3. Граждане Российской Федерации как субъекты права
Права человека и гражданина
Вопрос о правах, возможностях отдельно взятой личности и одновременно о правах и возможностях каждого человека непосредственным образом затрагивает всех людей и имеет исключительное общественное значение. Поэтому вполне закономерно, что в общественном сознании и в общественной практике уже давно признается наличие в той или иной форме универсальной, всеобщей проблемы прав человека. Рассматривая этот достаточно сложный общественный феномен, следует иметь в виду, что понятие прав человека, соответственно сложности явления, может приобретать и приобретает различную интерпретацию, различную смысловую нагрузку, и акцент может быть сделан на различных (хотя и взаимосвязанных) проявлениях этой темы.
В историческом аспекте, с точки зрения происхождения представлений о правах человека и самих прав как специфическом явлении общественной жизни, права человека возникают как определенная идея и в этой связи изначально предстают в качестве важнейшего элемента сознания людей. В этом отношении представления о правах человека и правосознание в целом – вполне историчны, являются из результатов общественного развития.
Согласно представлениям о естественных правах, применительно к обществу изначально всегда существовало и существует так называемое «естественное право». Оно, несмотря на большую степень абстрактности, неопределенности суждений о нем, в самом общем виде сводится к существованию и проявлению не зависящих от людей закономерностей и потребностей их поведения, которые обусловливаются самой природой (частью которой является человек) и высшим разумом. В основе естественного права лежат естественные, неотчуждаемые, неизменные «права человека», присущие в равной степени каждому человеку как таковому от рождения. Содержание этих прав объективно предопределено естественной, биологической и духовной природой человека. В частности, из инстинктивного стремления людей к физическому самосохранению в качестве естественного права логически выводится, предполагается право человека на жизнь; из безусловной необходимости удовлетворения различных потребностей людей выводится в качестве естественного права право собственности и т. д. Соответственно различению естественного и позитивного права проводится принципиальное различие между, с одной стороны, правами человека как возможностями, возникающими и существующими помимо государства, закона, присущими каждому в силу факта рождения человеком, и с другой – «правами гражданина», т. е. юридическими возможностями, установленными конкретным государством для своих граждан. Несмотря на то, что эти суждения, представления имели в большей степени идеологический, ценностный, нравственный характер, нежели строго научный, они сыграли важную положительную роль в историческом развитии.
В современном мире права человека понимаются также и как юридический институт в системе международного права, то есть имеется в виду совокупность, часть норм международного права, которые непосредственно регулируют вопросы прав и свобод человека. Термин «права человека» употребляется и в самом широком значении, когда под правами человека понимают абсолютно все социальные возможности, которыми в принципе могут обладать и обладают все люди. Тем самым как бы снимается вопрос о противопоставлении человека и граждан, их прав. В этой связи признается, что права граждан – это такие же социальные возможности, как и те, которые признаются правами человека независимо от состояния в гражданстве. Кроме того, отмечается, что поскольку все так называемые основные права человека в большинстве случаев, так же как и права граждан, выражены в конституциях, законах, то в практическом отношении различие между одной категорией прав и другой фактически стирается, отсутствует. В связи с этим примечательно и то обстоятельство, что международно-правовые акты о правах человека непосредственно регулируют и вопросы прав граждан, гражданские права. В дальнейшем, во избежание возможной двусмысленности и некоторой неопределенности, говоря о человеческих правах, мы будем употреблять понятие «права личности» как охватывающее и «права человека», и «права гражданина» применительно ко всякому обществу и государству.