Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аналитическая психология К. Юнга (1875-1961)



Карл Густав Юнг - выдающийся швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из самых известных направлений глубинной психологии - аналитической психологии. Будучи одним из учеников Фрейда, близких ему по духу, он тем не менее предложил свой обоснованный и проверенный опытным путем взгляд на психическую жизнь человека. Прекрасно зная восточную философию, мифологию и алхимию, он искал подтверждение своих гипотез в этих общечеловеческих, исторически складывающихся духовных формах человеческого существования. Теорию К. Юнга можно изложить по таким базовым теоретическим положениям, по которым он концептуально расходился с Фрейдом. Это - структура психики и бессознательного, представление о личностных типах, понимание либидо, представление о стадиях развития личности и их детерминации, о методах диагностики личностных проблем, роли сновидения для сновидца.
В структуре психики Юнг выделял следующие слои - Эго как центр сознания, сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Эго - это комплекс представлений, которые составляют центр сознания личности и кажутся ей непрерывными и идентичными.
Сознание определяется как функция или деятельность, которая поддерживает связь психического с Эго.
Личное бессознательное (в некоторых аспектах идентичное инстанции Ид по Фрейду) - включает в себя содержания, которые являются неосознанными, но которые легко могут быть осознаны, а также вытесненные подпороговые мысли и чувства, называемые комплексами. Комплекс - это отколовшаяся душевная часть личности, группа психических содержаний, которые, отделившись от сознания, функционируют самопроизвольно и автономно. Он имеет ядерный элемент - носитель значения, который не может контролироваться субъектом, а также множество связанных с ним ассоциаций. Комплексы обладают большой энергетической силой, способной влиять на личность в целом, нарушая психическое равновесие.
Коллективное бессознательное - врожденная часть психики человека, которая передается по наследству, обладает универсальной структурой и не имеет содержаний индивидуального опыта конкретного человека. Благодаря выделению этого уровня психики теорию Юнга считают социотропной. Коллективное бессознательное включает в себя формы, образцы поведения, типичные реакции человечества вообще на типичные жизненные события (отношения с родителями, способы поведения в состоянии агрессии и любви, переживание чувства страха, ситуации рождения и смерти и проч.). Такие феномены получили название архетипов. Архетипы - "прообразы", "древнейшие образцы", мыслеформы, представляющие собой отображаемые в инстинктах реакции, психически необходимые человеку для отношения в определенной ситуации и поведения в ней. В коллективном бессознательном содержится великое множество архетипов, среди них - архетип Тени, Персона, архетип Матери, Трикстер, Самость и др. (см. Хрестомат. 2.2).
Кроме структурных составляющих психики Юнг определяет ее функциональные возможности. Психическая функция - психическая деятельность, не зависящая от содержания и при различных обстоятельствах остающаяся равной самой себе. Человек обладает четырьмя функциями - двумя рациональными (мышление и чувство) и двумя иррациональными (ощущение и интуиция). "Сам термин "иррациональный" применительно к функциям ощущения и интуиции не означает чего-то неразумного или неблагоразумного, он подразумевает нечто выходящее за рамки рассудочного, лежащего в узких пределах здравого смысла. Физическое восприятие чего-то, что не зависит ни от какой логики - нечто просто есть. Ощущения не говорят, что это, но свидетельствуют, что это нечто присутствует. Сходным образом интуиция существует сама по себе; она представлена в разуме, вне зависимости от рассудка или процесса рационального мышления" (Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. Спб., 1996. С. 16). "Функция мышления относится к процессу когнитивной познавательной мысли, ощущение есть восприятие в помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения и оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (т.е. чувствительностью к бессознательным содержаниям)" (Там же. С. 12).
Все четыре функции развиты не одинаково. Одна из них оказывается наиболее развитой. Это ведущая функция, которой мы пользуемся автоматически, и именно она определяет тип личности (мыслительный, чувствующий, ощущающий или интуитивный). Противоположная ей функция является подчиненной и целиком погружена в бессознательное. Подчиненная функция оказывается той же самой природы, что и ведущая (т.е. если ведущей является интуиция, то подчиненной будет ощущение, если ведущей является чувство, то подчиненной будет мышление и т.д.). Остальные функции являются вспомогательными. Тип личности определяется не только тем, какая функция является ведущей, но и тем, каков характер направленности Эго. Если энергия направлена вовне, то говорят об экстраверсии, если вовнутрь субъекта - то об интроверсии. В соответствии с этими двумя критериями можно выделить 16 типов личности, например, экстравертный мыслительный тип, интровертный мыслительный тип, экстравертный чувствующий тип и т.д.
