Исключение Киева из черты оседлости было причиной жестких ограничений на открытие здесь новых еврейских молелен. Разрешение на это давал непосредственно министр внутренних дел.
На исходе XIX в. еврейская община Киева не располагала ни одной значительной синагогой. Официально киевские евреи не могли открывать новые синагоги - им позволяли только переносить молельни в другое место. Устройство общественных молитвенных домов было возможно только в Лыбедском и Плоском участках – районах городской бедноты, где разрешалось жить евреям. В других районах города существовали только домашние молельни.
Дело по обвинению Лазаря и Льва Бродских
(Киевская газета, 1903)
11 октября 1903 г. киевским окружным судом было разобрано дело по обвинению Лазаря и Льва Бродских в преступлении, предусмотренном 1074 ст. улож. о нак.
В апреле 1902 г. киевское губернское правление получило сведения, что в Киеве по ул. Александровской, дом 43, существует устроенная без разрешения еврейская молитвенная школа. Установлено, что школа устроена лет 20 тому назад их уже умершим отцом, который по старости не мог ходить в синагогу. Туда ходят молиться сами Бродские, их семейства, служащие у них и посторонние. Школа состоит из двух комнат; одна – для праздника кущей, в другой – шкаф для свитков торы, амвон для кантора, стол для чтеца и
6 скамеек на 20-25 человек. Разрешение на устройство школы не было выдано.
В заседание суда Бродские не явились, доверив защиту своих интересов помощнику присяжного поверенного М.Б. Ратнеру.
Выступление товарища прокурора – факт существования школы без разрешения доказан, признать Бродских виновными по ст. 1074.
Защитник – ст. 1074 предусматривает кару за «построение еврейских синагог и молитвенных школ без разрешения».
По ст. 1074 – объект преступления не факт отправления молитвы,
а факт неразрешенной постройки места для такой молитвы. Бродские никакой синагоги у себя не строили. Это домашняя молельня, для которой не нужно специального разрешения.
Кто знаком с историей и современным бытом еврейства, тот знает, что с потерей политической самостоятельности с моментом разрушения Иерусалимского Храма молитвословие и богослужение потеряли характер функции государственного и общественного порядка.
У евреев нет ни жреческого сословия, ни сана и учреждения священства. Богослужение совершается частным порядком и при участии частных лиц. Это имеет место на частных квартирах, причем люди богатые могут отводить в своих квартирах отдельные помещения для этого. Особенно возникает такая необходимость
в Киеве, где евреи живут во всех участках, а синагоги разрешаются только в Плоском и Лыбедском участках. В эти дни евреям езда запрещена. Поэтому многие предпочитают молиться дома.
Суд после непродолжительного совещания вынес оправдательный приговор.
Киевская газета, 1903, № 282, 13.10 (26)
Во второй половине ХIX века в больших городах России начали появляться хоральные синагоги. Это новый тип синагог, отличавшийся в первую очередь тем, что в богослужении принимал участие мужской хор под управлением регента и кантор, который должен был иметь музыкальное образование. Прихожанами хоральной синагоги всегда становились наиболее богатые люди, так как она по своему укладу выглядела более солидной и организованной, чем традиционные синагоги и небольшие молельни, где собирались в основном ремесленники, мелкие торговцы и городская беднота. Первая в России хоральная синагога была открыта в 1840 году в Одессе, кроме хора там был еще и орган.
Сам кантор большую часть времени молчит, а чуть произнесет слово, певчие моментально его подхватывают, разжевывают, распевают на разные голоса, смешивают все в одну кучу, – и это у них называется петь хором! Никогда и не услышишь у них ни грустной, задушевной мелодии, ни чего-нибудь веселого. Ухватятся за строчку и возятся с ней без конца! А вдобавок, смешно, право! – носят на руках свитки Торы и ходят с ними вокруг амвона... Слыханное ли дело, чтобы в субботу носили Тору, как в кущи?! Вы, пожалуй, спросите: а что же смотрит раввин? Как может он допускать такие вещи? Так ведь то-то и досадно, что раввин заодно с ними, лезет еще вперед, тоже в какой-то пелерине, с холеной бородкой, и выглядит... Фи! Казалось бы, смотреть, тошно? А вот Ионтлу нравится!
Менделе Мойхер-Сфорим. Фишка хромой
Синагога Бродского
Неоднократно, начиная с 1886 г., киевские евреи ходатайствовали перед местными властями об открытии хоральной синагоги в том или ином месте города. Они аргументировали свои прошения тем, что имевшиеся в Киеве молельни «по своему внутреннему устройству не соответствуют современным религиозным потребностям образованных евреев, по отсутствию в них хорального пения и вообще порядка богослужения, каковой уже введен в еврейских молитвенных домах некоторых значительных городов России, как Петербург, Москва, Одесса и др. Таким образом, остается неудовлетворенной одна из существенешиих религиозных потребностей просителей, и они лишены возможности отправлять богослужение по обряду своей веры...
