Тема 4. Методика изучения основ фонетики и графики.
Требования к знаниям:
- роль фонетических знаний в овладении учащимися устной и письменной речью;
- особенности методики ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными;
- приемы запоминания;
Требования к умениям:
- анализировать уроки по формированию грамотного письма, основанного на знании учащихся элементов фонетики и графики;
- подбирать в учебниках примеры упражнений, направленных на формирование умения обозначать мягкость и твердость согласных на письме;
- объяснять термины и понятия разделов «Фонетика» и «Графика».
Самостоятельная работа студентов:
1. Научный конспект статьи учебника.
Роль фонетических знаний в овладении устной и письменной речью.
Речевое развитие детей зависит от правильной организации и содержания работы над элементами фонетики и графики. В связи с этим важная роль в овладении младшими школьниками устной и письменной речью отводится усвоению фонетических знаний:
- с опорой на фонетику первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте;
- фонетические знания составляют основу правильного произношения;
- фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования орфографических навыков (правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных и т.п.);
- фонетические знания необходимы для осознанного интонирования предложений, соблюдения логического ударения, пауз и т.д.;
- знание звукового состава слова важно для осознания его смысла и сознательного употребления в речи.
Согласно школьной программе учащиеся начальных классов овладевают комплексом фонетико-графических умений:
- вычленять звуки в словах;
- распознавать звук и букву;
- отличать гласные звуки от согласных;
- узнавать согласные парные по звонкости и глухости, непарные звонкие, непарные глухие;
- различать согласные по мягкости и твердости, всегда твердые и всегда мягкие;
- делить слово на слоги, находить и выделять ударный слог;
- правильно обозначать с помощью гласных букв мягкие и твердые согласные на письме;
- пользоваться Ь для обозначения мягкости согласных звуков и как разделительным знаком.
Изучение фонетики и графики занимает центральное место во втором классе, т.к. учащиеся овладевают процессом чтения и письма. В последующих классах программа не содержит новых сведений, однако фонетические знания вступают в новые связи и совершенствуются.
Основная задача раздела «Звуки и буквы» остается практической – развивать у детей правильное и четкое произношение слов, умение членить слова на слоги, выделять в них звуки и обозначать их на письме.
Методика ознакомления со звуками и буквами, гласными и согласными.
В начальных классах не вводится определение звука, т.к. это довольно сложное понятие. Тем не менее необходимо создать правильное научное представление о звуке. Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове, над зависимостью звукового состава слова от его лексического значения.
Работа над осознанием звукового состава слова начинается еще в период обучения грамоте. Дети узнают, что произнесенное или услышанное слово состоит из звуков. Они учатся проводить слого-звуковой анализ слова. Важно, чтобы учащиеся не подменяли звукового анализа буквенным.
Звуки речи делятся на две большие группы: гласные и согласные. При классификации учитывается несколько признаков:
1) способ произношения;
2) характер звучания;
3) способность образовывать слог.
Важно развивать умение наблюдать за положением органов речи при произношении звука, за его звучанием.
Русское письмо – звуковое, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Учащихся первого класса необходимо научить распознавать звук и букву. Для формирования у учащихся графических навыков им необходимо знать, что:
- одна и та же согласная буква может обозначать на письме разные звуки;
- буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласного обозначают два звука;
- буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают мягкость этого согласного и гласный звук.
Ознакомление с мягкими и твердыми согласными звуками и обозначение их на письме.
Во втором классе большое место отводится усвоению русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. В русском языке большинство твердых согласных звуков имеют соотносительные с ними мягкие звуки, т.е. образуют пары. Однако в нашем алфавите нет особых согласных букв, обозначающих твердые согласные звуки, и букв, обозначающих мягкие согласные звуки. В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами. Постепенно первоклассники узнают эти гласные буквы (Я, Е, Ё, И, Ю).
Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:
1. Различение мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Развитию этого умения способствует неполный звуковой разбор слов (характеристика согласных звуков).
2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому при чтении надо сразу видеть слог.
Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности диктанты.
На конце слова мягкость согласных звуков обозначается Ь. Ознакомление с правилом происходит путем сопоставления по лексическому значению и по звучанию слов: угол - уголь и т.п. При записи слова ход рассуждения может быть таким: в слове на конце мягкий звук, поэтому пишу Ь.
