Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Проблемная ситуация и её типы.



Традиционно философия науки описывает движение научно-познавательного процесса как переход от вопроса к проблеме, затем к гипотезе, которая после своего достаточного обоснования превращается в. теоретическую модель. Таким образом, гносеологическая цепочка: вопрос—проблема—гипотеза—теория задает вектор развития научного знания.Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.Начальным пунктом возникновения проблемы является возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация возникает тогда, когда знания, методы и способы действия оказываются недостаточными для решения той или иной задачи.

В опытных науках возникновение проблемной ситуации свидетельствует прежде всего о наличии трудности, связанной с несоответствием старых методов объяснения новым фактам, открытым в результате экспериментов или систематических наблюдений. В абстрактных науках речь идет о несоответствии между новыми и старыми способами обоснования теоретического знания.Источники проблемных ситуаций в науке:- Открытие новых объектов исследования- Открытие новых средств исследования- Соотношение новых объектов и новых средств исследования- Рассогласование между опытом и теорией.

Проблемные ситуации бывают глобальные и локальные. Проблемные ситуации глобального характера вызывают трансформацию мировоззренческих ориентаций.

 

23. Проблема (от греч. πρόβλημα — преграда, трудность, задача) — вопрос или комплекс вопросов, возникающий в процессе познания; не каждая проблема приобретает вид явного вопроса, так же как не всякое исследование начинается с выдвижения проблемы и кончается ее решением. Иногда проблема формулируется одновременно с ее решением, случается даже, что она осознается только через некоторое время после ее решения. Часто поиск проблемы сам вырастает в особую проблему. От проблемы принято отличать псевдопроблемы — вопросы, обладающие лишь кажущейся значимостью и не допускающие обоснованного ответа. Между проблемой и псевдопроблемой нет четкой границы. одной из форм проблемы является неразрешимая проблема: ее «решением» выступает доказательство ее неразрешимости. Например, проблема разрешения для логики предикатов первого порядка неразрешима: не существует эффективной процедуры, которая позволяла бы для всякой формулы определить, является она теоремой или нет.

24. Динамика научного знания регулируется как внутринаучными факторами и закономерностями, так и социокультурными причинами. Научное знание развивается как эволюционно, так и революционно, а конкретные причины и механизмы протекания научных революций могут быть, как показывает история науки, самыми разными. Но все стадии и этапы динамики научного знания, в-седьмых, заканчиваются достижением некоторого устойчивого состояния: оправдания или отторжения (частичного или полного) научным сообществом произошедших изменений в системе. И то и другое достигается посредством достижения когнитивного консенсуса по спорным вопросам науки, выработка которого иногда занимает весьма продолжительное время.

25. Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает существование многообразного спектра методов, которые можно классифицировать на основе различных критериев.По критерию "вид деятельности" могут быть выделены:– методы духовной, идеальной (в том числе научной) деятельности;– методы практической, материальной деятельности, одним из видов которой может рассматриваться научный предметный эксперимент.Несколько критериев может быть выделено и для классификации методов собственно научной деятельности.По критерию соотношения содержания и формы научного знания выделяются методы формальные и содержательные.По критерию уровней научного познания различают методы эмпирические и теоретические.С точки зрения соотношения фундаментальных и прикладных наук можно выделить методы фундаментальные и прикладные.По критерию генезиса научного знания (возникновения знания и функционирования готового, ставшего знания) выделяют методы исследования, методы обоснования, методы изложения научного знания.С точки зрения специфики объектов познания различают методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук.В свою очередь, методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы; методы обществознания – на методы изучения социальной статики и методы исследования социальной динамики, на методы изучения общества и методы исследования человека и т.п.С точки зрения конкретных познавательных процедур (содержательно-деятельностный аспект) могут быть выделены качественные и количественные методы, динамические (иногда их обозначают как однозначно-детерминистские) и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания и т.д.В современной научной и учебной литературе широко распространена многоуровневая концепция методологического знания по степени общности и широте применения. При таком подходе выделяются следующие основные группы научных методов. Специфика философской методологии проявляется в том, что она не составляет совокупность жестко фиксированных регулятивов и однозначных норм исследования, а представляет собой систему "мягких" (направляющих, ориентирующих, эвристических)принципов, алгоритмов, приемов исследовательской деятельности, которые носят всеобщий, универсальный характер

