Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основания классификации норм по отраслям: Предмет и метод правового



Регулирования.

 

Предмет и метод правового регулирования — это наиболее существенные

основания для деления системы права на отрасли. Предмет правового

регулирования— это то, на что воздействует право. А право, как известно,

воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той

объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него

системообразующие признаки.

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют

особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно

требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в

отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от

усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим

отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных

отношений, которые регулируются этими отраслями права. Отношения,

регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга

своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы

административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными

функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют

порядок имущественных связей в государстве.

Предмет правового регулирования — это качественно однородный вид

общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли

права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения

правовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права можно

отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет»

т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных

общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по

социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое

законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные

кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует

уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому

праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).

Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей

спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных

отношений, предметом правового регулирования

Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по

отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы

воздействия норм данной отрасли права на поведение людей, на регулируемые

этой отраслью общественные отношения.

Метод правового регулирования - это особый юридический режим, который во

многом ориентирован на способы правового регулирования - дозволения,

запрещения, обязывания. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право,

трудовое право; к запрещениям уголовное; к обязываниям - административное.

Метод правового регулирования состоит из следующих элементов:

специфического способа взаимосвязи прав и обязанностей между участниками

урегулированных отраслью правоотношений. Так, главной чертой

административно-правового метода является "вертикальный" характер взаимного

расположения субъектов отношений, которые находятся в состоянии власти и

подчинения. В гражданском праве субъекты правоотношений имеют равные,

позиции; той или иной совокупности юридических фактов, служащих основанием

возникновения, изменения или прекращения правоотношений. В

административном, финансовом праве правоотношения возникают на основе актов

применения норм права, принимаемых компетентными органами государства, в

гражданском праве — из договора, в гражданско-процессуальном праве — по

заявлению (иску) лица, которому причинен моральный или материальный ущерб

неправомерными действиями других физических или юридических лиц либо

государственных органов, особых способов формирования содержания прав и

обязанностей субъектов права. Такие права могут возникать, в частности, из

норм права, либо из соглашений сторон, либо из административно-правовых

актов и иными способами; санкций, способов и процедур их применения.

Каждая отрасль права имеет достаточно широкий спектр мер государственного

принуждения, которые могут быть применены к нарушителям соответствующих

нормативно-правовых установлений. Особенно ярко это проявляется на примере

уголовного, административного, гражданского и трудового права, санкции

которых могут применяться только в пределах названных отраслей права.

Система мер государственного принуждения в остальных отраслях права также

носит специфический характер и сводится к той или иной комбинации из

административно-правовых и гражданско-правовых санкций. Из названных

компонентов формируется метод правового регулирования конкретной отрасли

права. При этом различное сочетание способов, приемов правового воздействия

на общественные отношения образует специфику отраслевого метода, определяет

его особый юридический режим, который последовательно проводится через все

институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование

соответствующей сферы общественных отношений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.