Три десятилетия назад лучшие умы психологии либо неуклонно впадали в болезнь жестко количественного подхода к описанию изучаемых явлений, либо честно стремились проследить бессознательную мотивацию до ее тайного логова. Между этими двумя стремнинами Гордон Олпорт безмятежно следовал собственным путем, отстаивая важность качественного изучения индивидуальных случаев и подчеркивая роль сознательной мотивации. Этот отказ плыть в соответствии с современными ему течениями мысли иногда проявляется в том, что формулировки Олпорта кажутся архаичными и старомодными, но в иных обстоятельствах он выглядит поборником новых и возмутительно радикальных идей. Несмотря на свое иконоборчество, он являет – быть может, больше, чем любой другой современный теоретик, – пример синтеза традиционной психологической мысли и теории личности.
Его систематическая позиция представляет дистилляцию и разработку идей, частично извлеченных из таких авторитетных источников, как гештальтпсихология, теория Вильяма Штерна, Уильяма Джеймса и Уильяма Мак-Даугалла. От гештальттеории и от Штерна пришло недоверие к привычным аналитическим методам естественных наук и глубокий интерес к уникальности индивида, а также к конгруэнтности его поведения. Работы Джеймса нашли отражение не только в блестящем писательском стиле Олпорта, гуманистической ориентации при рассмотрении человеческого поведения и интересу к Я, но также в определенных сомнениях относительно возможности на основе психологических методов адекватно представить и полностью понять загадку человеческого поведения. С позицией Мак-Даугалла Олпорта сближает внимание к мотивационным переменным, признание важной роли генетических и конституциональных факторов и использование представлений об "эго". Помимо этих частных влияний, из трудов Олпорта явствует, что он глубоко уважает прошлое и постоянно обнаруживает полное знание классических проблем, с которыми боролись психологи в лабораториях и за их пределами, и уважение к ним.
Олпорт, один из четырех детей врача, родился в 1897 году в Индиане, но вырос в Кливленде, где получил образование в государственной школе. Он был студентом последнего курса Гарвардского университета в тот же год, когда его старший брат Флойд стал выпускником того же университета, специалистом по психологии. Получив в 1919 году степень бакалавра по философии и экономике, Олпорт в течение года работал в Роберт Колледже в Стамбуле, где преподавал социологию и английский язык. Затем он вернулся в Гарвард и выполнил все необходимое для получения степени доктора по психологии (1922 г.). В течение двух последующих лет он учился в Берлине, Гамбурге и Кембридже. Этот опыт экстенсивной жизни в академических ситуациях зарубежья, вероятно, сыграл определенную роль в развитии его интереса к международным отношениям, столь очевидного в деятельности Олпорта в течение последних тридцати лет. Это привело также и к тому, что в течение десяти лет или даже более Олпорт был главным интерпретатором германской психологии в Америке. Вернувшись из Европы, он занял место преподавателя департамента социальной этики Гарвардского университета. Опять-таки, можно усмотреть связь между этим первым американским преподавательским местом Олпорта и его постоянной озабоченностью проблемами, имеющими социальное и этическое значение. Через два года он занял место ассистента по психологии в Дармутском колледже, но в 1930 году получил приглашение вернуться в Гарвард, где оставался до своей смерти, последовавшей в 1967 году, за месяц до семидесятилетнего юбилея. Олпорт был одной из центральных фигур в междисциплинарном движении, которое привело к формированию Департамента социальных отношений в Гарвардском университете – то была попытка интеграции психологии, социологии и антропологии. (Краткую биографию см. Allport, 1967).
На фоне многолетнего преподавания неудивительно, что многие профессиональные работы Олпорта имеют выраженный дидактический уклон. В отличие от многих авторов, чьей первейшей задачей кажется выработка таких положений, к которым нельзя было бы подступиться и которые отражали бы любую попытку докопаться до сути, Олпорт, как представляется, больше заинтересован в том, чтобы выразить ту или иную мысль выпукло и с некоторым вызовом. Иногда это ведет к преувеличенному фокусированию на одних вопросах и относительно малому вниманию к другим, тоже существенным. Так, можно сказать, что Олпорт – один из наиболее жарко критикуемых психологов-теоретиков, но сразу же следует упомянуть, что поднятые им вопросы обычно становились предметом общего внимания психологов.
За время своей карьеры Олпорт был удостоен практически всех профессиональных почестей, какие возможны для психолога. Он был избран Президентом Американской психологической ассоциации, Президентом Восточной психологической ассоциации. Президентом Общества психологического изучения социальных проблем. В 1963 году он был награжден Золотой медалью Американского психологического фонда, в 1964 году получил награду Американской психологической ассоциации за выдающийся вклад в науку. Широта и многообразие его научной работы видны в десятках книг и бесчисленном множестве монографий, статей, предисловий, обзоров, которые он писал часто в сотрудничестве с другими психологами. Кроме того, он соавтор двух широко используемых тестов. (Многие из этих публикаций перечислены в библиографии. Полный перечень его трудов приведен в книге "The person inpsychology", 1968).
