Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 4. Методика изучения основ фонетики и графики.

Требования к знаниям:

- роль фонетических знаний в овладении учащимися устной и письменной речью;

- особенности методики ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными;

- приемы запоминания;

Требования к умениям:

- анализировать уроки по формированию грамотного письма, основанного на знании учащихся элементов фонетики и графики;

- подбирать в учебниках примеры упражнений, направленных на формирование умения обозначать мягкость и твердость согласных на письме;

- объяснять термины и понятия разделов «Фонетика» и «Графика».

Самостоятельная работа студентов:

1. Научный конспект статьи учебника.

Роль фонетических знаний в овладении устной и письменной речью.

Речевое развитие детей зависит от правильной организации и содержания работы над элементами фонетики и графики. В связи с этим важная роль в овладении младшими школьниками устной и письменной речью отводится усвоению фонетических знаний:

- с опорой на фонетику первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте;

- фонетические знания составляют основу правильного произношения;

- фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования орфографических навыков (правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных и т.п.);

- фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логического ударения, пауз и т.д.;

- знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.

Согласно школьной программе учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений:

- вычленять звуки в словах;

- распознавать звук и букву;

- отличать гласные звуки от согласных;

- узнавать согласные парные по звонкости и глухости, непарные звонкие, непарные глухие;

- различать согласные по мягкости и твердости, всегда твердые и всегда мягкие;

- делить слово на слоги, находить и выделять ударный слог;

- правильно обозначать с помощью гласных букв мягкие и твердые согласные на письме;

- пользоваться Ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным знаком.

Изучение фонетики и графики занимает центральное место во втором классе, т.к. учащиеся овладевают процессом чтения и письма. В последующих классах программа не содержит новых сведений, однако фонетические знания вступают в новые связи и совершенствуются.

Основная задача раздела «Звуки и буквы» остается практической – развивать у детей правильное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их на письме.

Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными.

В начальных классах не вводится определение звука, т.к. это довольно сложное понятие. Тем не менее необходимо создать правильное научное представление о звуке. Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения.

Работа над осознанием звукового состава слова начинается еще в период обучения грамоте. Дети узнают, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков. Они учатся проводить слого-звуковой анализ слова. Важно, чтобы учащиеся не подменяли звукового анализа буквенным.

Звуки речи делятся на две большие группы: гласные и согласные. При классификации учитывается несколько признаков:

1) способ произношения;

2) характер звучания;

3) способность образовывать слог.

Важно развивать умение наблюдать за положением органов речи при произношении звука, за его звучанием.

Русское письмо – звуковое, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Учащихся первого класса необходимо научить распознавать звук и букву. Для формирования у учащихся графических навыков им необходимо знать, что:

- одна и та же согласная буква может обозначать на письме разные звуки;

- буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласного обозначают два звука;

- буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают мягкость этого согласного и гласный звук.

Ознакомление с мягкими и твердыми согласными звуками и обозначение их на письме.

Во втором классе большое место отводится усвоению русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. В русском языке большинство твердых согласных звуков имеют соотносительные с ними мягкие звуки, т.е. образуют пары. Однако в нашем алфавите нет особых согласных букв, обозначающих твердые согласные звуки, и букв, обозначающих мягкие согласные звуки. В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами. Постепенно первоклассники узнают эти гласные буквы (Я, Е, Ё, И, Ю).

Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:

1. Различение мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Развитию этого умения способствует неполный звуковой разбор слов (характеристика согласных звуков).

2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому при чтении надо сразу видеть слог.

Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности диктанты.

На конце слова мягкость согласных звуков обозначается Ь. Ознакомление с правилом происходит путем сопоставления по лексическому значению и по звучанию слов: угол - уголь и т.п. При записи слова ход рассуждения может быть таким: в слове на конце мягкий звук, поэтому пишу Ь.

