которых — двухъярусные галереи — здесь имеют более важное функциональное предназначение. С другой стороны яруса имелся специфический лестничный закрытый вход на галерею, которая располагалась внутри главного объема. Это оригинальное и очень удобное с функциональной точки зрения решение обеспечивало разделение людских потоков и освобождало внутреннее пространство от лишних конструкций.

Крыльцо Наровлянской синагоги было сделано в виде небольшого портика на четырех столбах. Резчиками по дереву были живописно обработаны столбики, перила и решетки башенных галерей. Красиво смотрелись и спаренные арочные окна. Стены на уровне первого яруса были не обшитыми, а на уровне второго имели вертикальную обшивку.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.