1) Основа единобожия и как необходимо верить в неё. Обязательным является произнесение: «Я верую в Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его посланников, в воскрешение, в то, что и добро и зло от Аллаха, в расчет (в Судный День), в весы, в Рай и Ад, в то, что всё это истина».
2) «Всевышний Аллах Един! Его единственность не в значении численности, а в значении того, что у Него нет соучастника (в процессе творения и управления миром). «Скажи, о Мухаммад, тем, которые, издеваясь, сказали, чтобы ты описал им твоего Господа: «Он – Аллах Единый и единственный. И нет у Него сотоварищей. Аллах, к которому одному обращаются в нужде и для удовлетворения просьб. У Него нет детей, Он не был рождён, и нет Ему равного или подобного».[1]
3) «Он неподобен ни одному из Своих творений, и ничто не подобно Ему. Его имена и атрибуты сущности и деяний извечны и не имеют конца. Атрибуты Его сущности: Живой, Всемогущий, Всезнающий, Говорящий, Слышаший, Видящий, Воляизъявляющий. Атрибуты Его действий: Творец, Дающий пропитание, Делающий и другие атрибуты».
4) Его имена и атрибуты не имеют начала и конца. Не появились у Него новые имена и атрибуты из вне.[2] Он извечно знает всё Своим знанием, Его знание не имеет начала. Он извечно могуществен над каждой вещью Своим могуществом, Его могущество не имеет начала. Он извечно говорящий Своей речью, Его речь не имеет начала. Он извечно творит всё Своим атрибутом Творящий, и этот атрибут не имеет начала. Он извечно совершает действия Своим деянием, Его действие не имеет начала. Всевышний Аллах – совершающий действия, а те кто подвержен этим действиям являются – творением, само же действие Всевышнего Аллаха не является творением.[3]
Атрибуты Всевышнего Аллаха извечны, не имеют начала и не сотворены. И если кто-либо станет утверждать, что атрибуты Всевышнего Аллаха сотворены или имеют начало, или молчит[4], или сомневается в них, то он неверующий (кафир) во Всевышнего Аллаха.
5) Коран – Речь Всевышнего Аллаха, записанная на бумаге, сохраненная в сердцах, произносимая языками и ниспосланная Пророку, мир ему.[5] Наши слова в Коране: наше писание – сотворенное, наше чтение – сотворенное, но Коран не творение.[6]
6) Притчи приведенные в Коране Всевышним Аллахом о Мусе и других пророках, мир им, о Фараоне и Иблисе (дьявол), поистине всё это Речь Всевышнего Аллаха, повествующая о них. Речь Всевышнего Аллаха – не творение, а речь Мусы и других творений является – творением. Коран – извечная Речь Всевышнего Аллаха, не похожая на их речь.[7]
7) Муса, мир ему, слышал Речь Всевышнего Аллаха, как об этом говорит Всевышний Аллах: «Аллах говорил с Мусой»[8]. Всевышний Аллах был Говорящим и до того, как заговорил с Мусой, мир ему. И Он был Творцом до того, как сотворил мир. «Ничто не подобно Ему! Он Всеслышащий и Всевидящий».[9]
8) Когда Аллах говорил с Мусой, мир ему, Он говорил Своей извечной речью. И все атрибуты Всевышнего Аллаха извечны и не подобны качествам творений.
Всевышний Аллах знает, но Его знание не такое, как наше. Он мощен, но Его мощь не такая, как наша. Он видит, но Его видение не такое, как наше. Он слышит, но Его слышание не такое, как наше. Он говорит, но Его речь не такая как наша.
10) Всевышний Аллах «Щай»[11], но не как творения. За словом «щай» закрепляется значение не имеющий тела, но не материя, не имеющий форму, ни чем не ограниченный, не имеющий ни соперника, ни соучастника, и не имеющий своего подобия.[12]
12) Нельзя говорить: «Поистине Его «ияд» - это Его мощь или Его дар», поскольку в этом есть отрицание атрибута, так говорили Кадария и Му,тазиля.[14] Однако Его «ияд» - это Его атрибут без формы и образа, также Его «годоб» и Его «ридо»[15] - это два Его атрибута без образа и формы.
