Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь

Слово «конституция» происходит от латинского слова «constitution» - установление, устройство. Конституция - это Основной Закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

Конституцию можно определить как нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует второе название - Основной Закон.

Все современные конституции, по меньшей мере, закрепляют два важных аспекта, которые составляют предметы конституционного регулирования:

провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;организацию государственной власти, а часто и определение основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должны стремиться общество и государство.

Конституция отличается от других правовых актов.

Во-первых, Конституция устанавливает особый объект регулирования. Чаще всего в конституциях регулируется механизм решения общегосударственных вопросов.

Во-вторых, Конституция принимается особым субъектом. Существуют различные способы принятия конституций. Например, основные законы Лихтенштейна, Непала были «дарованы» народу монархом. Такой же характер носили конституции, данные Великобританией своим колониям в ходе деколонизации африканского континента.

Общепризнанные легитимные способы принятия конституции - с помощью учредительного собрания или референдума. Первым способом, например, была принята ныне действующая Конституция США (Конституционным конвентом в 1787 году), а также Конституции Италии (1947 год), Индии (1948 год), Болгарии и Румынии (1991 год); а вторым (референдумом) - во Франции (1958 год), Испании (1978 год), Российской Федерации (1993 год), Армении (1995 год).

Во многих странах конституция принимается парламентом (Украина - 1996 год, Молдова - 1994 год, Узбекистан - 1992 год, Грузия, Польша, Нидерланды, Вьетнам, Мозамбик и др.).

В Республике Беларусь Конституция была принята в 1994 году, а в 1996 и 2004 годах в нее были внесены некоторые изменения, принятые на референдуме. Конституция - Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой, имеющий обычный (неписаные конституции) либо особый (писаные конституции) порядок своего изменения, закрепляющий основы государственного и общественного строя, формы правления, государственного устройства, принципы избирательной системы, порядок формирования и компетенцию основных государственных органов, регулирующий важнейшие общественные отношения между личностью, с одной стороны, государством и обществом - с другой. Конституции обладают следующими функциями, то есть государственно-общественным предназначением и способами его реализации:

Юридическая - Конституция Республики Беларусь является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений.

Политическая - Конституция Республики Беларусь определяет государственный строй, основы отношений личности с государством, является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы.

Экономическая - Конституция Республики Беларусь закрепляет две формы собственности: государственную и частную (статья 13).

Социальная - Конституция Республики Беларусь (статья 1) провозглашает наше государство социальным.

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств - юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеют свою специфику и во многом зависят от содержания конституции.

Указанные свойства позволяют установить место конституции в общей системе правовых источников государства, определить ее влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества. В силу того что Конституция Республики Беларусь прежде всего юридический документ, рассмотрим сначала юридические свойства.

Юридические свойства Конституции:

Конституция является главным, Основным Законом страны. Это означает, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

Конституция — основной, первичный источник национального законодательства. Поэтому она является ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в тексте Конституции Республики Беларусь ссылка на закон делается примерно сто раз.

Конституция закрепляет правовой статус органов государственной власти и определяет иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что сама Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам.

Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, то есть необходимостью базирования этих актов на Конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с Конституцией.

Юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений.

Стабильности Конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия.

Политические свойства Конституции:

Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, в котором закрепляется организация государственной власти, ее взаимоотношения с различными силами общества - партиями, объединениями, союзами и т.д. В этом ее первое политическое свойство.

Конституция обладает учредительным характером, то есть посредством ее норм создаются определенные базовые ценности либо меняются те, которые были до нее.

Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы. В этом смысле она содержит ориентиры развития государства и общества. Конституция, содержит нормы-цели, определяющие направления движения всех участников политического процесса. Практически все современные (демократические) конституции содержат нормы-принципы, нормы-цели, которые являются основой для реальных действий межгосударственных институтов (органов представительной, исполнительной, судебной властей) в настоящем, а не в каком-то отдаленном, хотя и обозримом будущем.

Идеологические свойства Конституции:

В конституционных нормах формируется определенная система взглядов и идей. Идеологические установки пронизывают все содержание Конституции. В ней отмечена роль государства, его отношения с обществом и индивидами, права и свободы человека.

Конституция - это мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей.

Но эти идеологические свойства, как свидетельствует мировой опыт, по-разному проявлялись в отдельных конституциях и на различных этапах конституционного развития.

