Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ФЕОДАЛИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Терм «феода-зм» стал шир употр-ся в ист науке с н XVIII в. Произ он от лат feodum — феод, к-м в сред вв во мн стр Зап Евр обознач условн, наследств зем держание, получ вассалом от сеньора за выпол-е к-л (воен) службы. Ист-ки эпохи Просвещ стали рассм феода-зм как строй, господствовавший в среднев Евр, и попыт дать его науч опред-е:трактов феод-зм только как пол или прав сист. Ист-ки-просв-ли относ к феод-зму «-».

Предст-ли романтич ИГ перв пол XIX в. поним феод-зм как пол или прав сист. Идеологи двор-ва и реакц мелк бюргерства вид глав черту феод-ма в пол раздробл-сти и патримониальной сист управл-я (Л. Бональд, Ж. де Местр). Представ-ли ист школы права в Герм(Ранке), отожд феод-зм с воен-лен отнош и иерархич стру-рой общ-ва. Ист-ки перв пол XIX в. в оцен феод-зм как + ист явл. Т. Н. Грановский давал яркую, убедит картину эксплуатац, бесправия крест-ва в среднев ЗЕ. Основопол марксизма выдв материалист понимание феод-зма как особ соц-эк формации, выясн соц природу строя, закон-сти его возник, развития и гибели, К. Маркс и Ф. Энгельс дали глуб хар-ку феодал способа произ-ва. Ист-ки позитивист толка-плюрализм (многофакт подход к ист)-подошли к соц-эк трактовке феод-зма.

Т.н «классич вотчинной теории», широко распр в евр медиевистике посл трети XIX в. (Лампрехт, де Куланж; М. М. Ковалевский, П. Г. Виноградов, Н. И. Кареев, Д. М. Петрушевский, в Рос — при всех различиях в их взглядах сход в одном- эк фундамент феодал строя и его осн ячейку сост крупн вотчина, основанная на барщинном труде крепост крестьян, сидевших на чуж, помещич земле, в к-й господств натур хоз-во. они хар-ли феод-зм соц-эк призн: господством крупн землевладения, натурал хоз-ва, барщинной сист. Позитивисты — вкл соц-эк призн в хар-ку феод-зма, тракт этот строй как совок-сть равноправ ф-в: пол, соц, эк, — не отводя определяющего места ни одному. (Ковалевский, Виноградов, Н. И. Кареев). Дальнейшим разв этой концепции феод-зма стала в к XIX — н XX в. теория «двух феод-мов» — «пол» и «соц» (Петрушевский, Савин, Адаме). Уязв стор всех позитив-х решений пробл феод-ма-не хот признать определяющ роли соц-эк основы феодал строя. Т.о, сторонники классич вотчинной теории игнор гл соц назначение вотчины — организ-ю эксплуатации крест-ва, выдвигая на перв план ее чисто хоз ф-и. В 80-е годы XIX в. Ж. Флакк-феод-зм как сист личн связей, источником этой сист были не поземельные, а личн отн «верности» и «покровительства» м/у сеньорами и вассалами. Выраж кризиса бурж историч мысли было появл-е в медиевистике т.н критич направления. Оно возн в Германии. Сторонники «критич» напр-я стрем всемерно умалить значение эк и соц ф-в в истории, утвержд примат гос-ва, пол-ки. Они стали трактов феод-зм как чисто пол сист, отвергая даже его опред-е как вассал-лен строя(фон Белов), счит феод-зм «сист управления», гл черту к-й вид в пол раздроб-сти. В 20-е годы к этой т. Зр присоединился Петрушевский, отказавшись даже от теории «двух феод-мов». М. Блок развив традиции многопланового изображ-я и понимания феодал строя. Он мыслил феод-зм как ед общ строй. В совр бурж медиевистике нет ед понимания сущн-ти феод-зма. Больш-во ученых придерж традиц пол-юридич трактовки этого термина. (Гансхофа, Стентона). Феод-зм они счит специфич запаевр явлением. Др группа-феод-зм- политико-правовой институт. Феодализм т.о рассм как врем ср-во оздоровления прогнившей сист. Феод-зм-случ рез-т пол разв.

Совр бурж ИГ: нежелание призн определяющую роль эк и соц основы в понимании сущности феодал строя, тенденция, акцентирующая внимание на специф соц-психолог настрое людей средневековья. Советс медиевистика: феод-зм как соц-эк формацию и счит определяющими: преоблад агр и натур-хоз эк-ки, господство круп земел собственности. призн феод-ма-наличие вассально-ленной сист, знач роль личн связей и частн права при этом строе, усл х-р феодал собств-сти и ее связь с пол вл, пол раздробл-сть на некот этапах феод-зма.(Косминский, Удальцов, Грацианский, Сказкин, Неусыхин). советские ученые раскр наличие в ней острых классов конфл на всех этапаее разв.

ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ФЕОДАЛИЗМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕБуленвиль выдвинул «германистич» теорию: феод-зм слож в рез-те герм завоеваний. Идеолог «третьего сословия» — аббат Дюбо — -«романистиче теория», отриц сущ-е значение герм завоевания. теория генезиса феод-зма в проц германо-романского синтеза (Савиньи), герм завоевание не уничт в ЗЕ полностью «римский народ» и соответствующий ему «народный дух», а след-но, и римское право, к-е нашли убежище в сохранившихся после завоевания городах, тогда как сельские области стали средоточием германского «народного духа». Феодализм сложился, по мнению К. Ф. Савиньи, во взаимодействии этих разных правовых традиций. 2 пол XIX в. и концепция синтезного происх-я феод-зма(Ковалевский, Виноградов, Петрушевский, Кареев), призн значит роль герм завоеваний, они принес собой в ЗЕ своб общину и возрождение своб крест-ва. Подчеркивая также глуб соц переворот, к-м сопровожд этот проц, отмеч наличие зародышей будущ феодал строя в агр и соц отн позднеримс империи III— V вв. При этом русские медиевисты разв концепцию генезиса феод-зма. Ковалевский и П. Г. Виноградов показ -синтезный путь разв феод-ма был х-ен лишь для стран континент ЗЕ.

Теории об «исконности» вотчинного строя у германц и в «романистиче» и в «германистич» варианте были напр п/в общинной теории и классич вотчинной теории, марксистской трактовки проблемы. Историки «критич» направления А. Допша. -он отриц сущ-е общинного строя у древ германцев как норм формы отн на определ стадии разв общ-ва; призн исконность чс на землю и вотчины у кельтов, римлян, германцев. он отрицал к-л глуб соц переворот в рез-те герм вторжений, а также агр переворот VII— IX вв. В противовес теориям «скачка» («цезуры») при переходе от античности к средневековью А. Допш пытался обоснов теорию непрерывн разв («континуитета») римских и германских традиций (почти одинаковых в его представлении) в этот период. При этом германо-романская проблема в его концепции утратила свое былое значение. Теория «континуитета» с начала XX в. стала оказывать все возрастающее воздействие на буржу медиевистику. А. Пиренн. В 20-е годы он выдвинул концепцию генезиса феод-зма в ЗЕ, согласно к-й герм вторжения V—VI вв. не наруш континуитета римских порядков и институтов, т.к. не затронули оживленных торгов связей в Средиземн, а след-но, и внутри континента. Однако Пиренн все же вынужден был призн разрыв этого континуитета в ходе арабских завоеваний VIII в., к-е, как он считал, привели к господству натурал хоз-ва, а след-но, вотчинного строя и феод-зма. В отличие от А. Допша А. Пиренн связывал генезис феод-зма с эк изменениями в общ-ве, с уровнем торговли, хотя первоисточн этих изменений считал пол ф-р — завоевание. Более глубоко расходилась с допшианской трактовкой генезиса феод-зма в ЗЕ концепция М. Блока, выдвин в к 30-х — н 40-х гг. Он включ в проблему генезиса фео-зма как его органич элемент экономич процессы, эволюцию общины и вотчины. М. Блок считал общину первич соц явл-ем по сравнению с вотчиной, присущим на опред стадии разв всем народам Европы — кельтам, римлянам, позднее галло-римлянам и германцам. Вотчину же (сеньорию) он рассм как вторичное образ-е, возникавшее у всех этих народов позднее в рез-те выделения в общине более состоятел и влиятел людей. Эти люди — вожди, старейшины, жрецы — постепенно присв себе право распоряж общинной землей, подчин себе рядов общинников, обязывали их нести в свою пользу повинности. М. Блок считал, что в странах, входивших до герм завоеваний в состав Римск империи, феодал вотчины выраст на двойн основе: из галло-римских крупн землевладельч комплексов (вилл, латифундий), за счет расслоения внутри своб еще крестьянских общин или их подчинения вл крупн землевладельцев римского, и германс происх-я. В странах к-е не знали римского господства определяющим был путь форм-я вотчин в рез-те разлож общины или подчинения ее более крупн собственникам из числа ее членов. Заслуга М. Блока-вновь поставил в центре проц феодализации переход от общинного строя к вотчинному и подчерк роль насилия в подчинении своб крестьян и своб общины сеньориальному гнету. в целом он стоял на позициях теории «континуитета» (римского и германск в одних странах, чисто германск — в др) и не считал раннесреднев вотчину кач-но нов образ-ем. Он видел в ней прямое продолжение римских и даже кельтских агр отн. М. Блок считал гл предпосылкой генезиса ф-р политич (упадок центр вл, господство насилия, набеги норманнов, венгров, арабов). Т. Майер (и его школа) счит своб общину, и своб крест-во ран средневек новообраз-ем, не имеющим ни-х корней в древнегерм и варвар общ-х. Согласно его теории «королевской свободы», эти соц явления были искус-ым созданием королев вл, к-я пыталась использ своб крестьян как противовес знати. С усилением последней и упадком корол вл в IX—X вв. своб крест-во исчезло, впало в зав-сть. Эта теория утвержд надклассовый х-р раннефеодал гос-ва, неустранимость из жизни общ-ва соц неравен­ства.

