Критическим моментом факторного анализа является стартовая точка, те поверхностные переменные, с которых все начинается, и Кеттел делал существенный акцент на важности адекватного представления всей личностной сферы, в начале исследования. Кеттел начал свое исследование в области оценки поведения с составленного Олпортом и Одбертом (Allport & Odbert, 1936) перечня из примерно 4500 наименований черт, взятых из полного словаря. Они были сведены к примерно 200 на основе группировки близких и синонимичных слов и исключения редких и метафорических понятий. Оставшиеся наименования черт подверглись интеркорреляции и затем на основе эмпирических процедур кластеризации редуцированы к итоговому перечню из тридцати пяти поверхностных черт. Оценка этих тридцати пяти черт составила основу для осуществления изначального факторного анализа 1-данных.
Основные личностные факторы, которые Кеттел считает хорошо установленными на основе L – и Q-данных, представлены, на таблице 12-1. Следует заметить, что названия многих факторов отражают характерную для Кеттела любовь к изобретению новых терминов.
Таблица 12-1
ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЫЯВЛЕННЫЕ НА ОСНОВЕ L- И Q-ДАННЫХ
Буквенное обозначение
Техническое название
Популярное обозначение
А
Аффекция-шизия
Открытый-замкнутый
В
Интеллект
Более умный-менее умный
С
Сила "Я"
Стабильный-эмоциональный
Е
Доминирование-покорность
Самоуверенный-смиренный
F
Возбудимость-невозбудимость
Импульсивный-невозмутимый
G
Сила "Сверх-Я"
Совестливый-корыстный
Н
Пармия-трекция
Авантюристичный-робкий
I
Премзия-хэррия
Мягкий-жесткий
L
Протензия-алаксия
Подозрительный-доверчивый
М
Аутия-праксерния
Склонный к фантазиям-практичный
N
Изощренность-безыскусность
Хитрый-прямой
O
Склонность к переживанию чувства вины-уверенность в себе
Тревожный-спокойный
Cattell (1966а, с. 365)
Некоторые названия факторов по сути описательны, другие отражают гипотетические представления Кеттела относительно истоков и природы этих факторов. Например, "пармия" означает "парасимпатический иммунитет", "премзия" – сокращение от "протектированной эмоциональной сензитивности", "аутия" предполагает аутистические качества в человеке, у которого они крайне выражены, и т.д. Популярные обозначения этих факторов также представлены в таблице 12-1. Кеттел считает наименования факторов в любом случае приблизительными и пробными, а в практике работы обычно обозначает факторы начальными буквами или номерами. Помимо двенадцати факторов, представленных в таблице 12-1, Кеттел предложил ряд дополнительных факторов, полученных на основе оценок и опросников. Они включают четыре пропущенные с точки зрения алфавита фактора – D, I, К, и Р, семь факторов (обозначенных от Q1 до Q7), обнаруженных в первую очередь на основе Q-данных, и двенадцать факторов из области психопатологии.
Эти факторы, полученные на основе рейтинга и опросника, подпадают по преимуществу под класс темпераментальных черт, хотя В (интеллект) следует отнести к способностям. Факторы, выявленные на основе объективного тестирования, более свободно распространяются на области динамическую, способностей и темперамента. Пример объективного тестового фактора в области темперамента показан на таблице 12-2. Здесь представлен любопытный набор показателей – и это типично для Кеттела, – хотя определенная когерентность очевидна. Оказывается, что через многие показатели, представленные на табл. 12-2, проходят темы эмоциональности и конформности. Кеттел сообщил, что фактор коррелирует с психиатрическими показателями тревожности и шкалой тревожности Тейлора (Cattell & Scheier, 1961).