7.Редукционизм представляет собой одну из методологических программ философии науки. Варианты ее воплощения можно найти в различных науках математике, физике, химии, биологии.Методология редукционизма опирается как на основную познавательную действие на процесс редукции (от латинского reductio возвращение назад, к предыдущему состоянию.Методология редукционизма обосновывает как путь к открытию общих законов функционирования структуры объектов сведения закономерностей более простых, построенных систем более высокого уровня организации до более низкого уровня. При этом считается, что закономерности низшего уровня полностью исчерпывают и объясняют функционирования и структуру высшего уровня, более сложных систем.Корни редукционизма находятся в истории научного познания. Общие ориентации на процедуру возведение сложного к простому мы находим в методологии механицизма.Механицизмом это исторически первая методологическая программа собственно научного познания. С эпохи Возрождения когда на основании накопления многообразных эмпирических фактов, натурфилософские спекулятивно-теоретические построения становятся неуместными, по философии выделяются самостоятельные науки, формируются их собственные предметы и методы. Постепенно в истории науки, себя проявляют механика, физика, химия, биология.В истории научного познания мы видим попытку объяснить любые явления, в том числе живет, исходя из законов механики. Такая познавательно-методологическая программа называется механицизмом. То есть, механицизмом определенная методология, на основе использования которой в науке Нового времени сформировалась механическая картина природы. И в ее пределах механическая картина биологического мира.Основным методологическим принципом механицизма является принцип редукции. В механической картине мира все сложные явления социальные и биологические сводились к простым механических. Итак, механицизмом является первым в истории науки воплощением методологии редукционизма.Смысловой основой редукции абсолютно разумная и продуктивная идея поиска фундаментального в глубине объекта на исходном уровне его организации, в исходной подсистеме, сведение многообразного к принципиально общего. Согласно социокультурного и научного фона такие попытки воспроизводились, скажем, в представлениях Пифагора о мире, как гармонию чисел, Демокрита об атоме, Аристотеля о мире, что является подобным организма, Декарта о человеке-машину, Гоббса о законах геометрии и физики как универсальные законы мира.Онтологическим обоснованием редукции являются, во-первых, то, что особенности более сложной системы (целого) определяются закономерностями подсистем (частей), которые она включает. А во-вторых, все существующие объекты как живой, так и неживой природы, социального мира является результатом эволюции от простого к сложному.Гносеологический обоснованием редукции есть такая закономерность научного познания, в процессе развития науки на основании фундаментального знания осуществляется синтез научного знания, как в пределах отдельной науки, так и в пределах современной научной картины мира.МОНИЗМ –рассмотрение многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего. В этом смысле термин «М.» впервые использован X. Вольфом, называвшим монистами тех, кто признает только одну, основную субстанцию. М. противопоставляются дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал. В антич. философии М. первоначально имел форму представления о «первовеществе», из которого возникли все вещи, напр. вода (у Фалеса), огонь (у Гераклита). Классическими противниками крайнего М. были Парменид из Элеи и Б. Спиноза. На подчеркнуто монистическом представлении о реальности основывается христианская религия. Крайней формой М. являлся диалектический материализм, доказывавший, что все разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания представляет собой продукт развивающейся материи.Различают материалистический и идеалистический М. Материалистический М. постулирует в качестве первоначала, первоосновы мира некоторую физическую, материальную субстанцию, напр. атомы (Демокрит), материю (марксизм) и т.п. Идеалистический М. исходит из духовного первоначала — идеи (Платон), абсолютного духа (Г.В.Ф. Гегель), нейтральных элементов опыта (Э. Мах) и т.п. Перед любой монистической концепцией встает проблема рационального объяснения отношения материального и духовного: если в качестве исходной первоосновы постулируется одна из этих субстанций, то откуда берется другая субстанция и как они взаимосвязаны? Трудности в решении этой проблемы привели к возникновению дуализма (Р. Декарт) и плюрализма (Г.В. Лейбниц), которые постулируют существование двух и более независимых субстанций. Однако и для этих концепций сохраняется трудная проблема объяснения взаимодействия независимых субстанций.Сущность М. трактуется по-разному, так что имеется множество видов М.: М. неразличимости в основе мира (философия тождества); М. божественной субстанции (пантеизм, панэнтеизм); М. жизни (гилозоизм, панвитализм); М. всеобщей одушевленности (панпсихизм); М. сознания, мышления или духа (идеализм, панлогизм, спиритуализм); М. материи (материализм, натурализм); М. энергии (энергетизм) и др. В эпистемологическом плане М. означает, что реальный объект и идея о нем (восприятие или понятие) совпадают в познавательном отношении, как это утверждает, напр., крайняя мистика.