Современные конституции, к которым относится и действующая Конституция Республики Беларусь, свободны от явных идеологических «нагрузок». Демократия в Республике Беларусь, как это закреплено в статье 4 Конституции Республики Беларусь, осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. При этом следует иметь в виду, что согласно части второй указанной статьи идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Существующая ныне Конституция Беларуси лишена таких радикальных идеологических определений и установок, как «социалистическое государство», не несет классового характера. Более того, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение (статья 33).

Вместе с тем Конституция Республики Беларусь содержит политические и правовые концепции, принципы функционирования государственно-правового механизма, взаимоотношения государства, общества и человека.

Таким образом, в Конституции формулируются фундаментальные ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним можно отнести правовое, демократическое, социальное государство; многообразие форм собственности; признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства; демократию, свободу, достоинство, семью, особую заботу о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, и другое.

Конституция Республики Беларусь является правовой основой белорусского государства. Она определяет, что Республика Беларусь - унитарное, демократическое, социально-правовое государство. Республика Беларусь обладает полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью и целью общества и государства. Конституция Республики Беларусь определяет основы государственного строя, деятельность политических партий и общественных организаций.

Слово “конституция” происходит от латинского constitutio – установление, строение.

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами) .

В чисто формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует другое название – Основной Закон. Ранее предыдущие конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее название). Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее преамбуле.

Однако для определения конституции чисто формальной констатации ее основополагающего значения как акта высшей юридической силы недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого формального значения должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции, по меньшей мере, закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

Определение сущности конституции имеет важное значение для понимания этого документа, выявления тех целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально, с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и выражаемых ими взглядах. Поэтому нередко Конституция – это итог компромисса между ними, например, между правящими силами и оппозицией. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как юридически закрепляющей общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе .

Юридические, политические и идеологические свойства конституции

Любая конституция обладает совокупностью различных свойств – юридических, политических и идеологических. Их соотношение и степень выраженности в каждой стране имеет свою специфику. Степень их выраженности во многом зависит от содержания конституции. Указанные свойства позволяют установить место конституции в общей системе правовых источников государства, определить ее влияние на политическое, экономическое, социальное, духовное развитие общества. В различные периоды развития отдельной страны свойства конституции и соотношение между ними изменялось.

В силу того, что конституция – прежде всего, юридический документ, рассмотрим вначале ее юридические свойства. Это тем более важно, что право и политика взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

Как уже указывалось, конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Она – основной, первичный источник национального права. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз.

Благодаря закрепленному в конституции правовому статусу органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующие правила (о верховенстве конституции) закрепляются в самом основном законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий юридический вес нежели Конституции. 25 августа 1991 года. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой, нежели Конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, т.е. необходимости базировать их на конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно в переходных положениях конституции на это обращается внимание.

Так, сначала в Законе от 15 марта 1991 года “О порядке вступления в силу Конституции”, а затем в разделе IX Конституции “Заключительные и переходные положения” предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие Конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции Республики Беларусь. Установить факт несоответствия ранее принятого акта новой Конституции – это, прежде всего, обязанность того органа, который его издал. Именно по этой причине в Постановлении Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13 апреля 1994 года “О первоочередных мерах по реализации Конституции 1994 года” предусматривалась необходимость проанализировать ранее принятые акты на предмет соответствия их Конституции и при выявлении расхождений внести соответствующие коррективы. Наряду с этими органами определенной автономией обладают правоприменители, которые могут применять лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат Конституции. Однако при неустранении противоречий в самом акте путем внесения в него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких актов или их отдельных положений недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (в Республике Беларусь – Конституционный Суд).

Следующим важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко это зависит от стабильности общественных отношений. Образцом стабильности является Конституция США, которая была принята в 1787 году и действует уже более двухсот лет; в нее внесено всего 27 поправок. В свою очередь, во Франции было принято полтора десятка конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция. Оптимальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее норм с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий.

№11 Основы конституционного строя Республики Беларусь

Понятие конституционного строя необходимо рассматривать в двух аспектах: формальном и содержательном. С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как устройство государства и общества в соответствии с конституцией. Однако при этом необходимо учесть и содержательный аспект конституционного строя, выяснить, насколько демократично данное государство, поскольку современная концепция конституционного права исходит из того, что государство признается конституционным не только по факту наличия конституции, но и по степени ее демократичности, по тому, как она соблюдается.