Таблица 12-2
ТИПИЧНЫЙ ФАКТОР, ПОЛУЧЕННЫЙ НА ОСНОВЕ Т-ДАННЫХ, (Т) 24, ТРЕВОЖНОСТЬ
Содержательные показатели
Готовность признать ненадежность всего Тенденция соглашаться Раздражительность Умеренность в неапробированных действиях Высокая критичность Редкое предпочтение сомнительного чтения Высокая эмоциональность объяснений Много сдержанных симптомов тревожного напряжения
Hundleby, Pawlik & Cattell (1965)
Этот частный фактор интересен и по другой причине. Вспомним, что факторы, выявленные Кеттелом на основе L и Q-данных, в целом были сходны, а факторы, полученные на основе Т-данных, от них отличались. Однако, оказывается, что некоторые из факторов, полученных на основе Т-данных, соответствуют факторам второго порядка, выявленным на основе L и Q-данных. Описанный фактор встает в один ряд с темпераментальными факторами второго порядка, также обозначаемым как "тревожность", который нагружает факторы первого порядка C – низкая сила Я, О – склонность к переживанию чувства вины, H – робость и L – подозрительность. Другой случай такого соответствия – фактор, полученный на основе тестовых данных, нагружающий параметры скорости, уверенности и ошибочности, и показывающий соответствие фактору второго порядка "экстраверсия – интроверсия" (или, как предпочитает называть его Кеттел, "эксвия – инвия"). Это фактор второго порядка нагружает F, импульсивность; А, открытость; и H – авантюристичность.
Таким образом, Кеттел полагает, что недостаточное соответствие данных, полученных из разных источников, означает просто, что разным подходам соответствуют разные уровни обобщенности данных, так что следует ожидать не однозначного соответствия факторов, а скорее умеренного уровневого выравнивания. В любом случае, очевидно, что первоначальная надежда Кеттела обнаружить сходные факторные структуры оправдалась лишь частично.
Спецификационное уравнение. Имея возможность описать личность в терминах способностей, темперамента и других видов черт, каким образом можно собрать эту информацию воедино, чтобы предсказать реакцию индивида в конкретной ситуации? Кеттел полагает, что мы можем осуществить это посредством спецификационного уравнения в соответствии с формулой:
R = s\1T\1 + s\2T\2 + s\3T\3 + ...s\nT\n
Это просто означает, что данная реакция может быть предсказана на основе характеристик данного человека (от T\1 до T\n), каждая из которых взвешена по своей важности в настоящей ситуации (ситуационные индексы от s\1 до s\n). Если конкретная черта высоко релевантна данной реакции, соответствующий s будет большим; если черта абсолютно иррелевантна, он будет равен нулю; если черта уменьшает или подавляет реакцию, значение будет отрицательным. Вид уравнения предполагает, что каждая черта имеет независимое и аддитивное воздействие на реакцию. Модель исключительно проста. Кеттел не отрицает, что в конце концов могут потребоваться более разработанные модели; он считает лишь, что простые линейные модели часто позволяют приблизиться к более сложным и дают логическое пространство для начала движения.
"Иногда с грустью говорят, что факторный анализ редуцирует личностные интеракции к аддитивным, в то время как в реальности они могут быть мультипликативными или каталитическими в каком-то смысле. Не подлежит сомнению, что, вероятнее всего, есть случаи, когда один фактор не просто добавляется к другому, но поддерживает его... С этим связано общее допущение линеарности, тогда как опять-таки вероятно, что в некоторых случаях отношение фактора к проявлению будет криволинейным. Если к этому отнестись правильно, то эти ограничения не столько критика факторного анализа как такового, сколько стимул для новых разработок. Прежде чем начать бегать, надо научиться ходить. Факт же состоит в том, что факторно-аналитическая модель в ее нынешней простой форме действительно позволяет делать лучшие предсказания, чем любой иной ранее опробованный способ. По мере своего прогрессирования он несомненно будет модифицирован исходя из потребности в только что названных возможностях" (Cattell, 1956, с. 104).
Спецификационное уравнение предполагает многомерную репрезентацию как человека, так и психологической ситуации. Человек описывается на основе системы черт, "профиля черт". Психологическая ситуация описывается на основании ситуационных индексов, что образует иной профиль. Вместе они дают предсказание. Кеттел указывает, что спецификационное уравнение можно считать многомерной версией предложенной Куртом Левином формулы поведения как функции от личности и среды: B=f(P,E). В спецификационном уравнении человек P дифференцирован на ряд показателей Т, а психологическая среда – на ряд показателей s.
