Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ключевые параметры сделки



  • Стоимость 100% акций РТС, включая привилегированные – 34,5 млрд рублей.
  • Стоимость 100% акций ММВБ – 103,5 млрд рублей.
  • Активы, задействованные в бизнесе РТС, но находящиеся на балансе НП РТС, будут переведены на баланс ОАО "РТС".
  • Корпоративные процедуры, связанные с объединением компаний планируется завершить в начале 2012 года.
  • В 2013 году планируется IPO объединенной биржи.

Председатель Правления ОАО "РТС" Роман Горюнов считает, что объединенная биржа имеет все предпосылки для того, чтоб стать ядром российского финансового рынка. "Перед нами стоит серьезная задача сделать российскую биржевую инфраструктуру привлекательной, удобной и, главное, необходимой для российских и иностранных участников рынка, инвесторов и эмитентов. Это большой вызов для всех нас. Сейчас важным является создание единой команды менеджеров-единомышленников, которая обеспечит правильный процесс интеграции и построит эффективную модель развития всех рынков и бизнесов объединенной биржи. При этом критически важно сохранить динамику бизнес-развития".

Справочная информация

Группа ММВБ – интегрированная биржевая структура, предоставляющая на базе единой технологической платформы услуги электронной торговли, клиринга, расчетов по сделкам, депозитарные и информационные услуги. В Группу входят ЗАО ММВБ, ЗАО "Фондовая биржа ММВБ", ЗАО "Национальная товарная биржа", НКО ЗАО НРД, ЗАО АКБ "Национальный Клиринговый Центр", ЗАО "ММВБ – Информационные Технологии", украинская Фондовая биржа ПФТС, региональные биржевые и расчетные центры. Они обслуживают более 1700 участников биржевого рынка – ведущих российских банков и брокерских компаний в Москве и других крупных финансово-промышленных центрах России.

В настоящее время в рамках Группы ММВБ функционируют несколько ключевых финансовых рынков: валютно-денежный, рынок государственных облигаций, рынок акций, рынок корпоративных и региональных облигаций, рынок производных финансовых инструментов и товарный рынок.

Группа РТС представляет собой интегрированную торгово-расчетную инфраструктуру, обеспечивающую полный комплекс качественных и надежных биржевых услуг. В состав Группы РТС входят ОАО "Фондовая биржа РТС", ЗАО "Клиринговый центр РТС", НКО "Расчетная палата РТС", ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания", ООО "РТС-тендер". РТС имеет дочерние компании, такие как ОАО "Украинская биржа", АО "Товарная биржа "ЕТС" в Казахстане и Ltd "RTS Exchange Europe" в Лондоне.

РТС предоставляет российским и зарубежным инвесторам, профессиональным участникам финансового рынка и их клиентам широкий спектр возможностей по торговле акциями, облигациями, фьючерсами и опционами на акции и облигации российских эмитентов, Индекс РТС, Индекс RTS Standard, ОФЗ, нефть, дизельное топливо, золото, серебро, платина, палладий, медь, сахар.

ОАО "РТС" является организатором торгов на рынке деривативов RTS FORTS, входящим в ТОП-10 мировых деривативных бирж, и на рынке акций RTS Standard, где торги проводятся с расчетами на Т+4 с частичным предварительным депонированием активов.

Фондовый рынок

Оба индекса в рамках интеграции сохраняться, но основным на объединенной бирже станет Мicex, который будет считаться по основному торговому режиму. Как сообщила в интервью агентству «Прайм» вице-президент ЗАО ММВБ Екатерина Новокрещеных, на РТС-ММВБ будет одна ликвидная корзина, и индекс ММВБ будет отражать состояние этой корзины, а индекс РТС будет в любом случае считаться референтным, так как на него открыты позиции. В дальнейшем индексы РТС и ММВБ планируется «упаковать» в единое семейство - унифицировав формулы расчета, правила выбора источников цен, коэффициенты free-float и другие параметры.

