Современная экономическая ситуация требует от фирм инновационной сферы постоянного прогресса, управления, поиска новшеств, увеличения экономической устойчивости. Все это ведет лишь к одной цели: увеличение прибыли предприятия и повышению конкурентоспособности.
Факторинг – это организационное и финансовое обслуживание постоянного кредитования товаров поставщиком регулярного круга покупателей. Факторинг - эффективный инструмент увеличения финансов инновационных предприятий [2].
Операции факторинга проходят на основе коммерческого кредита. Факторинг между партнерами упрощает расчеты. У клиента есть всегда возможность согласовать с продавцом необходимый срок отсрочки платежа (по законодательствуРоссии отсрочка платежа на срок более 180 дней возможна и только при наличии специальной лицензии Центрального банка РФ), а продавец сразу после поставкиполучает деньги [5]. При этом продавец приобретает возможность вести текущую производственную деятельность, создавать новые технологии в производстве и искать новые пути обслуживания клиентов.
Факторинг помогает в решении проблем с задолженностью мелким и средним предприятиям, обеспечивает специальными финансовыми организациями «фактор» [10].
В условиях переходного периода к рыночным взаимодействиям применение факторинга оказалось очень эффективным, в первую очередь, для малого предпринимательства, располагающее перспективой увеличения производства, но с проблемой постоянной нехватки финансирования из-за несвоевременного возврата долгов дебиторами или проблем, связанных с совершенствованием производства [13].
Целью данной статьи является: выявить сущность факторинга и его особенности, особое внимание следует уделить анализу и перспективе развития факторинга в России. Изучить и использовать мировой опыт, это приведет к улучшению состояния расчетов в российской экономике, т.к. факторинг выступает как одна из важных систем обслуживания внутренней и экспортной деятельности поставщика [1]. Увеличение внешне экономической деятельности отечественных предприятий должно проходить на основе качественного кредитно-финансовое обслуживания.
Факторинг - эффективный инструмент инновационного предприятия
С увеличением конкуренции на товарном рынке и рынке услуг многим продавцам приходиться предоставлять своим покупателям отсрочки и рассрочки платежа, тем самым, они выступают в качестве заемщика и принимают на себя процентные, кредитные и другие риски. Это приводит к отрицательным показателям их финансовой отчетности.
Поэтому один из эффективных способов решения этих финансовых проблем является факторинг, на рис. 1 представлена система факторингового обслуживания клиентов.
Рис. 1. Система факторингового обслуживания: 1 - заключение договора о факторинговом обслуживании; 2 — поставка товара с отсрочкой платежа; 3 — выплата досрочного платежа (до 85% суммы поставленного товара) сразу после поставки; 4 — оплата за поставленный товар; 5 — выплата остатка средств (от 15% после оплаты покупателем) за вычетом комиссионного вознаграждения фактора.
Факторинг — это новый вид экономических услуг, который используют банки или специальные факторинговые компании [3], т.е. дочерние филиалы банков. Данную ситуацию объясняем тем, что факторинговые операции требуют быстрой реакции большого количества средств, которые факторинговые компании получают от своих головных банков на условиях льготного кредитования [13].
Процесс кредитования
Процесс движения кредитных ресурсов при факторинге схематически представлен на рис. 2
Рис. 2. Схема движения кредитных ресурсов при факторинге: 1 — отгрузка продукции, осуществление работ, услуг; 2 — продажа долговых обязательств на дагу, установленную в договоре; 3 — получение кредита в виде оплаты долговых обязательств на дату, установленную в договоре; 4 — погашение кредита, предоставленного клиенту, через оплату обязательств плательщикам.
Факторинг - это единственный бессрочный пассив в российской экономике, который позволяет создавать стратегию развития на годы вперед.
Факторинг направлен на дальнейшие успехи в продажах, и даже при увеличении продаж в 5 раз, это не является ограничением для финансирования в пределах факторинга. Подробно сравнить финансирование при использовании факторинга с другими кредитными вариантами приведено в таблице 1.
Несмотря на множество плюсов факторинга, у него есть минусы, которые препятствуют широкому его использованию в отечественной экономикой системе. Основным минусом считается его относительная дороговизна. Например, в 2012 году факторинговая комиссия составляет до 3% от суммы. В зависимости от срока комиссия при пересчете доходит до 20—30% годовых.
Другой минус факторинга связан со сложным процессом подготовки документов, отсюда следует и уменьшение клиентов
Таблица 1.
Сравнительный анализ факторинга и традиционных форм банковского кредитования