ТРЕБОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Состав сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, муниципальной и ведомственной пожарной. Их возможности, порядок подготовки и применения
Защита населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций - это система взаимоувязанных по целям, задачам, месту и времени проведения, а также привлекаемым ресурсам мероприятий, направленных на предупреждение, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, уменьшение ущерба и потерь от них и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Вышеуказанные мероприятия осуществляются при помощи сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), государственной противопожарной службы МЧС России.
Согласно Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998г. к силам гражданской обороны относятся спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О единой государственной системе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем. Данная система действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов.
Их организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В состав сил и средств территориальной подсистемы РСЧС входят:
- силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды;
- силы и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из состава сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются нештатные аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (силы постоянной готовности).
Перечень сил постоянной готовности организаций (объектов) утверждается руководителями организаций по согласованию с соответствующими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям территориальной подсистемы.
Для организации немедленного реагирования на чрезвычайные ситуации из состава сил постоянной готовности выделяются силы повышенной готовности, которые включают в себя:
- силы и средства наблюдения и контроля;
- медицинские и аварийно-спасательные формирования; специализированные ведомственные формирования. Основными задачами сил и средств РСЧС являются:
- осуществление наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования чрезвычайных ситуаций и своевременного доведения информации до органов управления и населения;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций;
- проведение временного отселения населения и эвакуация персонала организаций из зон чрезвычайных ситуаций в безопасные районы;
- проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях, включая оказание первой медицинской помощи, предоставление временного жилья и принятие других неотложных мер в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях;
- восстановление и поддержание общественного порядка в зонах чрезвычайных ситуаций;
- пребывание в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обучение и повышение профессиональной квалификации персонала;
- подготовка к действиям в составе группировки сил гражданской обороны.
Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны, а органы местного самоуправления - муниципальной пожарной охраны.
Ведомственная и муниципальная пожарная охрана создается в целях содействия деятельности Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности, организации и проведению обучения населения мерам пожарной безопасности, пропаганды пожарно-технических знаний.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной и муниципальной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются положениями федеральных органов исполнительной власти и иными нормативными актами местного самоуправления и организаций с различными организационными правовыми формами, согласованными с Государственной противопожарной службой.
На подразделения ведомственной и муниципальной пожарной охраны возлагаются следующие основные задачи:
- организация и осуществление профилактики пожаров;
- спасение людей и имущества при пожарах;
- организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
В соответствии с возложенными задачами основными функциями ведомственной и муниципальной пожарной охраны являются:
- контроль соблюдения требований пожарной безопасности в населенных пунктах (организациях);
- участие в обучении населения мерам пожарной безопасности, а также в осуществлении подготовки населения к действиям при возникновении пожара;
- проведение противопожарной пропаганды;
- участие в службе пожарной охраны;
- участие в тушении пожаров.
Необходимо отметить, что при выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
К силам ведомственной и муниципальной пожарной охраны относится личный состав подразделений ведомственной и муниципальной пожарной охраны, который является главной и решающей силой в выполнении боевых задач по спасанию людей в случае угрозы их жизни и тушению пожаров.
Основными средствами ведомственной и муниципальной пожарной охраны являются:
- пожарная техника (машины, установки пожаротушения, пожарно-техническое оборудование и др.);
- водоподающая и другая техника народного хозяйства, приспособленная и переоборудованная для целей пожаротушения;
- огнетушащие средства (вода, пена, огнетушащие порошки, газы и т.п.);
- средства связи и освещения;
- транспортные средства.
Также для выполнения задач, возложенных на ведомственную и муниципальную пожарную охрану, возможно использование и инженерно-технических средств.