8.Философская теория познания называется гносеологией.В античности гносеология рассматривалась как специальный раз­дел философии, посвященный анализу основных проблем знания и познания. При этом важно выделить две важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на последующее развитие философских учений о познании. К ним относятся: а) идея активности разума и творческой природы познания, высказанная Платоном (позднее была развита в немецкой классической философии); 6) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей, которая была разработана Аристотелем и использована впоследствии как фундаментальное основа наивно реалистических и материалистических концепций познания.Основной проблемойгносеологииявляется обоснование принципиальной возможности получения истинного знания о мире (адекватного воспроизведения субъектом сущностных характеристик действительности). Часто используют ее упрощенную формулировку - «проблема принципиальной познаваемости мира». В зависимости от того или иного решения этой проблемы в классической философии выделялись три позиции: гносеологический оптимизм (гностицизм), скептицизм, агностицизм.Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:• диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме позна­ния, использовать законы, категории, принципы диалектики;• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;• практики — признавать главным способом познания практи­ку — деятельность человека по преобразованию окружающе­го мира и самого себя;• познаваемости - быть убежденным в самой возможности познания;• объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;• активности творческого отображения действительности;• конкретности истины — искать именно индивидуальную и дос­товерную истину в конкретных условиях.Основной круг проблем гносеологии традиционно включал в себя вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, проблемы истины, форм и методов познания и др. Исходную структуру процесса познания представляет субъект-объектное отношение (субъект – от лат. «находящийся в основе», объект – от лат. «противопоставленный»).В самом широком смысле под субъектом познания понимается человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность, рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.). Реализация этих способностей и обеспечивает человеку возможность познавать мир.
Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который направлена познавательная активность субъекта. Иными словами, он трактуется как независи­мый от субъекта устойчивый центр приложения его познавательных способностей.

29.Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, измерение), другие — только на теоретическом (идеализация, формализация), а некоторые (например, моделирование) — как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнения разнообразных измерений, постановки экспериментов. Здесь производится также первичная систематизация получаемых фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того, на данном уровне научного познания — как следствие обобщения научных фактов — возможно формулирование некоторых эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких, существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень — более высокая ступень в научном познании. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы.

Соотношение эмпирии и теории

1. Качественное различие между эмпирическим и теоретическим знанием в науке

2. Взаимосвязь между ними, включая объяснение механизма этой взаимосвязи.

Если источником содержания эмпирического знания является информация об объективной реальности, получаемая через наблюдения и экспериментирование с ней, то основой содержания теоретического знания является информация об идеальных объектах, являющихся продуктами конструктивной деятельности мышления.

Содержание теоретического знания является имманентным продуктом самого сознания, тогда как содержание эмпирического знания лишь частично зависит от сознания, а частично — от независимой от него (и являющейся всегда тайной для него) материальной реальности.

 

30.Теоретическое знание является сложной структурой, состоящей из утверждений разной степени общности.

1. Наиболее общий уровень — аксиомы, теоретические законы. Например, для классической механики это три закона Ньютона (инерции; взаимосвязи силы, массы и ускорения; равенства сил действия и противодействия).

2. Вторым, менее общим уровнем научной теории являются частные теоретические законы, описывающие структуру, свойства и поведение идеальных объектов, сконструированных из исходных идеальных объектов. Для классической механики это, например, законы движения идеального маятника.

3. Третий, наименее общий уровень развитой научной теории состоит из частных, единичных теоретических высказываний о свойствах, отношениях некоторых идеальных объектов.

Эмпирический и теоретический типы познания различаются не только по средствам, но и по методам исследовательской деятельности.

На эмпирическом уровне в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания, ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений объективную характеристику изучаемых явлений.

Что же касается теоретического исследования, то здесь применяются особые методы: идеализация (метод построения идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; особые методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному); методы логического и исторического исследования и др.

 

Все эти особенности средств и методов связаны со спецификой предмета эмпирического и теоретического исследования. На каждом из этих уровней исследователь может иметь дело с одной и той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному.

Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.

Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного общения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический же закон — это всегда знание достоверное. Получение такого знания требует особых исследовательских процедур.

Следует подчеркнуть, что увеличение количества опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным фактом, потому что индукция всегда имеет дело с незаконченным, неполным опытом. Сколько бы мы ни проделывали опытов и ни обобщали их, простое индуктивное обобщение опытных результатов не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта.

Итак, эмпирический и теоретический уровни познания отличаются по предмету, средствам и методам исследования. В реальности эти два слоя познания всегда взаимодействуют.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.