Большую трудность представляет усвоение правила об употреблении Ь в середине слова. Учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления Ь в середине слова:
- Ь пишется после буквы Л (пальто, мальчик);
- Ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым (письмо, зорька);
- Ь перед мягкими согласными звуками (коньки).
Особое место отводится формированию умения писать слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН. Их надо запомнить (зрительные, зрительно-слуховые, слуховые упражнения).
Ознакомление с глухими и звонкими согласными звуками и обозначением их на письме.
Ознакомление с глухими и звонкими согласными проводится с опорой на наблюдения. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие и всегда глухие. Чтобы наблюдения носили активный характер и учащиеся наглядно представили себе, насколько важно различать парные звонкие и глухие согласные, целесообразно произвести сопоставление этих звуков в словах, которые различаются одним звуком: жил - шил, жар - шар и т.п. Учитель обращает внимание учащихся на то, что звуки Б-П, В-Ф. Г-К, Д-Т, Ж-Ш,3-С образуют пары звуков, из которых один звонкий, другой глухой. На доске следует иметь соответствующую таблицу.
С непарными звонкими и глухими согласными учащиеся знакомятся также в процессе наблюдения над произношением звуков в разных фонетических условиях, сравнивают слова или формы слов, в которых один и тот же звук стоит на конце слова или перед гласным звуком. Убеждаются, что согласные звуки [л], [м], [н], [р] произносятся с голосом и шумом, т.е. являются звонкими и не имеют парного глухого звука (непарные звонкие согласные). Аналогично, приходят к выводу, что согласные [х], [ц], [ч] – непарные глухие. Результаты оформляются в виде таблицы.
При записи слов с непарными звонкими на конце учащимся достаточно знать соответствующую данному согласному звуку букву алфавита. Если на конце слова стоит парный звонкий согласный возникает необходимость проверки. Она осуществляется на фонетической основе, а правило проверки с опорой на морфемный состав отрабатывается во втором классе. Учащиеся должны:
- уметь различать парные звонкие и глухие согласные звуки;
- знать, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому такие слова нужно проверять;
- знать, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, и такие слова могут быть проверочными;
- уметь сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом слове.
Важно, чтобы ученики понимали, какие слова требуют проверки и почему,
какие слова являются проверочными и почему. Проверочное слово всегда пишут перед проверяемым, что создает возможность писать с опорой на проверку.
Методика работы над слогом, ударением, ударными и безударными гласными.
Учитывая сложность понятия «слог», в начальной школе определение данной категории не дается. Программа ставит задачу сформировать умение делить слово на слоги. Учащиеся опираются на признак соответствия количества гласных и слогов. Со слогом дети знакомятся в период обучения грамоте. Произнесенное слово делится на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном слове учащиеся находят гласные буквы, а затем делят слово на столько частей (слогов), сколько гласных. Упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно, устно и письменно. Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, т.к. с опорой на это умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике является ведущим.
Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведет к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Работа над слогом должна включать:
- списывание по слогам;
- запись под диктовку по слогам с проговариванием;
- запись под диктовку с комментированием;
- проверку.
Умение делить слово на слоги необходимо учащимся для правильного переноса слов. Школьники овладевают правилом переноса: слово переносится по слогам. Требуется значительное количество упражнений, т.к. существует ряд уточнений: слог из гласной буквы, слова с Ь и И. После изучения состава слова дети знакомятся с правилом переноса, соответствующего делению на морфемы (согласно программе, оно специально не изучается).
Выделение в слове ударного слога представляет для первоклассников значительную трудность и требует систематических упражнений. Эта работа начинается в период обучения грамоте. Умение выделять в слове ударный слог связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений:
1. Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который по счету ударный.
2. Обозначить в словах ударный слог и правильно прочитать их.
3. Выборочное списывание.
4. Подобрать слова с ударением на первом слоге и т.п.
Осознанному выделению ударного слога способствует поочередное произношение слава с ударением на разных слогах, учащиеся убеждаются, что правильное выделение ударного слога обеспечивает понимание смысла слова.
Только систематические упражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быстро и безошибочно выделять в слове ударный слог.