Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Наглядные средства обучения делятся на 2 группы: натуральные (предметные) и искусственные (изобразительные).



Натуральные средства обучения- это объекты природы. Среди натуральных средств можно выделить: - коллекции - это наборы однородных объектов для изучения. Для начальной школы специально разработаны коллекции полезных ископаемых, почв, коллекции насекомых. гербарии– это коллекция растений или частей растений. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны. живые объекты природыэто комнатные растения, а также животные, которые могут содержаться в уголках живой природы или в специально оборудованном кабинете. Искусственные средства обучения: плоскостные (таблицы, картографический материал, репродукции) объемные (модель, макет, муляж).

26. Уголок живой природы. Уголок живой природы – это специально оборудованное помещение или его часть, предназначенная для размещения животных и растений. Работа учащихся в уголке живой природы обогащает и расширяет знания учащихся, формирует у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными, которые могут быть использованы в дальнейшей жизненной практике. Живой уголок должен быть оборудован в специальном месте или в особом помещении, чтобы не противоречить санитарно-гигиеническим требованиям. Живой уголок может содержать: а) растения, что особенно удобно при отсутствии специального помещения для живого уголка. Необходимый минимум растений можно разместить на специальных стойках прямо в классе. Занятия с растениями живого уголка может помочь в решении следующих образовательных задач: на этих объектах можно показать основные части растений, способы размножения, приспособления к окружающей среде, изучить отношение каждого растения к свету, теплу и влаге; привить необходимые практические навыки ухода за растениями, формировать исследовательские умения, проводя под руководством учителя несложные опыты. Можно указать на следующие требования к содержанию и оформлению уголка растений: уголок не должен содержать опасные или ядовитые растения; каждое растение должно иметь этикетку, на которую записывают его название, происхождение, время посадки; возможно также вести календарь развития. б) животные. Питомцы живого уголка должны отвечать определенным требованиям: не требовать сложного ухода, способны существовать в вольере, недопустимо содержание опасных животных. Содержание животных позволяет решить следующие задачи: формирование знаний о животных и практических умений по уходу за ними; формирование исследовательских умений – наблюдать, фиксировать, объяснять увиденное; воспитывается чувство ответственности.

27.Географическая площадка. Пришкольный участок – это участок на территории школы, предназначенный для посадки растений. Работа, проводимая на пришкольном участке, имеет воспитательное и образовательное значение. Задачи, решаемые при работе на пришкольном участке: формирование умений наблюдать за развитием растений; навыков ухода за растениями и обработки почвы. Пришкольный участок может быть использован и для проведения сезонных экскурсий.Географическая площадка – территория, предназначенная для организации занятий по ориентации на местности, определения сторон горизонта, ориентирование по солнцу, по другим доступным приметам. Возможно измерение температуры воздуха, измерения толщины снежного покрова.

28. Сочетание и комплексное использование наглядных средств обучения.Все многообразие наглядных средств обучения в учебном процессе по природоведению используется комплексно в раз­личном сочетании и соотношении с организационными форма­ми, методами и с наличием технических средств обучения. От наличия наглядных средств зависит выбор форм и методов обучения.При наличии достаточного количества наглядных средств уроки природоведения проводятся с использованием разнооб­разных видов учебной деятельности школьников. Так, напри­мер, если в школе есть необходимое количество гербарного ма­териала, лучше организовать изучение материала практически­ми методами, в процессе которых учащиеся самостоятельно изучают органы растений. При наличии коллекций почв, гор­ных пород, семян, насекомых проводятся практические работы по их изучению. Комплексное использование наглядных средств обучения предполагает не только их разнообразие и количественное отношение к содержанию учебного материала, а главным обра­зом наиболее удачный их оптимальный отбор, дающий возмож­ность рассмотреть все стороны изучаемого объекта, явления и получить в процессе изучения многостороннюю информацию. Наблюдения за рыбами аквариума дают более полные представления о форме тела, значении плавников, окраске тела и т. д. Но для раскрытия отдельных деталей, например как расположена чешуя, необходимо обратить внимание школьни­ков на таблицу или рисунок учебника, где показано это в уве­личенном виде. Таким образом, при изучении этого вопроса ис­пользуются в сочетании живые объекты с иллюстративным ма­териалом, что позволяет воспринимать объекты или процессы в целом, во всех их проявлениях.

29.Понятие метода обучения на уроках природоведения.Методы обучения – от греческого- способ познания явлений природы и общества. Это основной способ достижения определенной дидактической цели. Методы обучения тесно связаны с содержанием обучения. Учитель, отбирая необходимый учебный материал по содержанию, определяет методы его преподавания, выбирая ту или иную форму. Задача учащихся сводится к тому, чтобы усвоить передаваемые учителем знания и научиться применять их в учебной и практической деятельности. Следовательно, при определении метода изучения того или иного вопроса программы необходимо учитывать характер деятельности учителя и учащихся, а также источники знаний, которые при этом используют. Функции методов обучения: 1.мотивационная, 2.обучающая, 3.развивающая, 4.воспитательная, 5.организующая.

30.Роль слова как источника знаний о природе. Многообразие словесных методов, цель их использования на уроках «Окружающего мира».Словесные методы обучения — это наиболее распространенная группа методов обучения, применяется по всем школьным предметам и обслуживающая все ступени и формы обучения. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. 1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:– обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;– содержать только достоверные и научно проверенные факты;– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;– иметь четкую логику изложения;– быть эмоциональным;– быть доступным;– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение – это монологическая форма изложения. Использование данного метода требует:– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;– использования сравнения, сопоставления, аналогии;– привлечения ярких примеров;– безукоризненной логики изложения. 3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие. В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальнаябеседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. 5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. 6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения. Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.