Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ



 

К какому типу научных теорий относится теория формаций

а) извилистые

б) линейные

в) прямолинейные

г) локальные

Ученый, считавший, что история изучает людей во времени

а) Февр

б) Барг

в) Блок

г) Коллингвуд

Что из перечисленного не является категорией исторического познания

а) причинность

б) случайность

в) закономерность

г) верифицируемость

Понятие историзм относится

а) к категориям исторического познания

б) к принципам исторического познания

в) к методам исторического познания

г) к функциям исторического познания

История изучает в первую очередь

а) письменные источники

б) вещественные источники

в) кинофотофонодокументы

г) этнографические источники

Кого принято называть «отцом истории»

а) Аристотеля

б) Ксенофонта

в) Полибия

г) Геродота

Макс Вебер ввел в науку понятие

а) культурно-исторический тип

б) альтернативность

в) харизматический вождь

г) цивилизация

Кто из ученых призывал описывать историю так, «как это было»

а) Блок

б) Ранке

в) Ле Руа Ладюри

г) Карр

Американский ученый Эрик Эриксон стал родоначальником

а) психоистории

б) клиометрии

в) исторической демографии

г) источниковедения

10. Наука о природе истори­ческого познания

а) история ментальности

б) феминология

в) методология истории

г) историография

Баденская школа» в науке связана с именами

а) Кроче и Коллингвуда

б) Блока и Февра

в) Виндельбанда и Риккерта

г) Кареева и Лаппо-Данилевского

12. Система установок и реакций, неза­метно определяющих всю жизнь человека

а) архетип

б) харизма

в) эпистема

г) дискурс

13. Ввел в научный оборот понятие «коллективного бессознатель­ного»

а) Вельдер

б) Фрейд

в) Фромм

г) Юнг

Компаративный метод означает

а) сравнительный анализ

б) историческое описание

в) структурно-функциональный анализ

г) аксиологический анализ

Исторический нарратив означает

а) историческое описание, повествование

б) историко-этнографическое наблюдение

в) историко-антропологические изыскания

г) историко-демографические подсчеты

Крупнейшие региональные центры изучения методологии истории

а) Самара и Екатеринбург

б) Томск и Казань

в) Хабаровск и Владивосток

г) Ярославль и Кострома

Начало изучения истории ментальности было положено

а) «Баденской школой»

б) Российской Академией наук

в) школой «Анналов»

г) постмодернистами

Количественные методы в историческом исследовании использует

а) психоистория

б) история ментальности

в) историческая антропология

г) клиометрия

Слово «метод» в переводе с греческого означает

а) образ мышления

б) путь, способ познания

в) совокупность настроений

г) интеллектуальный дискурс

Теория «носа Клеопатры» акцентирует значение

а) исторической закономерности

б) исторической каузальности

в) исторической объективности

г) исторической случайности

Какой подход лежал в основе средневековых исторических произведений?

а) рационализм

б) прагматизм

в) провиденциализм

г) романтизм

Расположите формы исторических знаний в порядке их появления

а) историческая наука

б) миф

в) историческое предание

г) исторические сказания

Какая теория лежит в основе марксистского объяснения исторического процесса?

а) цивилизационная

б) формационная

в) циклическая

г) компаративная

Какое учебное заведение было создано в 1921 г. для подготовки историков-марксистов?

а) Институт красной профессуры

б) Социалистическая академия общественных наук

в) Московский институт философии, истории и литературы

г) Московский государственный университет

Как называлась книга М.Н. Покровского, являвшаяся главным пособием в 1920-е гг. по отечественной истории?

а) Краткий курс истории ВКП (б)

б) Русская история в самом сжатом очерке

в) Рассказы по русской истории

г) Под знаменем марксизма

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М.: Мысль, 1987. 348 с.

2. Барг М.А. О двух уровнях марксистской теории исторического познания // Вопросы философии. 1983. №8. С.107-114.