Как можно охарактеризовать теоретические убеждения Олпорта? Прежде всего, его труды являют непрекращающуюся попытку воздать должное сложности и уникальности поведения индивида. Несмотря на ослепляющую сложность индивида, основные тенденции в человеческой природе проявляют базовую конгруэнтность или единство. Далее, сознательные детерминанты поведения имеют подавляющее значение – во всяком случае, для здорового индивида. Признание конгруэнтности поведения и значимости сознательной мотивации естественно привели Олпорта к феномену, часто обозначаемому терминами Я и эго. Вниманию к факторам разума соответствует убеждение Олпорта в том, что человек – в большей степени порождение настоящего, а не прошлого. Его понятие "функциональной автономии", которое мы обсудим позже, представляет попытку освободить теоретика и исследователя от необходимости заниматься историей организма. В широком смысле его взгляд на человека подчеркивает позитивные, сознательные элементы мотивации, а поведение видится как внутренне согласованное и детерминируемое факторами настоящего.
По Олпорту, есть разрыв между нормой и патологией, ребенком и взрослым, животным и человеком. Теории, подобные психоанализу, могут быть высоко эффективны в репрезентации нарушенного или патологического поведения, но оказываются мало полезными при рассмотрении нормального поведения. Аналогично, теории, дающие абсолютно адекватные концептуализации младенчества или раннего детства, неадекватны как репрезентации взрослого поведения. Олпорт последовательно противостоял экстенсивным заимствованиям из естественных наук. Он убежден, что исследовательские методы и теоретические модели, полезные в естественных науках, могут лишь уводить в сторону при исследовании сложного человеческого поведения. Это убеждение ярче всего отражено в обсуждении (Allport, 1947) различных типов моделей, популярных при психологическом теоретизировании. Он обсуждает механическую модель, животную модель и модель ребенка и заключает, что ни одна из них не дает адекватной базы, на основе которой можно было бы построить полезную теорию человеческого поведения. С этим недоверием к заимствованию согласуется его убеждение в том, что преждевременное внимание к операционализму, детальному рассмотрению специфики измерительных процедур, что предполагает любое эмпирическое представление, может препятствовать прогрессу психологии. Позитивизм, ведущий к представлению о бессодержательном организме, он полагает "чистым абсурдом". Равным образом он презрительно относится к "неумеренному эмпиризму" и жестко критиковал факторные исследования личности.
Глубокий и непреходящий интерес для Олпорта представляло использование психологического метода и открытия, сделанные в области "установки", где была предпринята попытка улучшения некоторых нежелательных социальных условий. Многие годы он порицал замкнутость психологии в рамках стен лабораторий, и его работа в области предрассудков и межнациональных отношений – яркий пример применения психологии к социальным проблемам. Интересно отметить, что, как и многие теоретики, уделяющие основное внимание уникальности и индивидуальности человеческого поведения, Олпорт пессимистичен относительно итоговых возможностей психологического метода и теории в разгадке тайны поведения человека. Загадка, поставленная сложностью индивида, слишком велика для того, чтобы быть полностью понятой на основе приземленных методов и концепций психолога. Таким образом, хотя Олпорт признает важность и неизбежность экспериментального подхода к психологическим проблемам, он делает оговорку относительно конечного успеха попыток такого рода.
Как мы уже указывали, базовое единство взглядов Олпорта можно найти в его трудах. Сам он, однако, не считал, что создал некую систему. Он заявляет, что его работа всегда ориентирована скорее на эмпирические проблемы, а не на достижение теоретического или методологического единства. Он отстаивает правомерность открытой теории личности, а не закрытой или закрытой частично. Олпорт считает себя плюралистом, работающим в русле системного эклектизма. "Плюралист в психологии – это мыслитель, не исключающий ни одного атрибута человеческой природы, который кажется важным" (1964, с. 75). В 1966 году Олпорт предложил эписистемологическую позицию для исследования личности, которую обозначил как "эвристический реализм". Эта позиция "принимает вытекающее из здравого смысла допущение, что люди – реальные существа, каждое имеет реальную нейропсихическую организацию, а наше дело – понять, насколько возможно, эту организацию" (1966, с. 8). Личность для него – это загадка, которую нужно максимально адекватно разгадать при помощи инструментов середины двадцатого столетия; так что он поставил и другие проблемы: слухи, радио, предрассудки, психология религии, природа установок и др. Ко всем этим областям он применяет концепты – эклектично и плюралистично, стремясь к тому, что может дать наиболее адекватное рассмотрение на современном уровне знаний. Таким образом, для него не имеет большого значения вопросы формальной адекватности его теории.