По информации биржи РТС, рынок RТS Classica переводится «как есть» с сохранением всех имеющихся особенностей, за исключением анонимных торгов с ЦК (в этом режиме заключение сделок будет прекращено). RTS Standard с 19 декабря будет функционировать на бирже ММВБ в том же виде, что и сейчас.
Таким образом, с 19 декабря 2011 года торги на ММВБ будут проводиться в трех секторах:

· Сектор Основной рынок
· Сектор Standard
· Сектор Classica

Отраслевые индексы с 19 декабря будут рассчитываться в двух значениях – рублевых и валютных (по ценам акций, выраженным в долларах США). Рублевые значения – это существующие индексы ММВБ, а валютные значения отраслевых индексов продолжат ряды соответствующих отраслевых индексов РТС.

Срочный рынок

После объединения на бирже будут работать две различные секции срочного рынка, на которых сохранятся разные системы оценки рисков и правила торгов.
На срочном рынке ММВБ-РТС с 19 декабря 2011 года торги будут проводиться в cекциях:

· Срочный рынок MICEX
· Срочный рынок FORTS. Последним днем работы биржевого рынка РТС (СКГ) станет 16 декабря.

С 17 декабря прекращается торговля акциями в СГК РТС. Для заключения сделок на Т+0 участникам необходимо самостоятельно перевести активы с торговых разделов РТС (открытых в ДКК) на торговые разделы ММВБ (открытые в ДКК или в НРД), поясняет пресс-служба объединенной биржи. К сожалению, автоматически перевести активы клиента с одних торговых разделов на другие не представляется возможным.

 

Тяжелый финансовый кризис, который, как всегда, пришел неожиданно и надолго затянулся, вызвал у части политиков, особенно европейских (Саркози, Меркель) тягу к легким решениям, в частности, попытки списать все беды на финансовый рынок, обвинив его в спекулятивной направленности и, как следствие, зарегулировав банковские рынки и резко ограничив использование производных инструментов (особенно внебиржевых). В краткосрочном плане так может и произойти, но в стратегическом этот путь может оказаться бесперспективным. Роль финансового сектора как посредника в трансформации сбережений в инвестиций и как «контролера» качества корпоративного управления не уменьшается, он остается одной из трех-четырех корневых сфер в экономике 21-го века.

По результатам опроса 247 экспертов из 53 стран мира, проведенного Институтом посткризисного мира в ноябре 2009 – январе 2010 г., в ближайшие 10 лет главными факторами, определяющими конкурентные преимущества стран, будут:

– Человеческий капитал -45,0%

– Природные ресурсы -36,1%

– Новые высокие технологии -32,9%

– Эффективный финансовый сектор - 19,4%

– Инновации госуправления - 17,1%

Источник: http://www.postcrisisworld.org/.

Большое число профессиональных экономистов (особенно в США) понимают, что прогресс в финансовой сфере вряд ли можно остановить и что перестройка модели функционирования мировой экономики, направленная на преодоление глобальных дисбалансов, будет связана не с уменьшением финансового сектора, а скорее с его региональным переустройством, то ли в направлении ускоренного развития финансовых посредников в развивающихся странах, «где около трех миллиардов людей находятся вне финансовой системы хотя имеют такой доход, который позволяет им делать сбережения», то ли в направлении усиления конкуренции финансовых институтов развитых стран, где «в связи со старением населения и уменьшением объема сбережений формируется тренд на рост процентных ставок и удорожание капитала при росте мировой потребности в инвестициях»1.

1 А. Моисеев, Россия и мир, http://www.hse.ru/data/2011/02/19/1208532708/Moiseev.pdf.

О такого рода тенденциях говорят и конкретные события, и дискуссия о путях совершенствования прогнозных макроэкономических моделей, в том числе использующихся центральными банками, в солидных академических журналах развитых стран.

Конкретные события говорят о том, что перестройка мировой финансовой системы продолжается, но пока не в направлении сворачивания и упрощения финансовой активности, а скорее в сторону усиления борьбы за сбережения и углубления конкуренции глобальных сетевых площадок, о чем говорит произошедшее слияние Франкфуртской биржи и NYSE Euronext, австралийской ASX с сингапурской SSE, продолжающиеся переговоры Лондонской биржи LSE с канадской TMX, разговоры о слиянии Гонконгской биржи с Малайзийской, а также знаки внимания, которые немецкая биржа до недавнего времени оказывала российским биржевикам, по слухам предлагая им союз.

