Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие и сущность права

Выделяют два основных подхода к определению понятия права. С позиций первого подхода, право обычно определяется как "совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированным государством". Второй подход основан на включении в понятие права трех элементов - правосознания, нормы права, правоотношения. Такой подход исходит из того, что правовые нормы являются нормативным воплощением доминирующих в обществе правовых идей.

С позиций разных правовых школ, роль этих трех элементов определяется по-разному. В так называемых идеологических школах права (психологическая теория, теологическая теория) главное место отводится правосознанию, в нормативистских школах подчеркивается особая роль норм права, социологические теории акцент делают на правоотношениях.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Большинство современных исследователей сходятся на том, что в развернутом определении права должны найти отражение следующие моменты:

· естественноисторический характер происхождения права;

· его способность служить масштабом поведения свободных и равных субъектов;

· такие свойства права, как нормативность, общеобязательность, взаимозависимость заключенных в нем прав и обязанностей;

· гарантии реализации права, в том числе - посредством вмешательства со стороны государства.

 

В современной юридической науке сложились в основном три подхода к пониманию права:

· нормативный;

· социологический;

· философский (нравственный).

 

Нормативный подход трактует право как совокупность охраняемых государством норм. Таким образом, основной акцент делается на нормативности права, его формальной определенности и обеспеченности государственным принуждением. Позитивным в таком подходе является то, что он ориентирует на соблюдение законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, - они должны соблюдать законы, действующие в данный момент. Отрицательный же момент в нормативном подходе заключается в том, что государство объявляется главным источником правовых норм, и, следовательно, то, что оно создает, и является правом. Отсюда - игнорирование содержания права, степени свободы личности, соответствия правовых норм потребностям общественного развития.

Нормативный подход базируется на теории позитивного права, которая отождествляет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепления этих прав в законе.

 

Социологический подход трактует право как регулируемые им общественные отношения. Сторонники данного подхода считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. При этом они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею общественных отношений, теряет свои регулятивные свойства. Иначе говоря, при этом подходе право рассматривается не как система абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. Данный подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, "вольного" обращения с законами. Он применим главным образом в законотворчестве и служит ориентиром для законодателя, который должен анализировать, что реально складывается на практике, какие нормы применяются, с какие - нет.

Философский подход связывает право с мерой свободы и справедливости. Эта позиция основывается на естественноправовой теории, которая различает право и закон. При этом право трактуется как высшая идея представления о справедливости и свободе. Если нормативные установления государства не соответствуют идеям свободы и справедливости, то они не являются правом. Отсюда различают правовые и неправовые законы. Данный подход дает ориентиры для законодателя, который при создании правовых норм должен основываться на такой высокой идее справедливости и свободе. Однако для правоприменителей обязательны нормы закона, а не права.

Как своеобразному социальному феномену праву присущи следующие общие и особенные признаки:

1. Право состоит из нормативных установок. Нормативность - явление не сугубо правовое. Оно коренится в природе человека и присуще любому социальному организму. Возникнув на определенном этапе развития человечества, нормативность приобретает всеобъемлющий характер, становится универсальным средством упорядочивания и развития мысли о поведения людей. В ее основе - типичность, повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной мысли, когда они подчиняются определенным правилам. Фиксируя сгустки человеческих знаний в определенных правилах (нормативах), человечество закрепляет достигнутые знания и опыт, постоянно наращивает их, вводит социальную жизнь в нормальные рамки.

2. Право выражает идеи справедливости и свободы. Справедливость и свобода - извечные идеалы, к которым всегда стремилось человечество. Справедливым следует считать то, что служит благу человека, не ущемляет интересы других людей, не наносит вреда обществу. Если брать внешнее проявление человека - его поведение, то справедливым будет такое поведение, которое отвечает критериям справедливости в обществе. Эти критерии и соответственно оценки наиболее значимого поведения сначала складываются в сознании людей, а затем получают закрепление в законодательстве. В основе критериев справедливости должны быть общечеловеческие начала, выражающие суть идей справедливости и свободы. Такие критерии вполне определенно сформулированы теорией естественного права. Отношение к естественным правам человека, их защита со стороны государства характеризует состояние справедливости в обществе, природу власти и государства. Чем более какая-либо власть чутка к естественному праву человека, тем более она склонна охранять личные права человека в государстве. Закрепляются естественные права человека и соответствующие им юридические обязанности в конституциях государств и важнейших законодательных актах. Закрепленные в законодательстве общечеловеческие начала можно считать реальными только при наличии благоприятных экономических, политических, духовных и иных условий. Нормативные установки, не соответствующие идеям справедливости и свободы, правом не являются, это бесправие и произвол, хотя законодательно и оформленные.

3. Право имеет свой предмет отражения. Это власть, государство, порядок в обществе. Именно эти общественные институты наполняют идею справедливости и свободы реальным содержанием, именно они способны обеспечить свободное и справедливое существование человека, его нормальную жизнедеятельность. Предметом своего отражения право отличается от иных форм сознания и сфер социальной жизни: религии, морали, экономики, искусства и т.д.

4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства непосредственно или через правовые отношения. Эта способность права определяется выражаемыми им идеями справедливости и свободы. Каждый человек, если он социально не деформирован, стремится к справедливости и свободе, таковым он хочет видеть поведение других людей, а государство рассматривает как гаранта справедливости и свободы. Видя в праве отражение этих идей, человек считает необходимым подчиняться нормативным установкам. В этом для него - внутренняя обязательность права. Требованиям права человек подчиняется добровольно, по внутреннему убеждению, а нормативные правовые установки в этих случаях воздействуют на его сознание и психику. Внешняя обязательность права выражается в применении к человеку внешнего принуждения, физического или психического, и касается оно только поведения (а не сознания - как при внутренней обязательности права). Обладая внутренней и внешней обязательностью право способно активно влиять на человека и тем самым закреплять необходимый порядок в обществе.

5. Праву присуща специфическая форма выражения - законодательство. Идеи справедливости и свободы, выражающие суть естественного права, существуют в разнообразной форме - в виде правосознания, правоотношений, правовых понятий, иных правовых явлений. Значительная их часть облекается в законодательную форму и становится позитивным правом. Законодательство, таким образом, - форма выражения значительной части права. Именно поэтому право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как содержание и форма. Та часть права, которая вовне выражается в законодательстве, т.е. позитивное право приобретает специфические признаки, нередко приписываемые праву с целом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.