Таким образом, исходя из формального и содержательного аспектов понимания сущности конституционного строя, можно дать ему следующее определение. Конституционный строй – это способ организации государства, установленный в нем порядок, при котором гарантируется соблюдение такого объема основным прав и свобод человека и гражданина, который соответствует общепризнанным международным стандартам, а государство действует в соответствии с конституцией и иным законодательством. В литературе приводятся и иные определения конституционного строя. К примеру, известный российсткий государствовед М.В.Баглай под конституционным строем понимает «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией»3. Однако, существующие дефиниции конституционного строя по своей сути не противоречат друг другу, в них идет речь об одном и том же, только с использованием различных словесных формулировок.

Делая обобщенный вывод, можно сказать, что конституционный строй представляет собой объемное, широкое понятие, поскольку он включает в себя все стороны жизни общества и государства. Его структура складывается из четырех основных элементов, которые представляют собой системы общественных отношений в соответствующих сферах жизни общества. Такими системами являются:

политические отношения (в т.ч. в области внешней политики); экономические отношения;социальные отношения (в узком смысле слова); духовно-культурные отношения.

Эта классификация в значительной мере условна. Далеко не всегда можно провести четкую грань, например, между отношениями экономическими и социальными, а уж политический фактор присутствует практически в большинстве общественных отношений, отнесенных к другим группам. Иными словами, изучая понятие и содержание структурных элементов конституционного строя, следует иметь в виду, что некоторые общественные отношения могут одновременно относиться к двум (и более) его классификационным группам. К примеру, отношения в области образования относятся как к социальной, так и к духовно-культурной сферам, т.е. носят пограничный характер. Ведь от уровня образования, как правило, зависит социальное продвижение человека и в значительной мере его общественный статус. Одновременно без должного образования не может быть культуры и полноценной духовной жизни.

Каждый из элементов конституционного строя тесно взаимодействует с остальными элементами, причем это именно взаимодействие, а не одностороннее воздействие одного вида отношений на другой вид отношений.

Поскольку конституционный строй включает все общественные отношения, складывающиеся в обществе, то в его закреплении участвуют не отдельные правовые нормы и даже не отрасли права, а все законодательство. Ведущее же место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй, принадлежит нормам Конституции. Это обусловлено тем, что Конституция обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства.

Вместе с тем, среди самих конституционных норм выделяются нормы, содержащиеся в первом разделе Конституции Республики Беларусь, который называется «Основы конституционного строя». Значение данного раздела Конституции исключительно велико, само его название говорит, что здесь сосредоточены базовые, основополагающие нормы, которые как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретнее – развиваются в последующих разделах и главах Конституции. Иными словами, в статьях первого раздела изложена квинтессенция (сущность) всей Конституции. Таким образом, под основами конституционного строя понимаются главные устои государства – его основные принципы, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Вместе с тем, отмечая основополагающий характер норм первого раздела Конституции Республики Беларусь, следует говорить об этом с определенной условностью, поскольку Основной Закон не закрепляет их особый статус и юридические свойства. Думается, в Конституции Республики Беларусь следовало бы указать (как это сделано в Основном Законе Российской Федерации – ч.2 ст.16), что ее другие положения не могут противоречить основам конституционного строя. Это означало бы, что нормы первого раздела Конституции реально, а не условно обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее нормам.

№12 Конституционно-правовой статус личности в Республике Беларусь.

 

Термин «право» имеет два значения. В объективном смысле – это совокупность (система) установленных и гарантированных государством общеобязательных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, возникающие и функционирующие в данном государстве. Применительно же к рассматриваемой теме, право будет выступать в субъективном значении – как закрепленная в Конституции или ином законодательном акте возможность (мера) определенного поведения человека (право на забастовку, право на участие в культурной жизни, право свободного передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь и др.). Однако большая часть прав предполагает возможность получения лицом определенных и гарантированных государством материальных либо духовных благ (право на образование, право на жилище, право на социальное обеспечение и др.).

Понятие «свобода» по своему содержанию во многом схоже с субъективным правом. Юридическое различие между ними провести зачастую довольно сложно. Не случайно, законодатели как зарубежных стран, так и нашего государства в ряде случаев свободу воспринимают как право. Например, в соответствии со ст.50 Конституции Республики Беларусь, право каждого пользоваться родным языком и выбирать язык общения гарантируется свободой выбора языка воспитания и обучения. В данной норме термины «право» и «свобода» используются совместно, их значения здесь как бы переплетаются и взаимно обуславливают друг друга, границы между ними в определенной мере подвижны, а в некоторой степени – даже и условны.