Что касается бурной дискуссии в последних номерах американских экономических журналов, то она особенно интересна. Хотя дебаты идут вокруг т.н. DSGE–models – то есть макроэкономических Dynamic Stohastics General Equilibrium models (пришедших 2

после т.н. «критики Лукаса» в 80-е годы на смену старым моделям, основанным на учете динамики спроса и предложения в рамках стабильного режима экономической политики)2, однако фактически на авансцене финансовый сектор и его более адекватный учет в макропрогнозировании.

 

На фоне провалов в предвидении нынешнего экономического кризиса попытки усовершенствовать существующие макромодели на основе интеграции корпоративных и поведенческих финансов и макроэкономики не только не сошли на нет, а даже усиливаются.

Во-первых, делается вывод о том, что в макромоделях нужно учитывать не только т.н. трения рынка активов и труда, то есть лаги в росте цен или зарплат в ответ на стимулирование спроса (что позволяет использовать денежно-кредитную политику для краткосрочного стимулирования экономики), но и идти дальше. Ряд важных обобщений делает Президент Федерального резервного банка Миннеаполиса, где активно развиваются макроисследования, госпожа Н.Кoчерлакова. Она предлагает учитывать как сам по себе «эффект финансового богатства, что влияет на потребление индивида, который тратит больше, если стоимость его финансовых активов растет» (это пытается использовать Б. Бернанке в ходе второго этапа количественного стимулирования экономики США3), так и «неравномерность распределение этого финансового богатства в ходе экономического цикла и обращать в связи с этим большее внимание на огромное влияние уровня реальной безработицы на экономическую динамику». По ее мнению, в этом случае потери экономики с развитым рынком акций в ходе кризисов далеко не сводятся к потерям в текущем ВВП, а гораздо больше. При этом, самое важное и трудное в том, чтобы найти пути одновременного учета в прогнозировании трений на рынке активов, труда и финансов, чего до сих пор сделать не удалось сделать4.

Во-вторых, по мнению Н.Кoчерлаковой, в макроэкономических моделях нужно научиться учитывать «влияние постоянного массированного перетока богатства между финансовыми рынками, а также воздействие «дыхания» этих рынков на структуру финансирования корпораций реального сектора (разделение между банковскими займами, облигациями и акциями) и их эффективность». Задача сложная «как в силу того, что внимание финансов на цикл в США до сих пор фактически игнорировалось, так и из-за того, что в своих решениях агенты финансового рынка опираются по

2 Это новые модели называют DSGE–models, что является аббревиатурой. Слово Dynamic в аббревиатуре DSGE–models относится к действию экономических агентов на основе предвидения развития экономической ситуации, Stohastics означает учет их реакции на возможные шоки, General означает комплексную увязку всех частей экономики в модельном комплексе, Equilibrium означает учет внешних ограничений и целевых функций, используемых домашними хозяйствами и фирмами.

3 Интервью Б.Бернанке, http://top.rbc.ru/economics/19/11/2010/501726.shtml.

4 N. Kocherlakova, Modern Macroeconomic Models as Tools for Economic Policy//The Federal Reserve Bank of Minneapolis, May 2010.

большей части не на открытую статистику, а на скрытую информацию» 5 типа прогнозируемых выплат по активам или ожидаемые перспективы деятельности корпораций реального сектора экономики6. Кроме того, важную роль в таких важных для макроэкономики событиях как банкротства банков и кредитные сжатия и пузыри на рынках активов играют т.н. самосбывающиеся прогнозы, учитывать которые макроэкономисты пока научились далеко не в полной мере7.

В-третьих, cуществующие макромодели предсказывают слишком быстрое восстановление экономического роста и не могут объяснить длительный характер кризиса, когда рецессия переходит в депрессию даже на фоне активной антикризисной деятельности монетарных властей8. Роберт Холл из Стэнфордского университета - не стремится предугадать будущие прорывы в макроэкономической теории - так как это, на его взгляд, невозможно, но предлагает хотя бы начать с усовершенствования имеющихся подходов.