3. Барг М.А. Цивилизационный подход к истории: дань конъюнктуре или требование науки? // Коммунист. 1991. №3. С.27-35.

4. Бестужев-Рюмин К.Н. Русская история. М.: Вече, 2007. 416 с..

5. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М.: Наука, 1986. 256с.

6. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М.: Наука, 1978. 360 с.

7. Валк С.Н. Советская археография. М.: Изд-во АН СССР, 1948. 289 с.

8. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 744 с.

9. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 704 с.

10. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. №1. С.56-70.

11. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. №11. С.31-43.

12. Гуревич А.Я. «Территория историка» // Одиссей. Человек в истории. М.: Coda, 1996. С.81-109.

13. Гурьева И.Ю. Проблемы исторической реальности в творчестве Вильгельма Дильтея // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Вып.21. С.113-128.

14. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М.: Аспект Пресс, 1998. 399 с.

15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с.; СПб.: Глаголь, 1995. 513 с.

16. Джаксон Т.Н. Он подготовил развитие исторической науки XIX века: Август Людвиг Шлёцер // Историки России XVIII-начало XX вв. М., 1996.

17. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1991. С.48-59.

18. Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя древней Руси. СПб.: Изд. юридич. книжн. склада «Право», 1910. 522 с.

19. Егорова В.С. О природе исторического познания. М.: Знание, 1986. 64с.

20. Иванов В.В. К вопросу о традициях марксистской критики неокантианской методологии исторического познания (о значении критики Г.В. Плехановым концепции идиографизма) // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск: Изд-во Том. ун-та,1986. Вып.18. С.32-40.

21. Ионов И.Н. Теория цивилизаций: этапы становления и развития // Новая и новейшая история. 1994. №4-5. С.33-50.

22. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М.: Изд-во РГГУ, 1996. 255 с.

23. Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. М.: Высшая школа, 1973. 560 с.

24. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М, Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: Изд-во РГГУ, 1998. 702 с.

25. Киреева Р.А. К.Н. Бестужев-Рюмин // Историки России. XVIII-начало XX вв. М., 1996.

26. Келле В.Ж. Соотношение формационного и цивилизационного подхода к анализу исторического процесса//Цивилизации. М., 1993. Вып.2. С.26-33.

27. Ключевский В.О. Источниковедение. Источники русской истории // Ключевский В.О. Соч. в 9-ти томах. М.: Мысль, 1989. Т.7. C.5-83.

28. К новому пониманию человека в истории: очерки развития современной западной исторической мысли. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. 226 с.

29. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории // Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. С.5-320.

30. Медушевская О.М. Источниковедение в России XX в.: научная мысль и социальная реальность // Советская историография / Под ред. Ю.А. Афанасьева. М.: Изд-во РГГУ, 1996. С.42-77.

31. Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Методология истории. М.: ИАИ РГГУ, 1997. 72 с.

32. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М.: Наука, 1989. 176 с.

33. Могильницкий Б.Г. О природе исторического познания. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1978. 226 с.

34. Могильницкий Б.Г. О специфических исторических законах // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1986. Вып. 18. С. 6-30.

35. Нечухрин А.Н. Основные элементы позитивистской парадигмы истории (на материалах отечественной историографии) // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Вып. 21. С.159-184.

36. Пронштейн А.П. Историческое источниковедение в трудах К.Н. Бестужева-Рюмина // История СССР. 1990. №3. С.115-130.

37. Пронштейн А.П. Источниковедение в России: эпоха феодализма. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1989. 416 с.

38. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997. 800 с.

39. Соколов В.Ю. История в отсутствии человека. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. 256 с.

40. Соколов В.Ю. История и политика. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. 204с.

41. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. 736 с.

42. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. 719 с.

43. Уколова В.И. Арнольд Тойнби и постижение истории // Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. С.5-12.

44. Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. 629 с.

45. Хвостова К.В., Финн В.К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М.: Изд-во РГГУ, 1997. 256 с.