Вместе с тем, рассматриваемые понятия не во всех случаях являются идентичными. «Право» - выступает как более четкая и конкретная юридическая категория, т.е. варианты его использования обозначаются в нормативных актах, как правило, исчерпывающим образом. «Свобода» же чаще всего воспринимается как более широкое понятие - как великое достояние человека, как некая совокупность всех его прав и свобод. В этом значении «свобода» отличается от конкретных индивидуальных прав, она может иметь много вариантов осуществления, причем некоторые из них невозможно отразить в юридических нормах (к примеру, как гарантировать свободу слова на дружеских встречах, в семейных делах и т.д.).

В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданского общества), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, науки, культуры, социальной защиты населения. Общество без свободы в конечном итоге приходит к обратному результату - застою и деградации экономики и культуры, к подавлению энергии, инициативы человека, остановке социального прогресса. Вместе с тем современное конституционно-правовое учение о свободе исходит из того, что она не может быть абсолютной. Автономия личности должна находиться в таких пределах, чтобы при реализации своих прав она не нарушала законные интересы других субъектов правоотношений, т.е. мера свободы, ее границы должны быть определены законом. Иными словами, Конституция связывает права и свободы с обязанностями личности. «Обязанность» - это категория противоположная по своему значению «праву». Ее можно определить, как установленную законом необходимость совершать какие-то действия, либо воздерживаться от их совершения. Конституционные права, свободы и обязанности являются основными, потому что они определяют наиболее важные, существенные отношения и связи между государством и гражданином. Они находят свое развитие и конкретизацию в нормах текущего законодательства – административного, трудового, гражданского и др.

Права человека следует рассматривать как основу конституционализма, паскольку главный смысл создания конституции как раз заключается в обеспечении свободы и безопасности человека и, прежде всего, от произволства государственной власти.

Идея о том, что люди от рождения cвободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естесвенных) прав легла в основу первых конституционных актов, принимавших в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII-XVIII веков. Теоретические основы таких подходов заложили выдающиеся мыслители англичанин Джон Локк, французский философ Жан Жак Руссо и другие.

Первым правовым актом в области прав человека был Билль о правах (Хабеас корпус акт), принятый в Англии в 1689 году. Главным его содержанием является защита человека от незаконного ареста. Согласно этому закону, человек, которого арестовали, имел право обратиться в суд и судья должен был объяснить причину его ареста. Этот закон ограничивал произвол абсолютизма феодального государства.

Несколько позже акты в области прав человека были приняты в других странах. В частности, в США – «Декларация независимости» (1776г.), послужившая основой для разработки и принятия Конституции США (1789г.); во Франции – знаменитая «Декларация прав человека и гражданина» (1789г.). Эти нормативные акты актуальны до сих пор. Например, французская «Декларация прав человека и гражданина» служит преамбулой ныне действующей Конституции Франции 1958 года.

В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократичным, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права. В последствии они стали и институтом международного права. Первым международно-правовым актом системного изложения прав человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В этом историческом документе (ст.1) провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия. Всеобщая декларация прав человека содержит в себе основополагающие принципы прав человека. Государства (в том числе и Республика Беларусь), подписавшие ее, ставят перед собой задачу уважать эти права и свободы, принципы, на которых строится вся система основных прав и свобод человека, строить свое законодательство на основе провозглашенных международных норм – принципов: свободы, гуманизма, равноправия.

В зависимости от субъектов права и свободы подразделяются на: права и свободы человека; права и свободы гражданина;

Содержание этих понятий несколько различается. Права и свободы гражданина предопределены его правовой принадлежностью к государству. Когда речь идет о правах и свободах человека, то имеется виду их естественная природа происхождения, то есть они принадлежат человеку уже в силу рождения. Гражданин же, наряду с естественными правами, обладает и некоторыми дополнительными, которые ему предоставляются государством и которыми не вправе пользоваться лица, не являющиеся гражданами соответствующего государства. Например, только гражданин обладает избирательным правом, только на него возлагается обязанность защищать отечество и т.д.