Во-первых, по его мнению, надо понять, «почему рост безработицы не приводит к адекватному снижению заработной платы людей имеющих работу, к снижению издержек и более быстрому выходу из кризиса, какие институты или поведенческие стереотипы этому препятствуют?»

Во-вторых, в чем причины «затягивания кризиса потребительских ожиданий, когда население не возобновляет покупок товаров длительного пользования, то ли не будучи уверенным в устойчивости роста доходов, то ли не рассчитывая на размораживание кредитного рынка».

В-третьих, автор призывает подумать над тем, как «позволить кредиту играть важную роль в нормальные времена, но уменьшить его опасность в ходе кризиса». Традиционное банкротство здесь неприменимо (дефолт «Леман-Бразерс» обвалил мировую экономику), но и жертвовать эффектом масштаба и ограничивать размеры банков тоже не хочется. Один из выходов может состоять в том, чтобы обусловить (или закрепить законодательно) конвертацию долга в акции при начале кризиса.

В-четвертых, автор толкает читателя к поиску новых путей стимулирования экономики за счет мер денежно-кредитной политики даже при достижении процентными ставками нулевой границы, то есть фактически к тому, чтобы отыскать пути выхода из ликвидной ловушки за счет снижения процентной ставки ниже нуля.

Что все это означает для российской экономики и ее нового курса? Актуально ли для России, которая попала скорее в институциональную ловушку9, а не ловушку ликвидности, ускоренное развитие финансового сектора?

Вне всякого сомнения, актуально. Финансовый сектор России, по мировым меркам не очень велик – в 2009г. фондовый рынок и банковские кредиты составляли лишь около 70% ВВП, но с постепенным переходом к предоставлению ликвидности через каналы

5 N. Kocherlakova, Там же.

6 Мы в «Центре развития» в сотрудничестве с ИНП РАН в свое время (в 2005–2006 гг.) тоже делали попытку более глубокой, чем обычно, интеграции макромодели и модели финансового рынка в рамках НИРа для МЭРиТ России на тему: "Развитие модели финансов отраслей с переходом в ОКВЭД" (Руководитель проекта В.В.Миронов, руководитель со стороны соисполнителя – М.Н. Узяков).

1 этап: "Разработка модельного блока и сценарного прогноза развития основных отраслей топливно-энергетического комплекса России на период до 2015 г."

2 этап: "Разработка комплексной межотраслевой модели прогнозирования финансовых показателей отраслей экономики (с учетом ресурсов финансового рынка) и сценарного прогноза их развития на период до 2015 г." (http://www.dcenter.ru/customer.htm).

Правда при этом в качестве базовой использовалась не DSGE-model, а многоотраслевая модель на основе межотраслевого баланса (МОБ).

7 N. Kocherlakova, Там же

8На это указывает Robert N. Hall в новой статье Why Does the Economy Fall to Pieces after a Financail Crisis?// Journal of Economic Perspectives – Volume 24, #4-Fall 2010.

9 Институциональная ловушка, на мой взгляд, состоит в ренто-ориентированном поведении сконцентрированных в парламенте групп старой элиты (чиновники, сырьевики и естественные монополисты) при недостаточных законных возможностях для распыленных групп новых элит конкурировать с ними и модифицировать экономическую систему. Это фиксирует статус-кво при низком уровне эффективности старой экономической системы в новых пост-кризисных условиях.

Банка России, а не через покупку нефтяной валюты, его размеры и роль должны резко возрасти. Поэтом думать о повышении его ликвидности, совершенствовании регулирования и институциональной структуры необходимо уже сейчас.

Если опираться на достижения новой институциональной теории, то можно сказать, что развитие финансового рынка – одно из важнейших направлений новой стратегии реформ в России, так как повысит вероятность осуществления венчурного по своей природе инновационного сценария, успех которого, как показывает мировой опыт не гарантирован никому даже при казалось бы самой грамотной инновационной политике, а в значительной мере зависит и от удачи и от облечения поиска денег на инновации вне бюрократический процедур10.