В 1895 году раввин Евсей Цукерман, потомственный почетный гражданин Лазарь Бродский и члены духовного правления молельни по бывшей ул. Малая Васильковская обратились с прошением «о разрешении перемещения указанной молельни в усадьбу Бродского, находящуюся на той же улице, где предполагается постройка нового здания». Под видом частной усадьбы Бродский планировал строительство здания синагоги.
Рассматривая чертежи предполагаемой постройки, губернские чиновники усмотрели в ней не что иное, как хоральную синагогу и после двухмесячной волокиты отказали просителям. Министерство внутренних дел вполне разделяло их позицию:
«При богатстве и влиянии на своих единоплеменников местных еврейских купцов, а также ввиду особого тяготения, обнаруживаемого евреями к Киеву в силу выдающегося значения его в торгово-промышленном отношении, устройство в Киеве постоянной хоральной молельни сделало бы город этот в более или менее близком будущем одним из важных еврейских религиозных центров и тем самым несомненно отразилось бы на крайнем увеличении численности проживающих в Киеве евреев, в особенности нежелательном ввиду того особого значения, которое имеет Киев по своим святыням для православных людей.»
Цуккерман и Бродский обжаловали решение губернской администрации в Правительствующем Сенате. К своему прошению они приложили проект бокового фасада со стороны ул. Рогнединской и попросили объяснить: где же здесь признаки хоральной синагоги? На чертеже был изображен, казалось бы, обыкновенный дом, в котором его владелец Бродский соглашался поместить молельню.
Сенаторы, рассмотрев представленные документы, согласились с авторами жалобы, заявлявшими, что будто бы «здание это лишено внешних архитектурных особенностей, могущих свидетельствовать о цели его предназначения», и признали отказ Киевского губернского правления неправильным, отменив запрет на строительство. Местным властям оставалось только подчиниться.
Лазарь Израилевич стремился к максимальной юридической надежности своего дара.
Не было стопроцентной уверенности, что власти не попытаются аннулировать свое разрешение и закрыть новую синагогу, поэтому он передал здание в собственность построенной им еврейской больницы.
«...Лазарь И. Бродский пожертвовал недавно Киевской еврейской больнице усадьбу, находящуюся на углу Мало-Васильковской, Рогнединской и Эспланадной улицъ, вместе с возведенным на ней домом, с тем, чтобы доходы с дома поступали на содержание сооруженного на его средства в 1893 году детского барака имени его и супруги Сарры Семеновны
г-жи Бродской. Советъ еврейской больницы уступил этот домъ в аренду хозяйственному правлению молельни, помещавшейся в доме Шмидта по Рогнединской улице, сроком на 12 лет, с платою по 6000 в год».
Газета «Жизнь и искусство», 25 августа 1898 г.
Всего лишь за год внушительное двухэтажное с цокольным этажом здание было возведено, отделано, благоустроено, снабжено всеми необходимыми принадлежностями.
Бродский затратил на это в общей сложности около 150 тыс. руб. – в те годы целое состояние. Торжественное открытие состоялось 24 августа 1898 г., в день 50-летнего юбилея фундатора синагоги – Лазаря Бродского.
Хоральную синагогу посещали крупнейшие киевские предприниматели – весь клан Бродских, Моисей Гальперин, Лев Гинзбург, Маркус Закс, Иосиф Маршак, Давид Марголин и ряд других.
Видные общественные деятели – историк Герман Барац, адвокат Авраам Гольденберг, врач Евгений Скловский, писатель Ш. Н. Рабинович (Шолом-Алейхем).
Галицкая синагога
Местность в районе современной площади Победы вплоть до начала ХХ века была окраиной города. Именно здесь еще в феврале 1858 г. генерал-губернатор Илларион Васильчиков позволил евреям вести публичную торговлю. Со временем здесь, на месте современного цирка, возник популярный городской рынок. Даже сейчас есть люди, которые по старинке называют площадь Победы – «Евбаз», т. е. еврейский базар. Официально площадь называлась тогда Галицкой – очевидно, потому, что отсюда тянулось загородное шоссе в западном направлении.
Рядом находились так называемые арестантские огороды – место, где работали мелкие преступники из расположенных неподалеку «арестантских рот». В начале ХХ века Киевская городская дума решила проложить на территории бывших огородов несколько улиц. Одной из них стала ул. Скоморошская.
Усадьбу № 7 на ул. Скоморошской арендовала еврейская община, именовавшаяся Галицкой, – по названию соседней площади. В апреле 1909 г. ее хозяйственное правление обратилось в строительное отделение Киевского губернского правления с просьбой разрешить строительство здесь молитвенного дома.