Большую трудность представляет усвоение правила об употреблении Ь в середине слова. Учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления Ь в середине слова:

- Ь пишется после буквы Л (пальто, мальчик);

- Ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым (письмо, зорька);

- Ь перед мягкими согласными звуками (коньки).

Особое место отводится формированию умения писать слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН. Их надо запомнить (зрительные, зрительно-слуховые, слуховые упражнения).

Ознакомление с глухими и звонкими согласными звуками и обозначением их на письме.

Ознакомление с глухими и звонкими согласными проводится с опорой на наблюдения. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие и всегда глухие. Чтобы наблюдения носили активный характер и учащиеся наглядно представили себе, насколько важно различать парные звонкие и глухие согласные, целесообразно произвести сопоставление этих звуков в словах, которые различаются одним звуком: жил - шил, жар - шар и т.п. Учитель обращает внимание учащихся на то, что звуки Б-П, В-Ф. Г-К, Д-Т, Ж-Ш,3-С образуют пары звуков, из которых один звонкий, другой глухой. На доске следует иметь соответствующую таблицу.

С непарными звонкими и глухими согласными учащиеся знакомятся также в процессе наблюдения над произношением звуков в разных фонетических условиях, сравнивают слова или формы слов, в которых один и тот же звук стоит на конце слова или перед гласным звуком. Убеждаются, что согласные звуки [л], [м], [н], [р] произносятся с голосом и шумом, т.е. являются звонкими и не имеют парного глухого звука (непарные звонкие согласные). Аналогично, приходят к выводу, что согласные [х], [ц], [ч] – непарные глухие. Результаты оформляются в виде таблицы.

При записи слов с непарными звонкими на конце учащимся достаточно знать соответствующую данному согласному звуку букву алфавита. Если на конце слова стоит парный звонкий согласный возникает необходимость проверки. Она осуществляется на фонетической основе, а правило проверки с опорой на морфемный состав отрабатывается во втором классе. Учащиеся должны:

- уметь различать парные звонкие и глухие согласные звуки;

- знать, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому такие слова нужно проверять;

- знать, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, и такие слова могут быть проверочными;

- уметь сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом слове.

Важно, чтобы ученики понимали, какие слова требуют проверки и почему,

какие слова являются проверочными и почему. Проверочное слово всегда пишут перед проверяемым, что создает возможность писать с опорой на проверку.

Методика работы над слогом, ударением, ударными и безударными гласными.

Учитывая сложность понятия «слог», в начальной школе определение данной категории не дается. Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. Учащиеся опираются на признак соответствия количества гласных и слогов. Со слогом дети знакомятся в период обучения грамоте. Произнесенное слово делится на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном слове учащиеся находят гласные буквы, а затем делят слово на столько частей (слогов), сколько гласных. Упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно, устно и письменно. Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, т.к. с опорой на это умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике является ведущим.

Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведет к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Работа над слогом должна включать:

- списывание по слогам;

- запись под диктовку по слогам с проговариванием;

- запись под диктовку с комментированием;

- проверку.

Умение делить слово на слоги необходимо учащимся для правильного переноса слов. Школьники овладевают правилом переноса: слово переносится по слогам. Требуется значительное количество упражнений, т.к. существует ряд уточнений: слог из гласной буквы, слова с Ь и И. После изучения состава слова дети знакомятся с правилом переноса, соответствующего делению на морфемы (согласно программе, оно специально не изучается).

Выделение в слове ударного слога представляет для первоклассников значительную трудность и требует систематических упражнений. Эта работа начинается в период обучения грамоте. Умение выделять в слове ударный слог связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений:

1. Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который по счету ударный.

2. Обозначить в словах ударный слог и правильно прочитать их.

3. Выборочное списывание.

4. Подобрать слова с ударением на первом слоге и т.п.

Осознанному выделению ударного слога способствует поочередное произношение слава с ударением на разных слогах, учащиеся убеждаются, что правильное выделение ударного слога обеспечивает понимание смысла слова.

Только систематические упражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быстро и безошибочно выделять в слове ударный слог.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.