13) Всевышний Аллах сотворил все вещи не из какой-то вещи.[16] Всевышний Аллах извечно Всезнающ о каждой вещи, и Он был Всезнающим до того, как сотворил эти вещи. Он определил судьбу каждой вещи и её вердикт[17]. И не будет, ни в этой жизни, ни в Судный День какой-либо вещи кроме как по воле, знанию, решению и судьбе Всевышнего Аллаха написанной в «Скрижалиях судьбы» (Лаухул махфуз). Но написанное – описание, а не вердикт.[18]
14) Решение, судьба, воля – эти атрибуты Всевышнего Аллаха извечны и не описуемы[19]. Всевышний Аллах знает о любой не- существующей вещи, когда её нет, о том, что она не существует, и знает какой она будет если Он её сотворит. Всевышний Аллах знает о любой существующей вещи и о том как её не станет. Всевышний Аллах знает о стоящем, что он стоит и если он сядет, то будет знать о том, что он сидит, и при этом Его знание не изменится и не появится нечто новое в Его знании.[20] Для творении естественным является изменение их состояний и проявление нового в них.
15) Всевышний Аллах сотворил людей свободными от неверия и веры.[21] После чего обратился к ним[22], призвав к вере и отказу от неверия. И стал неверным тот, кто проявил неверие в своих делах, и кто стал отрицать, и отказываться от истины, оставленный без помощи Всевышнего Аллаха.[23] И стал верующим тот, кто уверовал в своих деяниях и проявил признание, и доверие, при помощи и содействии Всевышнего Аллаха.
16) Вывел Он потомство Адама, мир ему, из его поясницы, в облике былинки и дал ему разум. Воззвал к нему и вменил им веру, и запретил неверие. И засвидетельствовали они Его своим Господом![24] Такова была их вера! Поэтому они рождаются чистыми, невинными. А кто после этого станет неверным, тот является изменившим свою веру.[25] Кто же уверует и подтвердит её истинность, только укрепит и продолжит свою веру.
17) Не принуждал Всевышний Аллах никого из своих творений ни к неверию, ни к вере. И не сотворил Он никого верующим или неверным. Однако Он сотворил их личностями[26]. И вера, и неверие дело рук раба. Знает Всевышний Аллах о том, кто не верует, когда он в состоянии неверия, что он неверный, и если он уверует, и будет в состоянии веры, то Всевышний Аллах будет знать, что он верующий. И при этом в Его знании и атрибуте нечего не изменится.[27]
18) Все действия раба из движений и покоя поистине являются приобретением.[28] Аллах же их творец и все они происходят по воле, знанию, решению и могуществу Всевышнего Аллаха.
19) Вся беспрекословная, обязательная покорность, происходит по велению Всевышнего Аллаха, с Его любовью и довольством, по Его знанию и по Его воле, по Его постановлению и по предписанной Им судьбе.[29] Все грехи происходят по знанию, решению, судьбе и воле Всевышнего Аллаха, но Он не любит этого и Он недоволен этим, и этого Он повелевал.
20) Все пророки, мир им, чисты от малых и больших грехов, от неверия и от постыдного. Хотя и было им дано право на малую ошибку.[30] Мухаммад Посланник Аллаха, мир ему, пророк Всевышнего Аллаха, Его раб, Его посланник и Его избранник, никогда не поклонявшийся идолам и даже на мгновение ока не придававший соучастника Всевышнему Аллаху, и не совершивший ни малого, ни великого греха.
21) Самый достойный из людей после Посланника Аллаха, мир ему Абу Бакр Ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, после него Умар бин Аль-Хоттоб, после Усман бин ,Аффан, после ,Али бин Аби Толиб, да будет доволен ими Аллах. Они всегда были на истине и мы их любим как и в прежние времена.[31]
23) Мы не считаем мусульманина совершившего грех неверным (кяфиром), если даже он совершил большой грех. Мы не говорим, что он лишился веры и называем его верующим. Возможно, он станет верующим грешником (фасик), но не неверным.
25) Не говорим мы, что поистине грехи верующего не принесут ему вреда и, что он не войдет в Ад. И не останется он в Аду вечно, если умер верующим, но грешником (фасик).
26) И не говорим мы, что наши добрые деяния приняты и, что дурные деяния прощены, как это говорили «Мурджия»[32]. Хотя этот воспрос полностью раскрыт и разъяснен. Кто совершит доброе придерживаясь всех условий, свободное от недостатков лишающих их силы[33], и будет таковым пока не покинет этот мир, не уничтожит Всевышний Аллах деяния его, а наоборот примет эти деяния от него и закрепит их за ним.
27) Дурные же деяния совершенные без придавания соучастника и неверия, и в которых совершивший их не покаялся, но покинул этот мир верующим, поистине с ним будет то, что пожелает Аллах. Если пожелает Всевышний Аллах то накажет его, а если пожелает простит и не ввергнет его в Ад.