Спецификационное уравнение готово к прикладному использованию. Так, в ситуации, связанной с проблемой занятости, можно представить ряд профессий как профили s. Затем желающий поступить на работу должен быть протестирован и представлен в виде профиля Т; в свою очередь, в комбинации с различными наборами s это даст возможность определить то рабочее место, где индивид, как можно ожидать, проявит себя наилучшим образом. Или же в академической ситуации спецификационное уравнение можно применять для предсказания академических достижений на основе способностей и личностных черт (ср. Cattell и Butcher, 1968).
Динамические черты. В системе Кеттела важные динамические черты могут быть разделены на три группы: установки, эрги и чувства. Эрги примерно соответствуют коренящимся в биологии влечениям, чувства – приобретенным структурам отношений. Сейчас мы исследуем эти три вида динамических черт, их взаимоотношения в динамической решетке и их роль в конфликте и приспособлении.
Установки. Установка, по Кеттелу, – выраженная динамическая переменная, наблюдаемое выражение стоящей за этим динамической структуры, из которой должны выводиться эрги, чувства и их отношения. Установка конкретного индивида в конкретной ситуации – это интерес определенной интенсивности в некотором действии относительно определенного объекта. Так, установка юноши "Я очень хочу жениться на этой женщине" указывает на интенсивность интереса ("я очень хочу"), к действию ("жениться") относительно объекта ("на этой женщине"). Установка не обязательно должен быть установлен вербально; Кеттел предпочел бы измерить силу интереса юноши при помощи различных средств, прямых и косвенных. Например, можно измерить рост кровяного давления при предъявлении портрета невесты, способности запомнить перечень хороших и плохих последствий женитьбы, информированности относительно матримониальных возможностей мужчины в нашем обществе и т.п. Кеттел и его сотрудники подвергли интеркорреляции данные, полученные на основе шестидесяти или семидесяти способов выявления силы установки в серии исследований, направленных на создание тестовой батареи для измерения сознательных и бессознательных компонентов установок (см., например, Cattell, Radcliffe & Sweney, 1963). Пять факторов установок, обозначенные буквами от альфа до эпсилон, были описаны и спекулятивно соотнесены с психоаналитическими понятиями (Оно, Я, вытесненные комплексы и т.д.). Однако на практике обычно измеряются два компонента второго порядка силы установки – один, связанный с относительно осознанными и интегрированными аспектами установки (измеряемыми, например, с помощью тестов информации), и другой, связанный с менее интегрированными или бессознательными аспектами (они измеряются, например, тестами, выявляющими желания или забывание). Чтобы получить общий показатель силы установки, можно просто сложить показатели по этим двум компонентам.
Разумеется, установок чрезвычайно много. Кеттел в своих исследованиях работал примерно с пятьюдесятью различными установками и интересами. Возможное ограничение обобщение его результатов в данной области определяется во многом тем, что модели установок были им отобраны произвольно.
Эрги. Говоря простыми словами, эрг – это конституциональная динамическая исходная черта. Благодаря этому понятию Кеттел дает адекватную репрезентацию важности врожденных, но модифицируемых детерминант поведения. Акцент, который он делает на эргической мотивации, отражает его убеждение в том, что наследственные детерминанты поведения недооцениваются современными психологами Америки. Он определяет эрг так:
"Врожденная психофизическая диспозиция, позволяющая своему носителю овладевать реактивностью (внимание, распознавание) по отношению к определенным классам объектов с большей готовностью, чем к другим, пережить в их отношении специфическую эмоцию, начать линию действий, которые с наибольшей полнотой воплощают определенную целенаправленную активность, чем любая другая. Структура включает также предпочитаемые вспомогательные пути поведения в направлении предпочитаемой цели" (1950, с. 199).
Как указывает Кеттел, это определение состоит из четырех основных частей, которые относятся к реакции восприятия, эмоциональной реакции, инструментальным актам, ведущим к цели, и самому целевому удовлетворению. Если мы соединим две последние части, то определение состоит из когнитивного, аффективного и волевого компонентов, совсем как знаменитое определение инстинкта у Мак-Даугалла. В самом деле, в теории личности Кеттела эрг выполняет функцию, которую в теории Мак-Даугалла выполняет понятие инстинкта или склонности.
