Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Профессиональная мораль в русской культуре

Профессиональная мораль в русском обществе складывалась веками. В ней особое внимание уделялось отношению к труду. В Х-ХП веках в русской культуре были сформированы основные этические требования к поведению правителей и основного населения. Для князей был выработан и официально закреплен особый набор качеств, необходимых для успешного правления: мудрость, острота ума, дальновидность. Для зависимого населения (смердов, холопов) - трудолюбие, смирение, послушание. Несмотря на существовавшее социальное расслоение, в русском мировоззрении сложились общие представления о месте труда в жизни человека. Принятие православия закрепило оценку труда как богоугодного дела. В системе русских ценностей ведущее место занимали терпение и подвижнический, упорный труд.

Россия, как аграрная страна, сформировала особое отношение к земледельческому труду. Вера и праведный труд на земле считались основой жизнедеятельности человека. Физический труд считался одним из способов достижения внутренней свободы. Труд должен был приносить радость, поэтому в русском обществе он никогда не включался в систему наказаний. Вместе с высокой оценкой земледельческого труда существовало особое нравственное отношение к самой земле. В русском мировоззрении сосуществовали три образа матери. Первая мать - Пресвятая Богородица; вторая мать - сыра Земля; третья мать - которая скорбь приняла. В русской культуре была создана специфическая система взаимоотношений между земледельцем и землей. Сакрализация земли и всего, что на ней произрастает, сохранялось в существующих обрядах, ритуалах. Клятва землей сохранялась до XIX века.

Преобладание сельскохозяйственного производства наложило отпечаток на все другие формы деятельности. Ремесло было включено в систему моральных принципов, существовавших в русской общине. В то же время многовековая крепостная зависимость формировала и негативное отношение к труду, поскольку работнику не принадлежала значительная часть результатов его рудовой деятельности. Внеэкономическое принуждение, личная зависимость от помещиков и дворян не стимулировали заинтересованности крепостного крестьянина в повышении эффективности труда, его инициативу, предприимчивость. Именно данные обстоятельства формировали пословицы типа «Работа не волк, в лес не убежит». Однако, на Руси всегда осуждались лодыри, тунеядцы, нерадивые работники, прихлебатели.

Реформаторская деятельность Петра Великого в XVII в. затронула основы трудовой деятельности русского общества, способствовала усилению представлений, что долг человека - труд, служение государству. Этому служил и его личный пример. В России до петровских преобразований ремесленное производство было развито слабо. Петр I, ориентируясь на западноевропейскую цивилизацию, попытался установить систему ремесленных цехов. Впервые цеховая организация была установлена Инструкцией Главному магистрату и правилами о приписке в цехи (1719 г.). Цеховое управление находилось под ведением магистрата, а во главе каждого ремесленного цеха ставили старшину (альдермана), выбранного из мастеров и управляющего цеховыми делами.

Глава ремесленного цеха при вступлении в должность должен был принять присягу. Ее окончательный текст был закреплен в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи», принятой в 1785 г. во время правления Екатерины II.

Устав цехов 1799 г. предусматривал, что «управа... должна иметь списки, показующие всякого (как «право мещанства имеющих», так и «записанных на сроки») ремесленника имя, прозвание, поколение, семейство, и какого города и веры». Устав цехов вводил также выдачу ремесленникам, записанным в цех, управного свидетельства, заменяющего паспорт. Цеховым рабочим предоставлялось преимущественное право на занятие определенными видами ремесла и продажу своих изделии. Для занятий этими ремеслами лицами других сословий от них требовалась временная запись в цех с уплатой соответствующих сборов. Без записи в цех нельзя было открыть ремесленное заведение, держать работников и иметь вывеску.