Согласно З. Фрейду, либидо - это сексуальная энергия, этот термин обозначает "количественную (хотя в данный момент и недоступную измерению сторону энергии влечений, связанных с тем, что понимается под словом любовь" (Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высшая школа, 1996. С. 220) . К. Юнг не был согласен с таким пониманием либидо, он полагал, что оно - есть психическая энергия вообще, не имеющая ни явно сексуального (по Фрейду), ни властного (по Адлеру) начала. Эротизация психики сужает возможности личности, "обезображивает культурного человека". По-видимому, толкование различное либидо явилось для Фрейда и Юнга своеобразным камнем преткновения, который не позволил двум выдающимся психоаналитикам конструктивно взаимодействовать друг с другом.
Структурные и энергетические особенности психики, как было замечено выше, имеют свою специфику в обеих теориях. Не менее полемично представлен вопрос о психическом развитии человека. Фрейд ограничивал качественное развитие психики четырьмя периодами (оральной, анальной, фаллической и генитальной стадиями), утверждая, что всю последующую взрослую жизнь индивид пытается решить (отработать) проблемы детства. Юнг понимает развитие как процесс, продолжающийся всю жизнь. Он носит название индивидуации. Индивидуация - процесс сознательного принятия и развития врожденных индивидуальных потенциалов своей психики, целью которого является объединение всех противоречий в систему, развитие умения быть собой, быть верным самому себе.
Основные этапы индивидуации связаны с отдельными архетипами (см. Хрестомат. 2.4), с их индивидуальной проработкой. Общий принцип работы сархетипами состоит в проекции (вынесении вовне, на объект) отвергаемых личностных особенностей, с последующей их интеграцией в себя. На основе этого принципа сохраняется идея индивидуации как последовательного объединения всех противоположностей.
Индивидуация Самости встречает на своем пути множество препятствий, одним из которых является архетип Тени. Тень - воплощение тех личностных черт, которые считаются недостойными, негативными и болезненными. В самом начале работы с Тенью неприятные качества проецируются на другие объекты с целью такого ложного избавления от них. На самом деле, как говорил Юнг, чем больше сил мы прикладываем к тоу, чтобы избавиться от неприятного, тем сильнее оно заявляет о себе. Интеграция Тени в Я привносит новую творческую энергию, способствующую интенсивному личностному росту. Интегрированные теневые особенности становятся подконтрольными, управляемыми, степень их негативного влияния снижается.
Следующий архетип - Персона - воплощает социокультурную детерминацию активности личности, осуществляя гибкое приспособление личности к окружающей действительности. Персона есть проявление личности, противоположное ее подлинности, это система компромиссов, которые позволяют ей адаптироваться к окружающему миру, принимая на себя социальные роли. Проработка Персоны связана с преодолением ее искажающего влияния на личность, которое может происходить в виде идентификации с социальными ролями, маскирующими уникальный склад личности.
Парный архетип Анима/Анимус означает персонификацию таких характеристик, которые не соответствуют половой идентификации мужчины/женщины. Анима представляет собой женскую часть психики мужчины, ассоциирующуюся с чувственностью, настроением, восприимчивостью к иррациональному; Анимус - мужскую часть психики женщины, обнаруживаемую в таких положительных проявлениях, как смелость, умение логически мыслить, инициативность. Отрицание качеств, противоположных полу, может усиливать влияние архетипов, приводя к их инфляции, т.е. к чрезмерному раздуванию. Работа с архетипами на этом этапе также заканчивается интеграцией противоположностей, высвобождая дополнительную энергию, необходимую для личностного развития.
Архетип Мудреца (Духа, Значения, Старого Мудреца) обнаруживается в проекции на определенные объекты силы, жизненной энергии. Он связан с проработкой зависимости от отца/матери и разотождествлением с ними.
Самость является воплощением представления о психической целостности и полноте, символы которого указывают на внутреннюю гармонию, единство всех противоположностей, интегрированность. В реальной жизни человек может только стремиться к достижению Самости, которая, на самом деле, является для него некоторым недостижимым идеалом.
Методами работы Юнга были словесно-ассоциативный тест, толкование сновидений и метод активного воображения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.