В некоторой мере разграничения понятий «права человека» и «права гражданина» обусловлены наличием в юридической науке двух направлений по данной проблеме: естественно-правового и позитивистского. Сторонники первого подхода исходят из признания прав в силу природы самого человека, а закон, по их мнению, выступает лишь как средство фиксации уже существующих этих прав. В то же время позитивисты полагают, что права могут дароваться человеку только государством, которое их определяет и закрепляет в законе.

Вместе с тем, в современных условиях обе концепции прав человека и гражданина взаимодействуют, между ними нет противостояния, они как бы дополняют друг друга. Ведь сегодня общепризнанно, что есть права, которые действительно являются прирожденными (право на жизнь, на личную неприкосновенность и др.). Однако, без юридической определенности и защиты они не могут обеспечиваться в полной мере.

В тоже время нельзя не согласиться с тем, что есть права, которые могут быть реализованы лишь в результате правотворческой деятельности государства. При этом важно, чтобы данная деятельность основывалась на принципах гуманизма, свободы, справедливости и др. Только при таком подходе позитивизм может получить свое достойное развитие.

№13 Избирательная система Республики Беларусь. Референдум.

Избирательная система - порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.
1. Мажоритарная система относительного большинства.
Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Такие случаи достаточно редки, и законодательным разрешением ситуации обычно бывает жребий. Такую систему применяли в качестве единственной для выборов какой-либо палаты парламента (или обеих палат) 43 государства, в том числе США и ряд государств - членов британского Содружества наций.

2. Мажоритарная система абсолютного большинства.
От только что рассмотренной системы она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается) ; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов.

3. Мажоритарная система квалифицированного большинства.
При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

4. Система единственного непередаваемого голоса.
Эта система, также весьма редкая (применялась, в частности, до недавнего времени в Японии), считается полупропорциональной, так как меньше искажает соотношение сил между политическими партиями, чем обычная мажоритарная система. Система заключается в том, что в многомандатном избирательном округе избиратель голосует за одного кандидата, а не за список кандидатов от какой-либо партии, как при обычной мажоритарной системе. Избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов (т.е. относительное большинство).

5. Система пропорционального представительства политических партий.
Главная идея этой системы, как уже отмечалось выше, заключается в том, чтобы каждая политическая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов избирателей. В принципе это справедливо, но, как говорится, недостатки суть продолжения достоинств. Пропорциональная избирательная система гарантирует представительство даже для относительно мелких партий, что при парламентарной или смешанной форме правления создает сложные проблемы при формировании правительства и в дальнейшем, в ходе его деятельности. Разумеется, проблемы возникают в случае, когда ни одна партия или устойчивая коалиция партий не имеет в парламенте устойчивого большинства, а такой ситуации пропорциональная система благоприятствует. Это один (но не единственный) ее существенный дефект.

6.Смешанные системы. В ряде стран с целью соединить выгоды от различных систем и избежать их недостатков или хотя бы эти недостатки существенно смягчить создаются избирательные системы смешанного характера, в которых тем или иным образом сочетаются элементы как мажоритарной, так и пропорциональной систем.

Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.

Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается. С момента введения поста Президента в Республике Беларусь выборы Президента проходили дважды: в 1994 году и в 2001 году.

Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание Республики Беларусь – состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства.

Верхняя палата Парламента – Совет Республики – является органом территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

 

Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета. В выборах депутатов местных Советов депутатов наравне с белорусскими гражданами участвуют граждане Российской Федерации.

В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принятая на республиканском референдуме 1996 года; Избирательный кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии.

Избирательный кодекс Республики Беларусь, принятый в 2000 году, объединил в себе правовые нормы, регулирующие четыре вида выборов, проведение референдумов и организацию отзыва депутатов и членов Совета Республики. Кодекс состоит из двух частей - Общей и Особенной, 10 разделов, 29 глав, 156 статей.

Общая часть регулирует основные принципы избирательной системы, референдума, отзыва депутата, порядок образования избирательных округов, участков для голосования, составления списков граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. В ней содержатся полномочия Президента Республики Беларусь и государственных органов в организации подготовки выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики. В Общей части определена система комиссий по проведению выборов Президента, депутатов, референдума, голосования об отзыве депутата, регламентируются порядок образования, полномочия и организация работы комиссий.