 

Наконец, развитый финансовый сектор позволит российской экономике, которая в течение ближайших 10 лет точно будет по инерции ориентироваться на сырьевой экспорт, застраховаться от негативных последствий двух крайних сценариев при базовой экспортно-ориентированной траектории. Он позволит смягчать ценовые шоки, если цены на нефть на фоне ближневосточных революций вдруг начнут расти и в России вновь возникнет двойной макроэкономический профицит, связанный с притоком капитала и ростом положительного торгового сальдо, что приведет к слишком сильному укреплению рубля. Он сделает возможным более комфортное привлечение10 М.

а на внешних долговых и фондовых рынках усилится конкуренция за счет страдающих от долгового кризиса стран Еврозоны, США и Японии.

Именно невозможность стерилизовать приток рублевой выручки в 2000-х годах на развитом национальном финансовом рынке способствовала сохранению в России высокой фоновой инфляции, а значит и стремлению предприятий накапливать в ходе цикла значительные запасы материальных оборотных средств, что при снижении спроса в период кризиса наносило мультипликативно усиленный удар по производству. В результате львиная доля кризисного падения российской экономики и в 1998 и 2008-2009гг. приходилась в России на фактор запасов, доля даже большая, чем в ходе кризисов первой половины 20-го века в США (См. Таблицу ниже), которая там уменьшилась лишь с развитием логистики и снижением инфляции

Конечно, чрезмерному наращиванию запасов также способствовала огромная российская территория, кратно большее чем в Европе транспортное плечо российских производителей, неразвитые инфраструктура и логистика, культура корпоративного управления, однако инфляция также важна.

При эффективном и сбалансированном подходе к развитию финансового сектора, предполагающем нахождение правильного соотношения между банковским и фондовым сегментами, что статистически важно для увеличения доли финансового сектора в целом в ВВП11, при увеличению внимания к нему по сравнению со старым вариантом долгосрочной стратегии развитии России (где он получил меньше места, чем прочие важные, но не базовые инфраструктурные отрасли), страна постепенно (при целенаправленной и креативной финансовой политике и использования синергии от эффективного разделения финансовых функций между Москвой и Санкт-Петербургом) может стать и международным финансовым центром, несмотря на ее текущее низкое место в рейтинге финансовых центров мира.

Статистика : http://dcenter.ru/pdf/2011/fs_11-03.pdf

Наконец, развитие финансовой инфраструктуры и вывод на финансовый рынок большого количества новых предприятий позволит, российскому правительству перейти от раздачи «еды» нуждающимся к изготовлению и раздаче удочек для ловли рыбы, чтобы привыкшие к оголтелому патернализму российские предприниматели в большей степени полагались на свои усилия, а не на лоббирование своих интересов в правительственных кабинетах.

Внимательное изучение российской макроэкономической политики

выявляет наличие определенного парадокса или перевернутости ролей основных агентов политики по сравнению с международной практикой. И экономическая теория, и практика экономической политики в большинстве стран мира в последние годы все чаще приходят к выводу о том, что центральные банки должны концентрировать свое внимание на макроэкономической стабилизации, то есть на контроле за инфляцией, а возможно, и другими ценовыми параметрами (недопущение пузырей на фондовых рынках, рынках жилья и т.д.). Бюджетная политика при этом может выполнять различные функции, но очевидно, что за счет политики по развитию инфраструктуры бюджет выполняет задачу по обеспечению условий для экономического роста в средней и долгосрочной перспективе.

В России же ситуация ровно обратная. Министерство финансов является основным агентом по сохранению макроэкономической стабильности и контролю над инфляцией. Центральный банк при этом большую часть времени стремится проводить политику по стимулированию экономического роста - как минимум, по поддержанию на плаву российской промышленности. Эта традиция началась еще в 1992 году, когда в ответ на стабилизационную политику Правительства, Центральный банк стал предоставлять предприятиям централизованные кредиты. В последние 8-10 лет основной мерой по стимулированию экономического роста и поддержанию промышленности со стороны Банка России является удержание курса на более дешевом уровне, чем наблюдался при плавающем курсе.

