Латинский термин collisio в словарях иностранных слов переводится как столкновение противоположных сил, стремлений или интересов. Под юридическими коллизиями следует понимать расхождение или противоречие между отдельными нормами, актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.
На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единого представления о коллизиях. М.В. Баглай называет коллизиями противоречия между нормами, С.С.Алексеев — столкновение актов в связи с их действием на той или иной территории, с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов.
Ю.А. Тихомиров дает такое определение: юридическая коллизия есть противоречие между существующим правовым порядком и намерениями и действиями по его изменению. Происходит своего рода соизмерение этого притязания либо с действующим правопорядком, либо с принципами права. По мнению Ю.А. Тихомирова, предлагаемая им формулировка юридической коллизии содержит более широкое и системное понимание данного явления. Традиционная трактовка юридической коллизии как столкновения норм не исчезает, но изединственной и универсальной становится одним из аспектов понятия. Юридическая коллизия выражается:
Глава 37. Коллизии в праве
• в контрастных различиях правовых взглядов и позиций, в право-понимании;
• столкновении норм и актов внутри правовой системы как в отраслевом, так и в федеративном аспектах;
• неправомерных действиях внутри механизма публичной власти между государственными и иными институтами и органами;
• расхождениях между нормами иностранных законодательств;
• спорах между государствами и противоречиях между нормами национального и международного права.
Юридические коллизии мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Они создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.
В российском законодательстве противоречия существуют между отдельными отраслями права, а также внутри одного закона. Противоречивость законодательства все больше затрудняет реализацию принятых законов. Она служит также средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти.
Коллизионность российского законодательства усугубляется еще и тем, что в России одновременно действуют законы СССР, РСФСР, РФ. В этом правовом пространстве вращаются указы Президента, правительственные постановления и бесчисленное множество ведомственных и региональных актов.
Существует множество причин появления коллизий. Одни из них носят объективный характер, другие
•— субъективный.
Коллизии, обусловленные объективными факторами, вызываются также особенностями характера общественных отношений и необходимостью их дифференцированного регулирования.
Субъективные причины обусловлены особенностями правотворческого процесса, нечеткостью разграничения правотворческих полномочий государственных органов и должностных лиц. В результате одни и те же общественные отношения могут получить правовое решение на разных уровнях. Субъективные причины возникают также в результате ошибок в юридической технике, неточного формулирования правовых предписаний, использования многозначных терминов и конструкций, несоблюдения правил лингвистики, стилевой строгости.
37.2. Способы разрешения юридических коллизий и меры их предотвращения
Иногда называют коллизии между нормами права и нормами морали, религиозными нормами, правом и идеологией и др. Но они не имеют непосредственно юридического характера и значения.
В литературе исследуются главным образом.коллизии норм права и коллизии между нормативными правовыми актами. Однако существуют следующие виды коллизий:
• между нормами права:
— темпоральные (характеризуются расхождением норм во временных пределах);
— пространственные (обусловлены действием правовых норм в стро-тих территориальных границах);
— содержательные (возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений);
• между нормативно-правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов федерации. Коллизии между законами и подзаконными актами носят массовый характер и причиняют наибольший вред интересам государства и граждан (причем общий объем подзаконных актов продолжает расти). Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой;
• компетенции или отдельных полномочий государственных органов и должностных лиц;
• при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения;
• актов толкования;
• юридических процедур;
• между национальным и международным правом.
37.2. Способы разрешения юридических коллизий и меры их предотвращения
В литературе называют несколько способов разрешения юридических коллизий:
• принятие нового акта взамен коллизирующего акта;
• отмена одного из противоречащих друг другу актов;
Глава 37. Коллизии в праве
• внесение изменений или уточнений в действующие акты;
• разработка коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы;
• судебный порядок рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, в том числе конституционное правосудие, арбитражное, третейское;
• обжалование актов или действия в судебном или административном порядке;
• согласительно-примирительные процедуры;
• временные или специальные режимы, включающие приостановление действия какого-либо акта или функционирования отдельного органа или должностного лица;
• оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;
• международные процедуры.
К превентивным мерам предотвращения коллизий можно отнести:
• действие субъектов строго в рамках конституционных установлений, законов, а также в пределах закрепленной компетенции;
• предварительные юридические экспертизы актов и согласования для предотвращения коллизий в законодательстве;
• систематизацию действующего законодательства, что делает его обозримым и позволяет своевременно выявлять коллизии;
• периодическую инвентаризацию правотворческими органами своей продукции для выявления несогласованностей норм и других коллизий;
• анализ эффективности нормативных правовых актов, что способно установить коллизии в праве;
• предвидение конфликтной ситуации в нормативном материале, что позволяет предотвратить коллизии в праве.
Развитие общественной жизни настолько многообразно, противоречиво, что юридической науке и практике еще предстоит поиск и других средств разрешения и предотвращения юридических коллизий, адекватных сложившейся ситуации.