Кеттел считает, что его исследования, основанные на факторном анализе, позволили достаточно точно установить наличие десяти эргов. Это эрги: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство (страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность. (Последнее взято из психоанализа; по содержанию этот фактор связан с общим самоудовлетворением – курение, пьянство, лень и т.д.).
Чувства. Чувство – это динамическая черта, формируемая средой. Таким образом, оно параллельно эргу, за исключением того, что оно – результат действия факторов опыта или социокультурных факторов, а не конституциональных детерминант. По словам Кеттела, чувства – это "...основные приобретенные структуры динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять внимание определенным объектам или классам объектов, чувствовать их определенным образом и реагировать на них определенным образом" (1950, с. 161). Опять-таки, как определение, так и использование понятия очень сходны с соответствующими представлениями в теории Мак-Даугалла, где также используется понятие "чувство".
Чувства, по Кеттелу, имеют тенденцию к организации вокруг важных объектов культуры, таких, как социальные институты или люди, в отношении которых с жизненным опытом индивида вырабатываются, нарастая, констелляции установок. Среди чувств, выделенных Кеттелом и его сотрудниками в работе с молодыми людьми (в основном мужского пола) есть связанные с карьерой или профессией, спортом и играми, техническими интересами, религией, родителями, супругой или возлюбленной, а также с "я". Последнее-чувство "я" – одно из самых стабильных, о нем наиболее последовательно сообщалось в различных исследованиях, и, как мы увидим, оно играет чрезвычайно важную роль в теоретических построениях Кеттела.
Динамическая решетка. Различные динамические черты взаимосвязаны в структуре субсидиации. (Кеттел заимствовал этот термин у Мюррея). Скажем так: определенные элементы выступают для других как вспомогательные, служат им как средства. В целом установки вспомогательны по отношению к эргам, которые являются главными побудительными силами личности. Эти разнообразные взаимоотношения можно выразить в виде динамической решетки, представленной на рис. 12-1.
Рис. 12-1 Часть динамической решетки, иллюстрирующая субсидиацию
На нем представлена часть мотивационной структуры молодого человека, американца. В первой части диаграммы – базовые биологические импульсы, эрги. В середине – структуры чувств, каждое из которых вспомогательно по отношению к нескольким эргам. Так, чувства по отношению к жене строятся на выражении эргов секса, общения, защиты и самоутверждения; чувства в отношении Бога выражают эрги покорности и взывания о помощи и т.д. В левой части диаграммы находятся установки определенных линий действия относительно обозначенных объектов – например, посмотреть определенный фильм или совершить путешествие в Нью-Йорк. Отметьте, что каждая установка вспомогательна – и, следовательно, выражает их – относительно нескольких чувств, а через них – в отношении ряда эргов; иногда установки выражают эрги и напрямую. Так, стремление посмотреть фильм связано с чувствами в отношении хобби – фотографирования – и в отношении своей страны (возможно, фильм снят на патриотическую тему). Появляется и пересекающая связка с женой и ее прической (быть может, она лучше выглядит в темноте). Здесь же – прямое выражение эрга любопытства, помимо опосредованного выражения через фотографию. Отметьте, что через чувства в отношении хобби, жены и страны желание посмотреть этот фильм может выражать в большей или меньшей степени эрги любопытства, секса, общения, протекции, самоутверждения, безопасности и отвращения – в некоторых случаях через множество путей. Отметьте также, что чувства иногда могут быть вспомогательными в отношении других чувств – банк в отношении жены или политическая партия в отношении страны.
Эти многочисленные и перекрывающие друг друга пути между эргами, чувствами и выраженными установками дают основу для предположения об эргах на основе чувств. Если мы видим, что определенная подсистема установк имеет тенденцию различаться по силе между индивидами или в одном индивиде с течением времени, то за этим можно полагать эргическую или чувственную структуру. Фактически Кеттел это и делает: производятся измерения ряда установок (на основании уже описанных методов), результаты факторизуются, а факторы интерпретируются как репрезентирующие эрги или чувства.
"Я". "Я" – одно из чувств, но особенно важное, поскольку почти все установки в большей или меньшей степени отражают это чувство. Оно, в свою очередь, связано с выражением большинства или всех эргов или других чувств. В некоторых исследованиях (см., например, Cattell & Horn, 1963) также выявлялись связанные с ним чувства сверх-Я и идеального Я. Так или иначе, чувство или систему чувств, сфокусированных на "Я", Кеттел считает важнейшими в плане их роли в интеграции личности.
