Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Воспитательная функция морали



Введение

Не в том суть жизни, что в ней есть,

но в вере в то, что в ней должно быть...

(И. Бродский)

Для начала моего эссе следует дать ответ на вопрос «Что же есть такое мораль (нравственность)?». Но оказалось, что не существует единого, бесспорного определения морали. Мораль – это больше, чем совокупность фактов, которая подлежит обобщению. Мораль -- не просто то, что есть. Она скорее есть то, что должно быть. Она очерчивает внутреннюю смысловую границу человеческой деятельности, которую задаёт сам человек. Она позволяет и обязывает человека рассматривать собственную жизнь и окружающую действительность так, как если бы они зависели от его выбора. Мораль не тождественна высшему смыслу, последней цели существования человека и общества. Ее назначение иное -- соединить личностный смысл с высшим смыслом, нацелить человека на последнюю цель. При этом не имеет принципиального значения, существует ли на самом деле высший смысл, последняя цель или нет. Мораль исходит из того, что они существуют. Даже в тех случаях, когда жизнь рассматривается как бессмысленная суета, самой этой суетливости придается обязывающее, нравственно-императивное значение («живи одним днем», «лови мгновение» и т.п.); бессмысленность становится своего рода смыслом. Через мораль жизнь человека и общества приобретает цельность, внутреннюю осмысленность. Вернее: цельность, внутренняя осмысленность жизни и есть мораль.


Воспитательная функция морали

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом.

Мораль делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и "высшими" соображениями. Поведение человека единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем. Так подросток после отрицательной оценки родителей, учителей, сверстников (скорее всего последних), приучается размышлять над своими поступками и соотносить их с моралью общества. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования моральных норм.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Хороший пример морального воспитания, в общем - это образовательная система в школе. Возьмем уроки литературы.

"…То литературное произведение нравственно и должно быть отобрано для изучения в школе, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении" (К.Д. Ушинский)

Обладая огромной силой воздействия, художественная литература способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире, развивает нравственные или, как мы говорим, высокие чувства.

Традиционное изучение литературы, конечно, показывает, что приобретение учащимися специальных знаний по литературе еще не гарантирует их нравственной воспитанности, проявляющейся в общении и поведении. Усиление роли духовно-нравственного может проявляться в формировании умения воспринимать мир чувств и переживаний героев художественного произведения. Когда учитель обращается к личному жизненному опыту учащихся, они именно на основе собственных наблюдений, собственного опыта начинают постигать, что каждое событие дня, каждый рассказанный ими эпизод имел свое начало и свой конец, каждый из них был наполнен содержанием.

Подростковый возраст - это один из самых трудных периодов жизни ребенка. Желание подростка самоутвердиться, доказать свою "взрослость" проявляется чаще всего в неумении и нежелании считаться с теми, кто с ним рядом. Именно в этот момент детям нужна поддержка и понимание взрослого. В школе, понимая всю важность нравственных проблем для учащихся, учитель, используя художественные тексты и акцентируя их внимание на нравственные оценки героев, показывает множество "моделей" человеческого поведения и общения.

Так ребенок в первую очередь в рамках семьи (когда родители показывают модели поведения), а затем в рамках школы начинает постигать нормы общества, приучается сравнивать их со своими поступками и обретает возможность нравственного самоопределения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.