школа «Анналов» во Франции (Ш. Перенн, Р. Бутрюш, Ж. Дюби и др.), призн важную роль процесса сеньориализации в возникновении феод-зма, сущ-е и роль общины с древнейш времен до ее подчинения вотчине. в совр бурж медиевистике хар-ны: преобл теории «континуитета», отрицающие решающую роль герма вторжений и их соц последствий в переходе от античности к средневековью и в процессе генезиса феод-зма и связывающие происх-е феодал отн с постеп развитием древнегерм или римских хоз сист и правовых принципов.

А. Д. Удальцов - доказал господство у древн германцев эпохи Цезаря и Тацита первобытнообщин строя. Н. П. Грацианский показал особ-сти генезиса феод-зма в Бургундии, хотя преуменьшил роль бургундской общины-марки в этом процессе. А. И. Неусыхин –Эк основу феодализации общ-ва видит в последующем разложении общины, большой семьи, в появлении индивид земельной собст-сти отдельных общинников. Сказкин - тезис о господстве общинного строя у герм народов до их столкновения с Римской империей и о живучести общины-марки как последней формы общинной организации во многих странах ЗЕ в период генезиса феод-зма. Заслугой Сказкина -он четко разграничил 2 пути генезиса феод-зма в Евр: путь синтезный, при к-м феод-зм складывался в проц взаимодействия разлагающихся рабовладельческих позднеримских отн и первобытнообщинных германских, и путь непосредственного перехода от первобытнообщинной формации к феодальной, хар-ый народов, к-е развив без сущ воздействия позднеримских традиций. Больш-во советских медиевистов сходятся что в Галлии, Испании, Италии, Византии феод-зм развив синтезным путем. исследования советских медиевистов убеждают - при всех своеобр-ях проц генезиса феод-зма в основе его повсюду лежат сходн предпосылки и закон-сти- гл содержание этого проц сост не эволюция права и учреждений, госу-ва, как считают многие бурж ученые, а изменения в отн-х собств-сти и определяемое ими форм-е новых общ классов. Суть этих изменений состоит в том, что в ходе генезиса феод-зма строй своб общины типа марки сменяется повсеместным господством феодал вотчины. Отверг теории как римского, так и герм «континуитета», советские ученые тракт переход к феод-зму в целом и при синтезном и при бессинтезном развитии как глуб соц революцию, в ходе к-й сложились нов производственные отн. Переход от античности к средневековью Маркс и Энгельс рассм как глуб соц революцию, в ходе к-й феодал формация сменила рабовладельч, господствов в Римской империи, и первобытнообщ - у германцев. Ф. Энгельс глав содержанием перех времени считал соц революцию, совершившуюся под влиянием кризиса рабовладельч формации и соприкосновения ее с разлагающимся первобытнообщ строем варвар племен, вторжение к-х в Римск имп послужило орудием этой революции, подготовленной внутр разв. Т.н раннее среднев представляло собой проц складывания феод-зма, происходивший в разных странах ЗЕ неравном с 5 по 9 или 11 век. Больш внимание он уделял марковой теории (Маурер, Ковалевский). В 70 - 90 гг. 20в эта теория стала господствующей в рус медиевистике (Грановский Т.Н., Ковалевский М.М., Лучицкий И.В., Петрушевский Д.М.). Предст-ли общинной теории использ срав-ист метод, метод историч переживаний и ретроспек метод. Основные положения марковой теории: Общ строю, основанному на чс, предшествовал строй, основ на коллект собств-сти на землю. чс и соц нер-тво возн за счет упадка общинного землевладения. В ходе начавшегося процесса соц дифф-и своб общинников разв вотчина. Гл проблемой соц-эк истории среднев явл-ся проблема взаимоотн-я вотчины и общины-марки.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.