Популярность этой меры базируется на мнении, что именно низкий обменный курс рубля способствовал быстрому восстановлению российской экономики в 1999 году. При этом не учитывается тот факт, что девальвация 1999 года привела не только к удешевлению российских товаров по сравнению с импортными, но и к снижению долговой нагрузки на российские компании. Из-за инфляции, сопровождавшей девальвацию, стоимость накопившихся неплатежей, других долгов и доля зарплат в стоимости продукции резко снизились, что и стало одной из причин столь сильного влияния девальвации на экономический рост. С высокой степенью уверенности можно предположить, что девальвация меньшего масштаба, проведенная в других условиях, не будет иметь столь значительного влияния на экономический рост. Поэтому эффективность политики ЦБ по поддержанию несколько заниженного обменного курса в период 2000 - 2008 гг вряд ли была сравнима с эффектом девальвации в 1999 году. При этом очевидно, что в условиях высоких цен на нефть и большого притока капитала именно эта политика, не подкрепленная адекватными мерами по стерилизации влияния притока капитала на денежную массу, и способствовала сохранению в России относительно высокой инфляции.

Уровень, как говорят экономисты, долларизации, т.е. распространенности практики построения портфеля сбережений из нескольких валют, оставался высоким. Население оставалось настороже и было готово быстро менять валютную композицию своих сбережений. Живучесть долларизации связана с ее институционализацией: за время высокой инфляции в России возникли многочисленные институты, снижающие издержки по переводу сбережений из одной валюты в другую (валютные счета в банках, многочисленные обменные пункты и т.д.). Как результат, Центральный банк был лишен возможности снижать процентные ставки в самый острый период кризиса - ноябре-марте 2009 года, а федеральный бюджет в тот же период был лишен возможности наращивать расходы, так как это подрывало доверие к стабильности валюты. В результате российская экономика серьезно пострадала в рамках текущего кризиса именно из-за того, что за последние годы ей так и не удалось снизить инфляцию до того уровня, когда население потеряет интерес к постоянному мониторингу курса валюты, а институты, поддерживающие долларизацию, перестанут быть коммерчески выгодными. Из всех уроков кризиса этот - самый важный. Он показал, что России сейчас необходимо перейти к политике, повышающий уровень доверия к валюте. Единственным возможным способом является устойчивое снижение инфляции и ее стабилизация на низком уровне.

 

СТАТЬЯ САУРЕНКО

В современной стратегии инновационного развития России превалирует концепция формировапния национальной инновационной системы (НИС)», главную роль в которой, по традиционному определению этого термина, играет не государство, не наука, а фирма, то есть малый, средний и крупный бизнес, который сейчас «придавлен» национальным бюрократическим классом и, в силу этого, вряд ли может взять на себя роль инновационного лидера. Наряду с этим, анализируя роль корпораций в будущем мировом инновационном процессе и в национальных инновационных сетях, важно отметить, что исследования ЮНКТАД о воздействии новых технологий и инноваций на уровне отдельных фирм обнаруживают, как правило, их положительное воздействие на эффективность, результаты работы и увеличение доли на рынке. Однако наиболее сильно оно проявляется в том случае, если дополняется другими изменениями в управлении фирмой – организационной перестройкой, ростом квалификации работников и менеджмента. Кроме того, как показывает мировой опыт, макроэкономическая отдача от развития науки и инноваций связана не только с развитием технологий как таковых, но и с активизацией процесса технологической рекомбинации и изменений как таковых. Таким образом, только демонополизация и стимулирование конкуренции, с одной стороны, и целенаправленные вложения в образовательные программы на уровне корпораций с другой стороны, создадут фирмы-инноваторы.

Отсутствие готовности российского бизнеса превращаться в фирмы-инноваторы и сомнительность выполнения бизнесом роли инновационного лидера в России обуславливают поиск новых моделей инновационного развития. Практика мирового инновационного развития демонстрирует достаточное распространение концепции НИС, которая отражена в национальной стратегии России, концепции «треугольника» Г.Сабато, апробированной в Японии, которая исходит из превалирования государства в национальном инновационном развитии. Вместе с тем одна из наиболее проработанных новых концепций развития мирового инновационного процесса получила название концепции «тройной спирали». Она «основана, с одной стороны, на тезисе о доминирующем положении институтов, ответственных за создание нового Знания (информационное общество – общество Знаний), а с другой стороны - о важности сетевого характера взаимодействия участников инновационного процесса в рамках так называемых «стратегических инновационных сетей», где происходит своего рода пересечение трех множеств отношений (внутрифирменных, внутригосударственных и внутриуниверситетских) и создание гибридных институциональных форм, снижающих неопределенность»13. Такая концепция имеет сильные исторические основания для произрастания в России, где роль лидеров в новой инновационной системе могут взять на себя российские университеты. Это обстоятельство обусловлено как ментальностью, так и системой отношений между двумя другими потенциальными лидерами в сфере инноваций – государством и бизнесом -, которые на время дестабилизированы двумя десятилетиями противоречивого взаимодействия: в 1990-е годы роль государства была чрезмерно «минимизирована»; а в 2000-е годы – маятник, наоборот, сильно качнулся в сторону тотальной бюрократизации и выстраивания властной вертикали.

