Мартин Лютер был тем, кто яростнее других отвергал представление о том, что духовенство, монахи и монахини выполняют работу, которая духовна и священна в большей степени, чем работа лавочника или домохозяйки. Кальвин немедленно присоединил свой голос к этому спору. Пуритане были единодушны в следовании за Лютером и Кальвином. Подобно отцам-реформаторам пуритане отвергали двойственную духовно-мирскую концепцию. Уильям Тиндал заявил, что если взглянуть снаружи, «то заметна разница между мытьем посуды и проповедованием Слова Божьего; но относительно того, угодно это Богу или нет — то разницы не существует вовсе». Уильям Перкинс соглашался: «Работа пастуха… столь же хороша перед Богом, как и работа судьи в вынесении приговора, или магистрата в управлении, или служителя в проповеди». Отрицание пуританами теории разделения работы на духовную и мирскую имело далеко идущее значение.
Прежде всего, пуританское восприятие придает каждому делу его истинную ценность и связывает каждую профессию с христианской духовной жизнью. Оно делает любое ремесло значимым, превращая ее в средство для прославления и послушания и выражения своей любви (через служение) к ближнему. В соответствии с этим Хью Латимер увидел в примере Христа истинное достоинство любой работы: «Замечательно, что Спаситель мира и Царь царей не стыдился трудиться; и более того, в таких простых занятиях. Таким образом, Он сделал священным любой род занятий».
Джон Дод и Роберт Кливер писали, что «великий и святой Бог не презирает честный труд… считая его неблагодарным, но венчает его Своим благословением». Пуританское убеждение о достоинстве любой работы также оказало эффективное влияние на освящении всей общины. Вот что сказал Джон Коттон о способности христианской веры освятить самую обычную жизнь и работу:
«Вера… вдохновляет человека в его призвании к самому обыденному… Плотское сердце не знает, как подчиниться призванию к посредственному занятию, но верующее [сердце] — знает, и вдохновляет нас в этом призвании… Так что вера готова принять в свои объятия любое обыденное дело, если есть к нему призвание, в то время как плотское сердце постыдится».
Уильям Перкинс заявил, что люди могут служить Богу «в любом своем ремесле, хотя бы это была уборка дома и уход за овцами». Натаниэль Матер сказал, что Божья благодать «одухотворит любые действия», даже самые маленькие, так что «любовь к жене или ребенку» становятся «благими деяниями», а «принятие пищи и напитков — деяния послушания и, следовательно, значительны в глазах Бога».
Для пуритан все в жизни принадлежало Богу. Они стремились к тому, чтобы соединить вместе свой ежедневный труд с религиозным посвящением Богу. Ричард Стил утверждал, что именно в лавке «можно с уверенностью ожидать присутствия и благословения Божьего». Пуритане произвели революцию во взглядах на ежедневную работу, когда показали возможность того, что «каждый шаг и жест в твоем труде свят». В своей знаменитой Ареопагитике Джон Мильтон высмеивал дельца, который оставляет свою религию дома, «трудясь весь день без религии». Томас Гэтакер не видел напряженных различий между духовным и мирским, когда писал: «Человек не должен представлять себе… что, получив призвание быть христианином, он обязан в ту же минуту бросить все мирские занятия… и посвятить всего себя… молитве и созерцанию, но он должен по-прежнему заниматься своим ремеслом, равно как и духовой практикой».
Целью пуритан было служение Богу не просто в своей работе, а через работу. Джон Коттон отметил это, когда писал следующее: «Искренне верующий христианин… живет в своем призвании верой. Не только духовная, но и гражданская жизнь в этом мире, а также вся моя жизнь происходит по вере в Сына Божьего: Он не изымает жизнь из силы своей веры». Коттон Матер сказал: «Христианину следует отдавать хороший отчет не только в том, что является его профессией, но и в том, что он представляет собой в этой профессии. Христианину недостаточно иметь специальность, он должен позаботиться о том, чтобы эта специальность стала христианской».
Учитывая пуританский акцент на то, что все в жизни исходит и принадлежит Богу, ни для кого не стала сюрпризом появившаяся в XVII веке брошюра под названием «Святой Павел, палаточник», которая указывала на то, что протестантизм воспитал «восхищение светскими профессиями».