37.3. Юридическая конфликтология
Наличие различного рода коллизий и разработка согласительных процедур положили начало формированию нового направления в правовой науке — юридической конфликтологии, которая изучает право-
37.3. Юридическая конфликтология
вые нормы, принципы, институты под углом зрения их использования для предупреждения и разрешения юридических конфликтов.
Как известно, любое общество богато разнообразными конфликтами, в том числе не только между отдельными индивидами, но и индивидом и государством, индивидом и обществом. Конфликт присущ и самому праву.
Чаще всего юридическаяконфликтология трактуется как комплексное, межотраслевое, междисциплинарное научное направление правовой мысли.
Различаются юридические конфликты в узком и в широком смыслах. Юридический конфликт в узком смысле представляет собой противоборство субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникающее в связи с созданием, 'применением, изменением, нарушением или толкованием права. Юридический конфликт в широком смысле — это социальный конфликт, завершаемый юридическим способом.
Юридическому конфликту присущи две главные функции: отражение правовой действительности, в том числе ее деформации; недостатки правовой системы, несовершенство законодательства, судебной практики и т.д. (информационная функция); влияние на изменения правовой действительности (динамическая функция).
Поскольку юридические конфликты — многофакторное явление, они вызываются разнообразными причинами и условиями. Принято выделять четыре группы факторов, воздействующих на возникновение и развитие юридических конфликтов:
• глобальные, т.е. факторы мирового общественного развития, включающие в себя сочетание экономических, социальных, национально-религиозных, экологических и иных факторов;
• общесоциологические, правовые, социально-экономические и другие, которые определяются характером, типом и особенностями организации данного общества и государства;
• локальные, зависящие от конкретного проявления различных факторов на уровне определенной территории или организации;
• синергетические, или случайные, определяемые случайным стечением обстоятельств.
В настоящее время не существует единой типологии юридических конфликтов. Ее возможно проводить по разным основаниям: по отраслям права, в которых протекает конфликт; по структуре нормы, относящейся к конфликту; по виду правоприменительного учреждения, участвующего в юридическом конфликте или разрешающего конфликт; по формам реализации права; по характеру конфликтных действий и т.д.
Глава 37. Коллизии в праве
Собственно конфликтная ситуация связана с определением структуры юридического конфликта, т.е. появлением, прежде всего, противоборствующих субъектов — основных участников конфликта. Субъектами могут быть отдельные физические лица и коллективные субъекты — государственные и негосударственные организации. В качестве специфических субъектов выступают государство и муниципальные образования.
В структуре юридического конфликта выделяют также объект, т.е. то, на что направлено противоборство субъектов. Потенциальными объектами могут быть общественные отношения, подпадающие под правовое регулирование, а также реальные ценности, ресурсы, действия, их результаты и др.
Различают субъективную и объективную стороны юридического конфликта. Субъективная сторона представляет собой внутреннюю, психологическую его часть, в том числе мотивационный процесс в конфликте, который формируется на базе актуальной потребности, интереса, постановки цели, проявления воли субъектов конфликта и т.д. Объективная сторона юридического конфликта предполагает различные поведенческие формы противоборства: юридически значимые действия, юридически нейтральные, сочетание тех и других.
Одну из центральных частей юридической конфликтологии составляют управление конфликтами, способы их разрешения, юридические процедуры и механизмы правового разрешения и т.д. Инструментарий, используемый для управления и разрешения юридических конфликтов, достаточно многообразен. Он включает:
• локализацию конфликтов с целью их раннего предупреждения и распространения;
• перевод конфликтного состояния из деструктивной формы в позитивную;
• создание посреднических и арбитражных государственных и общественных органов;
• юридизацию неюридических конфликтов;
• неформальные способы разрешения конфликтов, в частности переговорный процесс в целях установления согласия и договоренности (например, коллективные переговоры на производстве), достижение консенсуса, принятие альтернативных решений и др.
Большую роль в предупреждении и блокировании юридических конфликтов играет их прогнозирование. Под юридическим прогнозированием понимается систематическое, непрерывно ведущееся исследование будущего состояния государственно-правовой действительности и процессов, проводимое специальными научными учреждениями и
37.3. Юридическая конфликтология
коллективами. Такого рода прогнозы предполагают установление вероятного возникновения конфликтного юридического отношения. Это позволяет организовать эффективную профилактику юридического конфликта. Особое значение приобретает выявление и устранение крупных экономических, политических, социальных конфликтов, которые дезорганизуют общественную и-государственную жизнь.
На юридическом уровне наиболее существенно предупреждение конфликтов.
Среди факторов, способствующих решению этой проблемы, чаще всего называют:
• совершенствование законодательства; укрепление правопорядка и законности; повышение уважения к закону и праву в целом;
• рост престижа правовых ценностей в обществе;
• развитие общественного, группового и индивидуального правосознания, повышение правовой культуры.
Изучение современного состояния юридической конфликтологии позволяет сделать вывод, что предмет исследования и понятийный аппарат юридической конфликтологии недостаточно разработаны. Здесь требуются фундаментальные исследования, способные разобраться в природе и специфике юридических конфликтов, роли права в их разрешении, проанализировать причины их возникновения и на этой основе овладеть навыками и технологией погашения конфликтов или их смягчения.