Разрешение на строительство было дано, и на протяжении 1909-1910 гг. шло возведение кирпичного корпуса Галицкой синагоги. Строительство осуществлял известный киевский подрядчик Яков Файбишенко, который возглавлял хозяйственное правление Галицкой общины. Здание было двухэтажное, декорированное по мотивам романской архитектуры, с просторным молитвенным залом и галереей для женщин. В декабре 1910 г. губернские власти признали его «пригодным для общественного пользования», и киевские евреи получили новый дом молитвы.
После советской национализации в 1919-м здание синагоги еще некоторое время предоставлялось в пользование местному еврейству. В 1921 г. была зарегистрирована иудейская община «Молитвенный дом на Еврейском базаре»; вскоре она избрала для себя другое название: синагога «Бейс-Яков» («Бейт-Яаков»). Община насчитывала около 750 верующих.
В 1929 г. встал вопрос о передаче корпуса синагоги в распоряжение расположенных поблизости Главных электрических мастерских (ГЭМ) Юго-Западной железной дороги. Весь состав общины выступил против, однако работники ГЭМ уверяли, что «это помещение необходимо для расширения мастерских».
Местная администрация сослалась на два общих собрания коллектива ГЭМ (1 мая и 12 декабря 1929 г.), на которых присутствовали соответственно 655 и 320 лиц. Хотя было собрано лишь 78 подписей за закрытие синагоги, материалы были переданы во Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет, который 14 сентября 1930 г. постановил: «Закрыть... синагогу Бейс Яков в г. Киеве по Скоморошскому переулку № 7, использовав ее помещение для расширения электротехнических мастерских».
Руководители ГЭМ, еще недавно заверявшие органы власти в острой необходимости иметь новое производственное помещение, превратили отобранное здание... в столовую. В начале 1930-х гг. на базе мастерских был создан завод «Транссигнал». Его территория, обнесенная капитальной стеной, поглотила практически весь Скоморошский переулок. К лицевому фасаду синагоги пристроили неказистый одноэтажный вестибюль. Вплоть до конца 1990 гг. здание использовалось как столовая.
Лишь в 2001 г. в здании синагоги было возобновлено богослужение. После реставрации, проведенной в 2002-2004 гг., в этих стенах действуют синагога «Бейт-Яаков» (Галицкая синагога) и образовательный центр «Мидраша Ционит».
Синагога Розенберга
Неоднократно, начиная с 1886 г., киевские евреи ходатайствовали перед местными властями об открытии хоральной синагоги в том или ином месте города. Они аргументировали свои прошения тем, что имевшиеся в Киеве молельни «по своему внутреннему устройству не соответствуют современным религиозным потребностям образованных евреев, по отсутствию в них хорального пения и вообще порядка богослужения, каковой уже введен в еврейских молитвенных домах некоторых значительных городов России, как Петербург, Москва, Одесса и др. Таким образом, остается неудовлетворенной одна из существеннейших религиозных потребностей просителей, и они лишены возможности отправлять богослужение по обряду своей веры...».
В официальном акте губернских властей значилось:
«По собранным сведениям оказалось: дом Розенберга, куда просители предполагают перенести молельню, – каменный, недавно отстроенный, по внутреннему убранству исключительно приспособлен для молитвенной школы, состоит из большой залы длиною в 27 арш. и шириною в 15 арш. (1 аршин равен 71 см.) в два света, с хорами, галереей по бокам на железных колоннах; кроме того, подвальный этаж также приспособлен для моления беднейшего класса прихожан; дом этот от ближайших православных церквей находится на расстоянии более двухсот сажен, а также условиям общественной безопасности соответствует».
К счастью, ожидаемых вопросов к домовладельцу не возникло. Возможно, из уважения к общественно-полезной деятельности Габриэля-Якова Розенберга власти посмотрели сквозь пальцы на эту уловку. Так в Плоской части Киева впервые появилось здание, полностью приспособленное для нужд молящихся евреев.
Синагога на Щекавицкой стала важнейшим религиозным и общественным центром для евреев Плоской части, да и всего Подола. Но в дореволюционных документах она упоминается под скромным наименованием «ремесленная молельня № 10», присвоенным ей в ту пору, когда власти строго следили, чтобы в городе было не больше 12 иудейских молитвенных домов.
В советское время синагога на Подоле оставалась действующей до 1929 года, но затем её по распоряжению властей закрыли и передали под районный клуб рабочих-кустарей. Однако по окончании Второй мировой войны, в 1945 году, деятельность синагоги была возобновлена. Согласно данным на 1950-е годы, по большим еврейским праздникам синагогу посещали до 30 тысяч верующих. Долгое время она была единственной действующей синагогой Киева. В 1969 году при ней была оборудована собственная мацепекарня.