Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Право в системе социальных норм. Социальная роль и ценность права



Порядок отношений между членами общества определяется и регулируется разнообразными социальными нормами: моральными, нравственными, этическими, религиозными, корпоративными и др. Правовые нормы - одна из разновидностей социальных норм, обладающая собственными специфическими признаками. Выше эти признаки были названы. Рассмотрим взаимодействие и различие между правом и иными социальными нормами.

Религиозными нормами называют правила, установленные различными вероисповеданиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах, произведениях авторитетных духовных писателей. Этими нормами определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, регламентируется отправление обрядов, порядок церковной службы и т.п. Ряд религиозных норм имеет моральное содержание.

В настоящее время нормы права соприкасаются с религиозными нормами. Так, законодательством создана правовая основа деятельности религиозных организаций, установлены гарантии свободы вероисповедания и распространения религиозных убеждений и т.п. Вместе с тем между правовыми и религиозными нормами имеются существенные различия. Так, религиозные нормы не поддерживаются принудительной силой государства, не имеют формальной структуры, заключены в иных, неправовых формах (источниках) и имеют ряд других отличий.

Тесным является взаимодействие права и морали. Мораль определяется как известная совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.

Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного Я, т.е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Это то, что называется совестью - способностью к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой.

Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно связаны между собой.

Соотношение между правом и моралью достаточно сложное. Оно включает в себя четыре компонента: единство, взаимодействие, различие и противоречия.

Единство права и морали выражается в том, что они представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают

Право в системе социальных норм определенными общими чертами; у них единая нормативная природа.

Право и мораль - оба эти явления обусловлены экономическими, культурными и иными факторами и причинами. Это делает данные понятия однотипными. И право, и мораль опираются на единый политический фундамент - реальное народовластие, демократизм, легитимную государственность, представляющую интересы различных слоев и групп населения.

Мораль и право имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения.

Объединяет право и мораль их цель: гармонизация личных и общественных потребностей, развитие личности, утверждение идей справедливости и гуманизма. Они основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения.

Как право, так и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса обществ, его созидательных и дисциплинирующих возможностей.

Несмотря на множество общих черт, право и мораль имеют определенные различия. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования, источниками. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются либо изменяются. Право выражает государственную волю и выступает государственным регулятором общественных отношений. По-другому складывается мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, а всем обществом. Они постоянно возникают и развиваются в процессе практической деятельности людей, их взаимного общения.

Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкции официальных властей: достаточно, чтобы она была признана обществом, классом, социальной группой - теми, кто намерен ею пользоваться.

Государство оказывает на формирование морали опосредованное, не прямое воздействие. Оно осуществляется через право, политику, идеологию, печать и т.п. В любом государстве действует единое право, чего нельзя сказать о морали. Она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным и иным делением общества.

Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Право обеспечивается, охраняется, защищается государством. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. В этом смысле нормы права носят общеобязательный, непререкаемый характер. В праве, таким образом, объективно заложен принудительный момент.

По иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства официальной власти, применения юридических санкций. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах воздействия на нарушителей, не соблюдающих моральные запреты. Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства или общественных организаций (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям права и институтам, систематизируются для удобства пользования в кодексы, сборники, уставы и т.п., то моральные нормы не имеют четких форм выражения. Они возникают и существуют в сознании людей - участников общественных отношений.

Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения. При этом нельзя точно указать ни время их создания, ни сроков их действия.

Наметим некоторые другие направления для более детального сравнения морали и права: по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей; по характеру и порядку ответственности за их нарушение; по уровню требований, предъявляемых к поведению человека; по сферам действия.

Право и мораль постоянно взаимодействуют. Они поддерживают друг друга в деле упорядочивания общественных отношений, позитивного влияния на личность, формирования у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

Право является не только необходимостью и средством социального регулирования, но и благом, имеющим социальную ценность. Право обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строгую по содержанию, гарантированную систему типовых масштабов поведения, функционирующих постоянно и непрерывно во времени. Право является одним из главных инструментов, способным обеспечить организованность общественной жизни, начала общественной дисциплины, действенность социального управления. Формальная определенность права дает ему возможность достижения определенности в содержании общественных отношений. Существование права дает ему возможность достигнуть гарантированного результата. Эту роль право выполняет ввиду присущих ему свойств в сочетании с обеспеченностью силой государственного принуждения.

Право имеет общие признаки с нравственностью, корпоративными и иными социальными нормами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.