Система законодательства и ее соотношение с системой права
Понятие и элементы системы законодательства
Система права со своими отраслями, объединяющими нормы права, выступает как внутреннее содержание, а система законодательства - внешняя форма, в которую облекаются нормы права.
Система права -это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Система законодательства это внутренняяструктура законодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной области общественной жизни.
В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства является внешним выражением системы права. Она формируется путем издания и систематизации правовых актов.
Выделяют следующие системы законодательства:
Горизонтальная система законодательстваобусловлена предметом правового регулирования - конкретными общественными отношениями. Выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (например, трудовое законодательство - трудовое право, гражданское процессуальное законодательство гражданское процессуальное право).
Вертикальная система законодательстваотражает иерархию государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут законы, декреты президента, указы президента, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты.
Комплексная система законодательстваскладывается в зависимости от объекта правового регулирования (например, природоохранительное законодательство, экологическое законодательство).
Между системой права и системой законодательства, несмотря на их взаимосвязанный характер имеются различия;
Во-первых, система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены:
~ система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах;
~ система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.
Во-вторых, первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативного акта.
В-третьих, система права выступает в качестве содержания, а система законодательства - в качестве формы.
В-четвертых, система права служит исходной базой для системы законодательства.
В-пятых, система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства еще и вертикальное.
В-шестых, система законодательства не охватывает всего разнообразия нормативности, а право помимо законодательства оформляется в юридических обычаях, нормативных договорах, юридических прецедентах. Законодательство кроме формулировок норм включает и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. д.
В-седьмых, каждая отрасль в системе права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства такими объединяющими началами не обладают.
Анализ законодательства (прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства:
1. одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.);
2. комплексные отрасли законодательства — отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное или сельскохозяйственное и некоторые другие;
3. отрасли законодательства, «привязанные» к соответствующим сферам государст-венного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).
Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законода-тельства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.
Понятие и виды систематизации законодательства
Нормативные акты издаются в разное время и в связи с различными обстоятельствами, нередко бывают несогласованными, противоречивыми. Все это создает определенные трудности при использовании, поэтому существует необходимость их систематизации.
Наиболее простым способом систематизации нормативно-правовых и иных правоустановительных актов является организация различных форм их учета по определенному кругу вопросов, представляющих интерес для соответствующих пользователей правовой информации. Надлежащая организация такого учета включает в себя определенную систему поиска (ручного или автоматизированного) соответствующей правовой информации по интересующему вопросу.
Более развитыми способами систематизации правоустановительных актов являются их инкорпорация, консолидация и кодификация.
1. Инкорпорация - объединение нормативных актов без изменения их содержания и переработки по определенным тематическим признакам: предметному и (или) хронологическому. Осуществляется не правотворческими органами, а систематизатором, не имеющим полномочий изменять содержание норм права. Виды инкорпорации: сборники нормативных актов, собрания нормативных актов, свод законов по признаку регулирования ими определенной области общественных отношений (например, области пенсионного обеспечения).
Инкорпорация бывает систематической, предметной и хронологической.
Инкорпорация подразделяется на:
Официальная инкорпорация- издание по поручению правотворческого органа другим компетентным органом сборников, собраний законодательства с учетом внесенных нормотворческим органом изменений и дополнений, но без его официально выраженного утверждения.
Неофициальная инкорпорация -издание сборников, справочников законодательства по инициативе организаций, учреждений без специальных на то полномочий в учебных целях.
2. Консолидация - объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый нормативный акт теряет свое самостоятельное юридическое значение, при этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия.
Консолидация (в отличие от инкорпорации) представляет собой форму официальной правоустановительной деятельности, поскольку включает в себя изменение и отмену устаревших норм, установление ряда новых норм и в целом принятие нового правоустановительного акта.
Нормативные акты при консолидации объединяются по признаку относимости к какому либо виду деятельности (охрана природы), с целью упорядочения нормативных актов по вопросам налогообложения, административной ответственности и т.д. Во Франции, например, широко используется практика издания консолидированных законодательных актов, именуемых кодексами, по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования: о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный и др.
3. Кодификация - объединение нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.
Кодификация является более сложной систематизационной работой, чем инкорпорация. При кодификации производится качественная переработка действующих юридических норм, устраняется дублирование, противоречия, пробелы в правовом регулировании, отменяются устаревшие нормы и т.д. Это новый акт как по форме, так и по своему нормативно-правовому содержанию и характеру. На смену большого количества норм приходит единый внутренне согласованный сводный акт. Например, при принятии КоАП РСФСР были признаны утратившими силу полностью или частично около 1000 ранее принятых нормативных актов. Некоторые кодификационные акты, например Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс РФ и т.д., носят общеотраслевой характер и включают в себя все основные нормы соответствующей отрасли права. Другие кодификационные акты объединяют нормы права определенной правовой подотрасли (например, Бюджетный кодекс, Таможенный кодекс РФ и т.д.) или института (например, Устав железных дорог, Устав патрульно-постовой службы и т.д.).
Всеобщая кодификация -вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала.
Комплексная кодификация -состоит в кодификации комплексных отраслей права либо в объединении норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однохарактерных отношений.
Отраслевая кодификация -вид кодификации, который охватывает нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли или подотрасли права (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс РФ).
Специальная кодификация -вид кодификации, когда группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ).
Виды кодификационных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положения, регламенты, правила положения и т.д.
Свод законов — это особый вид кодификационного акта, имеющий общеправовой характер и включающий в себя все основные нормы права всех правовых отраслей соответствующей национальной системы права. Известными историческими примерами сводов законов являются, в частности, Свод законов Юстиниана (VI в.), подготовленный под руководством М.М. Сперанского и изданный в 1832 г. в пятнадцати томах "Свод законов Российской империи". В настоящее время готовится Свод законов РФ.
Учетнормативно-правовых актов - это деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.
Наиболее известны в России следующие продукты (способы распространения правовой информации) и разработавшие их организации:
Консультант-Плюс (АО "Консультант-Плюс");
ГАРАНТ (НЛП "Гарант-Сервис");
"Кодекс" (Центр Компьютерных разработок);
"Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ);
"Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ);
"Референт" (ЗАО "Референт-Сервис");
"Юридический Мир" (издательство "Дело и право");
"Ваше право" и "Юрисконсульт" (фирма - Информационные системы и технологии);
системы "1C: Кодекс", "1C: Гарант", "1C: Эталон" (Компания "1C");
система "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских технологий) и некоторые другие.
Виды учета: журнальный учет, компьютерный учет, карточный учет.
В государственных органах, фирмах, на предприятиях действуют специальные справочно-информационные службы, подразделения.
Справочно-информационная служба по законодательству - учет действующего законодательства, поиск и выдача необходимой правовой информации потребителю.