Выделяют два основных подхода к определению понятия права. С позиций первого подхода, право обычно определяется как "совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированным государством". Второй подход основан на включении в понятие права трех элементов - правосознания, нормы права, правоотношения. Такой подход исходит из того, что правовые нормы являются нормативным воплощением доминирующих в обществе правовых идей.
С позиций разных правовых школ, роль этих трех элементов определяется по-разному. В так называемых идеологических школах права (психологическая теория, теологическая теория) главное место отводится правосознанию, в нормативистских школах подчеркивается особая роль норм права, социологические теории акцент делают на правоотношениях.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Большинство современных исследователей сходятся на том, что в развернутом определении права должны найти отражение следующие моменты:
· естественноисторический характер происхождения права;
· его способность служить масштабом поведения свободных и равных субъектов;
· такие свойства права, как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных в нем прав и обязанностей;
· гарантии реализации права, в том числе - посредством вмешательства со стороны государства.
В современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права:
· нормативный;
· социологический;
· философский (нравственный).
Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, - они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм, и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда - игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития.
Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.
Социологический подход трактует право как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, с какие - нет.
Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественноправовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы. Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании правовых норм должен основываться на такой высокой идее справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.
Как своеобразному социальному феномену праву присущи следующие общие и особенные признаки:
1. Право состоит из нормативных установок. Нормативность - явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму. Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает всеобъемлющий характер, становится универсальным средством упорядочивания и развития мысли о поведения людей. В ее основе - типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной мысли, когда они подчиняются определенным правилам. Фиксируя сгустки человеческих знаний в определенных правилах (нормативах), человечество закрепляет достигнутые знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит социальную жизнь в нормальные рамки.
2. Право выражает идеи справедливости и свободы. Справедливость и свобода - извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека - его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе. Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения сначала складываются в сознании людей, а затем получают закрепление в законодательстве. В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы. Такие критерии вполне определенно сформулированы теорией естественного права. Отношение к естественным правам человека, их защита со стороны государства характеризует состояние справедливости в обществе, природу власти и государства. Чем более какая-либо власть чутка к естественному праву человека, тем более она склонна охранять личные права человека в государстве. Закрепляются естественные права человека и соответствующие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. Закрепленные в законодательстве общечеловеческие начала можно считать реальными только при наличии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий. Нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя законодательно и оформленные.
3. Право имеет свой предмет отражения. Это власть, государство, порядок в обществе. Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность. Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики, искусства и т.д.
4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства непосредственно или через правовые отношения. Эта способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы. Каждый человек, если он социально не деформирован, стремится к справедливости и свободе, таковым он хочет видеть поведение других людей, а государство рассматривает как гаранта справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиняться нормативным установкам. В этом для него - внутренняя обязательность права. Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутреннему убеждению, а нормативные правовые установки в этих случаях воздействуют на его сознание и психику. Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения, физического или психического, и касается оно только поведения (а не сознания - как при внутренней обязательности права). Обладая внутренней и внешней обязательностью право способно активно влиять на человека и тем самым закреплять необходимый порядок в обществе.
5. Праву присуща специфическая форма выражения - законодательство. Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естественного права, существуют в разнообразной форме - в виде правосознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовых явлений. Значительная их часть облекается в законодательную форму и становится позитивным правом. Законодательство, таким образом, - форма выражения значительной части права. Именно поэтому право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как содержание и форма. Та часть права, которая вовне выражается в законодательстве, т.е. позитивное право приобретает специфические признаки, нередко приписываемые праву с целом.