Но полностью перенести строгую регламентацию цеховой жизни на русскую почву оказалось невозможно. Русское общество создало свою специфическую систему объединения ремесленников, купцов и предпринимателей. Основой хозяйственных связей стала артель - организационная форма, которая закрепила в среде ремесленников и купцов принципы русской крестьянской общины. «Артель есть основанный на договоре союз нескольких равноправных лиц, совместно преследующих хозяйственные цели, связанных круговой порукой и участвующих при ведении промысла, трудом или трудом и капиталом». Члены артели были связаны круговой порукой: каждый из них ручался за всех остальных, все вместе - за каждого в отдельности. За ущерб и убытки, нанесенные членом артели, отвечали все члены. Русская артель представляла своего рода семью: «артель - своя семья». Главное в артели - это товарищеская взаимопомощь в труде и общее согласие. В ней могли участвовать все без исключения при условии признания моральных правил, сложившихся в артели.

Артели в русском обществе были широко распространены и имели различную специализацию: плотников, каменщиков, кузнецов, извозчиков, ярыжных (бурлаков) и других рабочих. С развитием промышленности на вновь возникающих фабриках и мануфактурах наряду с крепостными рабочими трудились и вольные артели заводских рабочих. В середине XIX в. только в Петербурге в артелях насчитывалось около 4000 человек, производивших товаров и услуг на сумму более 1 миллиона рублей в год.

В артелях моральные формы побуждения к труду преобладали над материальными. Выполнить работу плохо (или некачественно), либо «не к сроку» считалось грехом и строго осуждалось общественным мнением. Считалось безнравственным устанавливать уравнительность в оплате: «работнику - полтина, а мастеру - рубль». Основное этическое требование работника артели было зафиксировано в существовавшем представлении, что «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Обман покупателей, поставщиков, заказчиков, партнеров считались злом, за которое придется платить более высокую цену. Поэтому основными этическими принципами выступали доверие и верность слову, даже в ущерб собственной выгоде.

В 1724 г. в русском обществе были сформулированы принципы разделения купцов на гильдии. В зависимости от гильдии, купцы пользовались различными привилегиями и имели различные права на производство торговли и промыслов. В 1807 г. был принят «Манифест о купеческих товариществах и компаниях», вводивший корпоративную сословную организацию купечества, которая существовала в виде избираемых ежегодно купеческих старост и их помощников. В обязанности купеческих старост входило ведение гильдейских списков, забота о пользах и нуждах купечества, наблюдение за выполнением правил поведения членами гильдии.

В среде русских купцов, предпринимателей, мастеровых существовал своеобразный «кодекс чести», в котором осуждались спекуляция и ростовщичество. Согласно этому «кодексу», все российские предприниматели делились на две группы: почтенные и непочтенные. К первой группе относились: крупные и мелкие промышленники, финансисты, среднее и мелкое купечество, мастеровые, ведущие дело «по чести и без обмана». Ко второй - процентщики, перекупщики и другие, наживавшиеся путем махинаций и обмана. С «непочтенными» старались не иметь дел и не допускать их в предпринимательскую среду.

В 1912 г. были официально признаны и закреплены указом семь принципов ведения дел в России. Данный этический кодекс предпринимателя и купца включал в себя: уважение власти; требование быть честным и правдивым; уважительное отношение к частной собственности; любовь и уважение к человеку; требование верности слову («единожды солгавший, кто тебе поверит?»); необходимость жить по средствам; быть целеустремленным, но вместе с тем, никакая цель не должна затмить моральные ценности.

Особое место в развитии профессиональных кодексов в русской культуре занимает военная этика. Первые кодексы чести появились во время правления Петра Великого. В Семеновском полку были сформированы основные принципы моральных требований воинской службы: «в службе честь», «честь выше присяги», «служба в интересах государства Российского». Данные принципы стали основой воинской этики на протяжении веков. Воинская этика включала в себя также представления о достоинствах воина, к которым относились: сила, мужество, храбрость, смелость, верность отчизне. Эти высокие моральные качества российских воинов, как массовое явление, проявились в годы Великой Отечественной войны, а также локальных войнах конца XX в.

В настоящее время в России существуют три типа профессиональной морали: советского периода, «дикого рынка» и собственно современных рыночных отношений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.