В Особенной части последовательно изложены все процедуры, связанные с выборами Президента, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов, членов Совета Республики. В данной части содержатся разделы о референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные комиссии. Избирательным кодексом определен высокий статус избирательных комиссий, которые в пределах своих полномочий независимы от государственных органов и органов территориального общественного самоуправления. Предусмотрена возможность образования комиссий в плюралистическом составе. Возглавляет систему избирательных комиссий Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Порядок образования Центральной комиссии определен Конституцией Республики Беларусь. Центральная комиссия является независимым органом, который формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики в количестве 12 человек сроком на 5 лет. Кандидатуры в состав Центральной комиссии рекомендуются совместными представлениями областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующих исполнительных комитетов. Члены Центральной комиссии, являющиеся членами политических партий, обязаны приостановить свое членство в партии и в период работы в комиссии не могут принимать участия в деятельности партии, а также выполнять ее поручения.

Подготовку и проведение выборов Президента обеспечивают территориальные избирательные комиссии, образуемые в пределах области, города Минска, районов, городов областного подчинения, районов в городах, а также участковые избирательные комиссии.

Проведение выборов депутатов Палаты представителей возложено на окружные и участковые избирательные комиссии.

Выборами депутатов местных Советов депутатов занимаются территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения), поселковые и сельские; окружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы депутатов и территориальные, которые в городе Минске осуществляют функцию окружных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, и участковые избирательные комиссии.

Окружные и территориальные комиссии образуются по совместному решению президиумов соответствующих местных Советов депутатов и исполнительных комитетов. Участковые, а также городские (в городах районного подчинения), поселковые, сельские территориальные избирательные комиссии формируются исполнительными органами.

Избирательным кодексом предусмотрено сохранение полномочий территориальных избирательных комиссий по выборам в местные Советы до назначения выборов в местные Советы нового созыва. Это позволяет названным комиссиям проводить выборы депутата вместо выбывшего, голосование об отзыве депутата местного Совета и дает возможность возлагать на эти комиссии полномочия комиссий по выборам Президента и комиссий по референдуму. Такой порядок обеспечивает преемственность в работе комиссий и позволяет сохранить кадровый потенциал организаторов выборов.

Избирательное законодательство Республики Беларусь гарантирует демократический характер выдвижения кандидатов в Президенты, депутаты, в члены Совета Республики.

Кандидаты в депутаты могут выдвигаться тремя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора подписей избирателей. Самый простой способ выдвижения – от партии. Закон предоставляет право высшему партийному органу одновременно выдвинуть кандидатов во все 110 избирательных округов по выборам депутатов Парламента при условии, что партия зарегистрирована Министерством юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов и имеет на территории избирательных округов нижестоящие структуры. Аналогичным образом на местном уровне происходит выдвижение кандидатов в депутаты местных Советов, при этом выдвижение осуществляют местные руководящие структуры партий.

При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в округе, при выдвижении кандидатом в депутаты областного, Минского городского Советов – не менее 150, районного, городского (города областного подчинения) – не менее 75, а городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета – не менее 20 избирателей.

Выдвигать кандидатов в депутаты Палаты представителей могут избиратели в трудовых коллективах, насчитывающих не менее 300 работающих, а кандидатов в депутаты соответствующих местных Советов – такое же количество избирателей, как и при сборе подписей. Выборы проводятся по одномандатным избирательным округам, образуемым соответствующими избирательными комиссиями с соблюдением принципа равенства: разница между числом избирателей в избирательных округах не должна, как правило, превышать 10 процентов.

В Избирательном кодексе содержатся нормы, обеспечивающие гарантии деятельности и права кандидатов, закрепляется равенство прав и обязанностей кандидатов, регулируются права кандидатов на пользование средствами массовой информации, проведение предвыборной агитации, использование помощи доверенных лиц.

Всем кандидатам в Президенты, в депутаты Палаты представителей предоставлено право на бесплатные выступления по государственному телевидению и радиовещанию, а также на бесплатное опубликование в печати своей предвыборной программы. Государство берет на себя расходы по изготовлению информационных материалов о кандидатах, бесплатно предоставляет им помещения для встреч с избирателями.

В соответствии с избирательным законодательством кандидат при выдвижении представляет в комиссию сведения биографического характера, которые в определенном объеме затем доводятся до сведения избирателей. Такая норма способствует более полному информированию избирателей.

При проведении предвыборной агитации все кандидаты на выборные должности уравнены в своих финансовых расходах, так как выделенные из государственного бюджета на эти цели средства аккумулируются избирательными комиссиями и распределяются поровну между кандидатами для того, чтобы они имели возможность изготовить свои предвыборные плакаты.