Выполнение университетами роли лидеров инновационного процесса ведет к трансформации и значимости роли государства в инновационных сетях, которая также становится приоритетной, хотя в новых концепциях оно не занимает доминирующей позиции.

Во-первых, государство должно контролировать процесс диффузии инноваций и создавать при необходимости условия для набора ими критической массы14.

Во-вторых, высокие фиксированные издержки и риски при развитии инновационной активности становятся важным барьером для российских фирм, получившим инновационный импульс от университетов, при выходе на новые для них рынки. Это повышает важность развития частно-государственного партнерства в этой сфере.

В-третьих, говоря о новой роли государства в инновационном процессе, важно иметь в виду, что использование результатов науки и инноваций в экономической деятельности – это, как правило, не результат политики на уровне фирмы или уполномоченных государственных структур, а результат совместно выработанной средне- и долгосрочной стратегии. Это связано с тем, что современный рынок Знаний и инноваций все большим количеством специалистов характеризуется как несовершенный, т.е. как рынок, где частная и общественная отдача от инвестиций может сильно отличаться. В силу этого необходима правильная государственная политика, направленная на предотвращение недоинвестирования в Знания и состоящая в создании побудительных мотивов для экономических субъектов всех форм собственности к созданию Знаний и инноваций15. Как вариант, возможно и «принуждение к инновациям», но не путем административного давления, а на основе введения новых жестких стандартов к качеству продукции и Знаний16.

В-четвертых, при разработке национальной стратегии развития инноваций в будущей экономике важно осознавать, что, как показывает анализ мирового опыта, инновационные структуры имеют четко выраженную страновую, отраслевую и секторальную специфику, и страны даже с близким уровнем социально-экономического развития не могут заимствовать успешные примеры научной и инновационной стратегии друг у друга, ориентируясь на конечный результат. В каждом отдельном случае необходим осмысленный выбор специфического для каждой страны сочетания из набора возможных политик и мер. Обсуждаемая Стратегия с этой точки зрения нуждается в серьезном переформатировании при сохранении созданных в ней солидных заделов.

 

При этом авторы Стратегии, несмотря на понимание вынужденного в условиях сильнейшей степени неопределенности прав собственности сдержанного отношения российского населения и бизнеса к инновациям, призывают к совершенствованию т.н. «национальной инновационной системы (НИС)», главную роль в которой, по традиционному определению этого термина, играет не государство, не наука, а фирма, то есть малый, средний и крупный бизнес, который сейчас «придавлен» национальным бюрократическим классом и, в силу этого, вряд ли может взять на себя роль инновационного лидера.

 

При этом в экспертной среде сейчас выдвигается гипотеза о формировании в ближайшие десятилетия новых моделей инновационного развития, которые отличаются как от модели национальной инновационной системы (НИС)11, где главным двигателем являлись фирмы, так и от модели «треугольника» Г. Сабато, которая исходила из превалирования государства, как это было в Японии12.

Одна из наиболее проработанных новых моделей развития мирового инновационного процесса получила название концепции «тройной спирали». Она «основана, с одной стороны, на тезисе о доминирующем положении институтов, ответственных за создание нового знания, а с другой стороны, о важности сетевого характера взаимодействия участников инновационного процесса в рамках т.н. «стратегических инновационных сетей», где происходит своего рода пересечение трех множеств отношений (внутри-фирменных, внутри-государственных и внутри-университетских) и создание гибридных институциональных форм, снижающих неопределенность»13. Структурный характер

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.