"Во-первых, сохранение "Я" как физически здорового и целостного – объективная предпосылка для удовлетворения любого чувства или эрга, которым обладает индивид! Столь же важно сохранение социального и этического "Я" как чего-то, уважаемого сообществом... С динамической точки зрения, чувство относительно становления "Я" соответственно определенным стандартам поведения, удовлетворяющее сообществу и сверх-Я, является таким образом необходимым инструментом удовлетворения большинства других наших жизненных интересов. Это приводит нас к заключению, что в динамической решетке должно появиться "Я-чувство"... ближе к левой стороне и, стало быть, среди тех чувств, которые созревают позднее других. Оно вносит вклад в удовлетворение всех чувств и эргов, и это означает также его динамическую силу в контроле, в качестве "главенствующего чувства", за всеми остальными структурами" (Cattell, 1966а, с. 272).
Можно заметить, что отношение Кеттела к "Я" явно находится под влиянием психоаналитических представлений об Я и Сверх-Я, а также под влиянием представлений Олпорта об эго и Мак-Даугалла – о чувстве самоутверждения.
Конфликт и приспособленность. Кеттел предположил, что уровень конфликта, который составляет для человека конкретная линия поведения, может быть выражен спецификационным уравнением, отражающим вовлеченность в действие динамических исходных черт (эргов и чувств). Возьмем наш предыдущий пример и предположим, что конкретный интерес в отношении женитьбы у этого молодого человека может быть представлен в виде следующего уравнения, где Е означает эрги, а М – чувства:
Женитьба для этого человека обещает потенциальные награды в отношении эргов секса, общения и любопытства; он полагает, что родители это одобрят и это будет хорошо для самооценки. Однако, он несколько побаивается перспектив такой женитьбы и она представляет потенциальную угрозу для карьеры. Истинная сила этой установки в каждый данный момент будет, разумеется, зависеть от силы (в данный момент) различных мотивационных факторов, но можно сделать общее наблюдение относительно роли для человека установок, основываясь на их ситуационных индексах. Например, если значения установки в спецификационном уравнении преимущественно положительны, установка будет иметь тенденцию стать устойчивой характеристикой мотивационной структуры индивида; если они преимущественно отрицательны, то установка скорее всего будет отвергнута. Фиксированная установка будет представлять источник конфликта настолько, насколько содержит отрицательные значения в спецификационном уравнении. Фактически Кеттел полагает, что возможным показателем уровня конфликта, содержащегося в конкретной установке, является отношение суммы отрицательных ситуационных членов к положительным для включенных в ситуацию динамических исходных черт. В нашем примере это отношение будет
что представляет средний уровень конфликта. В случае неодобрения со стороны родителей установка станет для него более конфликтной и будет представлена отношением 1.0/1.7 или 0.59. Уровень конфликта для всей личности будет представлен отношением такого типа при подсчете относительно всех стабильных установок человека (на практике устанавливается для некоторого выбранного их числа). Уровень приспособленности или мотивационной интеграции может быть просто выражен как 1-C, где C – показатель конфликта. Кеттел провел факторный анализ с целью выявления компонентов конфликта (Cattell & Sweney, 1964) примерно так же, как работал с компонентами установки, что обсуждалось ранее.
Состояния, роли и установки. Понятия, которые мы обсудим в этом разделе, – относительно поздние порождения теоретической работы Кеттела, и вследствие этого некоторые формулировки Кеттела еще не твердо устоялись. Тем не менее, можно проследить основные линии его рассуждений (Cattell, 1963а, 1966Ь).
Некоторые структуры в личности являются более преходящими, чем другие; меняются настроения, человек вступает в какую-то роль и выходит из нее, одномоментные ментальные установки применяются к различным аспектам ситуации. Эти факторы влияют на поведение, поэтому должны включаться в спецификационное уравнение, которое наполняется показателями способностей, плюс показатели темперамента, плюс показатели эргов и чувств, плюс показатели состояний, плюс показатели ролей плюс показатели установок, каждый со своим индексом, показывающим релевантность в ситуации. Личность все еще представляет профиль, но профиль, включающий все типы факторов, которые могут влиять на реакцию в данный момент времени. Для способностей, темперамента и динамических черт хотя временные изменения и возможны, тем не менее возможны значимые предсказания на основе стабильных или средних показателей. В отношении же менее стабильных факторов, обсуждаемых здесь, для предсказания принципиально состояние человека в данный момент.