Особое значение в Избирательном кодексе придается открытости и прозрачности избирательного процесса, о чем свидетельствует специально посвященная этому 13 статья Кодекса. Согласно этой статье избирательные комиссии, представительные, исполнительные и распорядительные органы информируют граждан о своей работе и принимаемых решениях по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики. В целях обеспечения гласности при проведении выборов и установления контроля за избирательным процессом в Кодексе предусматривается, что на заседаниях комиссий, при проведении досрочного голосования, голосования по месту нахождения избирателя (участника референдума), а в день проведения голосования – в помещениях для голосования с момента опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, доверенные лица кандидатов, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, средств массовой информации, наблюдатели от иностранных государств и международных организаций. Наблюдатели от иностранных государств и международных организаций приглашаются в Республику Беларусь Президентом страны, Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания, Советом Министров, Министерством иностранных дел, Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

В Кодексе предусматривается обязательное опубликование решений об образовании избирательных округов и участков для голосования, об образовании избирательных комиссий и их составов, сообщений о регистрации кандидатов в Президенты, в депутаты, в члены Совета Республики, об итогах выборов, референдума и т.д. Отчеты о заседаниях Центральной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму систематически публикуются в республиканских и местных средствах массовой информации. Все это направлено на обеспечение гласности, открытости и прозрачности при проведении выборов, референдума.

Избирательный кодекс обеспечивает соблюдение международных стандартов и при проведении голосования на выборах, референдуме. Для реализации гражданами права на участие в выборах, референдуме предусмотрены большие возможности.

Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на участках для голосования, которые образуются дипломатическими представительствами Республики Беларусь. Граждане имеют право проголосовать на участке для голосования по месту своего временного пребывания (в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях и воинских частях). Предусмотрено также и досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов, голосование и голосование по месту нахождения граждан. На всех участках для голосования с момента опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели, в том числе от иностранных государств и международных организаций, представители средств массовой информации. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Сразу же после подписания протокола участковой комиссии о результатах голосования копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.

Процедура установления результатов выборов четко регламентирована в законодательстве. Предусмотрено, что выборы Президента в обоих турах голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. При выборах депутатов в первом туре голосования его результаты определяются по мажоритарной системе абсолютного большинства, а во втором выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей округа, и избранным считается кандидат, получивший большее число голосов.

Защита избирательных прав участников избирательного процесса осуществляется путем обжалования в вышестоящие избирательные комиссии и суд. Сроки рассмотрения избирательных споров имеют унифицированный характер и в равной степени обязательны для соблюдения как судами, так и избирательными комиссиями. По общему правилу решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в трехдневный срок, а в день голосования – немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Следует отметить, что при обращении в суд с жалобами на действия избирательных комиссий гражданам не нужно уплачивать государственную пошлину. Надзор за соблюдением избирательного законодательства осуществляет прокуратура.

Избирательный кодекс Республики Беларусь действует уже четыре года. За этот период появилась стабильная правоприменительная практика, повысилась правовая квалификация организаторов выборов и постоянных участников избирательного процесса. На основании этого документа проведены выборы Президента Республики Беларусь (2001 год), депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь второго и третьего созывов (2000 и 2004 годы), а также депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать четвертого созыва (2003 год). Очередной проверкой избирательной системы на прочность явилось одновременное проведение 17 октября 2004 года республиканского референдума и выборов в Палату представителей. Успешное их проведение стали убедительным свидетельством жизненности и демократичности избирательной системы Республики Беларусь.

Референдум - это способ участия граждан в процессе принятия решений путем вынесения на голосование законопроектов и других решений, в том числе и экологически значимых, имеющих большое республиканское и местное значение.

В соответствии со ст.73 Конституции Республики Беларусь для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы.

В истории независимой Беларуси было проведено 3 референдума: в 1995, 1996 и 2004 гг

№14 Конституционно-правовой статус высших государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь

№15 Признание лица безвестно отсутствующим. Признание лица умершим.

Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Статья 41. Объявление гражданина умершим

1. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного

случая, - в течение шести месяцев.

2. Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

3. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать

днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

4. Объявление гражданина умершим влечет в отношении прав и обязанностей такого гражданина те же последствия, которые повлекла бы его смерть.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.