46. Ходонов А.С. История ментальности в современной французской историографии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. Вып. 21. С.129-148.

47. Шикло А.Е. Скептическая школа в русской историографии // Историки России. XVIII-начало XX вв. М., 1996.

48. Шкуратов В.А. Историческая психология. М.: Смысл, 1997. 505 с.

49. Шмидт С.О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. М.: Изд-во РГГУ, 1997. 612 с.

50. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: Наука, 1993. 592 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

Предисловие ....................................................................................................................... 3

 

I. Введение в историю или основные проблемы исторической науки ………………… 6

§1. Историко-педагогическая парадигма в поисках идентичности …………............... 6

§2. Ведущие тенденции развития исторической науки в XX веке .............................. 14

§3. История как действительность и история как наука .............................................. 18

 

II. Исторические источники и их значение в изучении прошлого …………………….. 24

§1. Исторические источники и историческая критика ………………………….. …... 24

§2. Классификация исторических источников ………………………………………... 29

§3. Начало собирания и изучения источников русской истории ……………………. 33

§4. Развитие отечественного источниковедения в XIX столетии …………………. 38

§5. Отечественное источниковедение в новейшую эпоху …………………………… 43

 

III. Становление и развитие исторических субдисциплин ............................................. 47

§1. Психоистория как направление и метод исторических исследований ………….. 47

§2. История ментальности в современном историческом познании ……………….. 51

§3. Историческая антропология как историческая субдисциплина ……………..….. 54

§4. Клиометрия или количественная история ……………………………………..…. 58

 

IV. Становление и развитие методологии истории …………………………………… 61

§1. Понятие методологии истории и ее терминологический аппарат……………… 61

§2. Историческое объяснение как метод научного познания ……………………..... 63

§3. Становление и развитие немарксистской методологии истории ……………..... 71

§4. Развитие методологии истории в отечественной историографии………………. 78

§5. Классификация исторического знания по методу познания ……………………. 82

 

V. Основные категории исторической науки ………………………………………...... 88

§1. Социологический закон и историческая закономерность ..................................... 88

§2. Историческая случайность как категория исторической науки ............................ 91

§3. Проблема инвариантности и альтернативности в истории ................................... 96

 

VI. Принципы исторического познания ……………………………………………….. 100

§1. Проблема объективности исторического познания ............................................. 100

§2. Принцип партийности в историческом познании ................................................ 105

§3. Принцип историзма в научном познании ............................................................. 108

 

VII. Место и роль истории в обществе ………………………………………………… 113

§1. Исторический опыт и современность ................................................................... 113

§2. Идеология и ее связь с исторической наукой.

История и политика ............................................................................................... 114

 

VIII. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории …………. 119

§1. Формационный подход к типологии обществ ………………………………….. 119

§2. Понятие «цивилизация» и его смысловая нагрузка ............................................. 126

§3. Становление и развитие цивилизационных теорий ............................................. 129

 

IX. Циклические цивилизационные концепции исторического развития

в XIX-XX веках ..................................................................................................... 133

§1. Н.Я. Данилевский: концепция культурно-исторических типов .......................... 133

§2. Историко-культурная концепция О. Шпенглера .................................................. 137

§3. А. Дж. Тойнби: концепция локальных цивилизаций ........................................... 143

 

Именной указатель ......................................................................................................... 148

Словарь научных терминов ……………………………………………………………... 153

Тесты для самопроверки знаний студентов ……………………………………………. 189

Литература ………………………………………………………………………………... 195

Содержание ………………………………………………………………………………. 199

 

 

Учебное издание

 

Мауль Виктор Яковлевич

 

Основы исторических знаний: учебное пособие для студентов

 

 

Научный редактор

Редактор

 

 

Подписано к печати Бум. писч. № 1

Заказ № Уч.-изд.л.

Формат 60×841/16 Усл.печ.л.

Отпечатано на RISO GR 3750 Тираж 500 экз.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.