Предлагаемое Кеттелом теоретическое решение заключается в том, что ситуация разделяется (как и индексы последних членов уравнения) на два компонента: первый представляет фокальный стимул, тот аспект ситуации, на который человек непосредственно реагирует, второй представляет фоновые условия, определяющие состояние организма. Фоновые условия могут включать окружающие или контекстуальные стимулы, влияющие на настроение, ролевые реплики, состояние организма и пр. Эти фоновые условия играют формальную роль модуляторов, на время меняющих психологическое значение ситуации, так что реакция человека может быть различной в зависимости от того, играет ли он какую-то роль, тревожен или не тревожен и т.д.
Хотя роли и установки до настоящего времени не подверглись широкому эмпирическому исследованию со стороны Кеттела и его сотрудников, значительная работа была проделана в отношении состояний – в частности, состояния тревожности (Cattell & Scheier, 1961). Следует помнить, что тревожность изучалась Кеттелом и как черта. Эти два подхода ни в коей мере не противоречат друг другу: уровень тревожности человека может быть характерен для него как черта и тем не менее под влиянием ситуационных и организмических влияний изменяться как состояние.
Состояния изучаются посредством факторного анализа так же, как черты, с той разницей, что черты обычно изучаются на основе корреляций между тестовыми показателями, тогда как состояния – на основе корреляций между изменениями тестовых показателей – во времени или в различных ситуациях. Так, если один и тот же человек дает высокие показатели по, скажем, раздражимости и недостаточно высокие – по доверию, то это поможет выявить фактор черт, но если оба показателя имеют тенденцию возрастать и уменьшаться вместе, это поможет определить фактор состояния.
Помимо тревожности, Кеттел и его сотрудники исследовали ряд других факторов состояний. К ним относятся депрессия, стресс, утомление, общая активность. В последних исследованиях высказано положение о том, что можно определить двенадцать и более факторов состояний.
Развитие личности
Развитие личности можно изучать на чисто описательном уровне, отмечая изменение структуры личности на разных временных участках. В противоположность этому, можно изучать развитие на теоретическом уровне, с точки зрения генетических влияний и влияний среды, законов созревания и научения, описывающих их взаимодействие в формировании развивающегося индивида. Кеттел делал и то, и другое.
В исследованиях темперамента и динамических черт Кеттел и его сотрудники осуществили факторные аналитические исследования взрослых и детей в попытке создать средства измерения одних и тех же личностных факторов в разном возрасте. В целом он хотел выявить сходные факторы в разных возрастах от четырех лет до взрослости. Как знают все психологи, трудно быть уверенным в том, что измерение "одних и тех же" черт на разных возрастных уровнях действительно представляют измерение одного и того же; трудность проистекает от того, что мы ожидаем, что определенный аспект поведения будет выражен в разном поведении и в разном возрасте. Кеттел предположил, что один из способов справиться с затруднением – провести перекрывающие друг друга исследования в промежуточных возрастных группах; таким образом, он сравнил факторизированные по отдельности версии своего личностного опросника, предназначенные для взрослых и для одиннадцатилетних детей, предъявив тот и другой промежуточной группе шестнадцатилетних (Cattell & Beloff, 1953). Результаты были несколько двусмысленны; обычно соответствие было высоким, в других случаях оно было менее убедительным. Дальнейшая работа в этом направлении обещает создание сравнимых измерительных инструментов для разных возрастов, что даст возможность составить карту основных тенденций развития личностных черт. Кеттел обсуждал данные относительно тенденций возрастного развития факторов темперамента, таких, как подъем с возрастом от одиннадцати до двадцати трех лет показателей H (авантюристичность) и C (сила Я) и падения показателей О (склонность к переживанию вины) и L (подозрительность) (Sealy & Cattell, 1966).