В Ветхом Завете Церковь не упоминается. Павел говорит о ней, как о "тайне" (чём-то, ранее скрытом - см. Еф. 3:9, Рим. 16:25-26, Кол. 1:25-26). О взаимоотношениях Церкви и Израиля много дискутируют. Некоторые подчёркивают их сходство, рассматриваяих как один народ Божий, существующий в различные времена. С их точки зрения, Израиль - народ в "духовном" смысле слова и, следовательно, Церковь - это Новый Израиль. Другие считают Израиль и Церковь различными фазами Божьего домостроительства и плана спасения, рассматривая и то, и другое, как народ Божий. Надо отметить, что Новый Завет никогда не путает Израиль с Церковью. Очень важно понимать разницу между Израилем и Церковью, поскольку это имеет непосредственное отношение к церковному строительству (основанию поместных церквей) и стратегии благовествования.
1. Израильский народ
В Быт. 12:1-2 Бог дал Аврааму обетование, что произведёт от него народ великий и что через него благословятся все племена земные. Великий народ, который Он обещал Аврааму - это народ Израиля. Один из царей Израиля, Давид, получил обетование, что его царство будет вечным (2Цар. 7:8-16; Пс. 88:4-5). Главное обетование Ветхого Завета: Бог пошлет Искупителя, Который возьмет на Себя наши грехи (Ис. 53). Новый Завет объявляет Иисуса Христа "Сыном Давидовым", в Котором и через Которого исполняются эти обетования.
Одним из предназначений Израиля было дать Мессию (Царя). И мы знаем, что Господь родился именно в этом народе. Павел говорит об этом так: "... то есть. Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь" (Рим. 9:4-5).
2. Церковь
Период времени между первым и вторым пришествием Христа называется "веком Церкви", или временем, когда Бог созидает Свое Царство и осуществляет план спасения человечества через Свою Церковь. Церковь - это не "запасной план" Бога, вступивший в силу после "неудачи с Израилем". Он еще до сотворения мира планировал её создание через смерть и воскресение Своего Сына, Иисуса (Еф. 1:19-23). Христос готовился к её образованию и развитию, наставляя Своих учеников относительно их будущей миссии (Ин. 16:6-15, Мф. 28:18-20). Он образовал её в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-13) и дал силу (Деян. 1:8) Святым Духом, вовеки обитающим в ней.
Церковь - инструмент, избранный Богом для распространения Евангелия до краев земли. "Дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем..." (Еф. 3:10-11). Церковь - замысел Бога, цель которого известить все народы мира, объявив им о Его неотвратимой победе над сатаной и привлечь тех, кто войдет в состав народа Божьего.
3. Сопоставление народа Израиля и Церкви.
Израиль и Церковь.
Израильский народ
Церковь
Ориентиры "Народа" Израиля имели "центростремительный" характер. Бог задумал Израиль быть светом для всех народов, к которому должны были ПРИЙТИ другие народы, чтобы увидеть и услышать о славе Божьей. Приобщиться к славе Божьей, разделить Его славу, означало присоединиться к Богом избранному народу к Израилю.
· Рост через прибавление (новорожденные, захваченные в плен, боящиеся Бога).
· Централизация -"...приведи их в дом Господень..." (Иер.35:2).
· Божья слава временно пребывает в Иерусалиме (Шар. 28 гл., 2Пар. 6 и 7 гл.).
Рост через вовлечение вовнутрь
Ориентиры Церкви носят "центробежный" характер. По Божьему плану Церковь также должна быть Светом для всех народов. Народ Церкви сам должен ИДТИ и быть солью и светом среди всех племён и народов (Мф. 5:13-14; 28:18-20).
· Рост через умножение (обращения, основание новых церквей).
· Децентрализация "...по всему миру..."
· Явлена миру Святым Духом, облечена Его силой (Деян. 1-2), Божья слава пребывает в сердцах людей (2Кор. 3).
Рост через распространение