1. Современные подходы к правопониманию и сущности права.
2. Понятие, признаки, принципы, функции права.
Современные подходы к правопониманию и сущности права.
Правопонимание (что такое право) – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающая в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.
Структура правопонимания: - познание права
- его восприятие (оценка)
- отношение к нему, как к целостному явлению
Сущность права – главное, основное его содержание, выраженное во внешнем проявлении.
Основные концепции понимания права:
I.1.Естественно-правовая.
2. Нормативистская.
3. Историческая.
4. Психологическая.
5. Марксистская.
II.1. Ценностный подход (главный элемент – нравственное начало; юридические нормы лишь должны отражать это начало).
2. Нормативный подход ( право – это исключительно те нормы, которые создаются и санкционируются государством).
3. Социологический подход -- подчеркивается прямая зависимость права от меняющегося общества, связь норм общества с тем или иным (экономическим, историческим и др.) состоянием общества.
Подходы к изучению сущности права:
1.Классовый. 2. Религиозный.
Общесоциальный. Национальный.
Расовый и т.д.
Классификация исторических типов права.
При формационном подходе:
1. Рабовладельческий.
2. Феодальный.
3. Буржуазный.
4. Социалистический.
При цивилизационном подходе:
1. Древних государств.
2. Средневековых государств.
3. Современных государств.
Основан на конкретно-географическом, национально-историческом, религиозном, специально-юридическом и других признаках:
1. Отдельного государства.
2. Совокупности государств: а) романо-германская система
б) англо-саксонская
в) мусульманская и др.
Понятие, признаки, принципы, функции права.
ПОНЯТИЕ:
В юридическом смысле выделяют:
Объективное право – система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
- система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых государством, а также принимаемых путем референдума, регулирующих общественные отношения, выражающие волю определенных классов (социальных групп).
Субъективное право – мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы лица.
Понятие «право» может выступать и в других смыслах:
1. Как наука.
2. В неюридическом смысле (мораль…)
3. «Право» -- как совокупность всех правил поведения во всех странах и т.д.
ПРИЗНАКИ:
Признаки – это важнейшие свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений (в отличие от морали…).
1. Нормативность – носят обобщенный, неперсонифицированный характер, т.е.:
-применимы не к конкретной ситуации, а к разным общественным отношениям;
- адресуются не к конкретному лицу, а к обществу в целом.
2. Общеобязательность – подлежат выполнению всеми субъектами права, вне зависимости от
их желания ( в том числе и государством).
3.Связь с государством – право выражает государственную волю, оно санкционирует, устанавливает и обеспечивает его соблюдение с помощью специальных органов.
4. Формальная определенность. Нормы права существуют в определенной, официально выраженной форме. Основная форма существования права – нормативный акт.
5. Системность. Право – это систематическая совокупность норм. Система – это взаимосвязанность, проявление свойств частей только в совокупности с другими статьями.
6. Динамизм. Нормы права постоянно находятся в движении и развитии, по мере развития общества меняется их содержание.
ПРИНЦИПЫ:
Принципы – это основные идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе.
- это наиболее общие нормы, которые действуют во всех сферах правового регулирования и распространяются на всех субъектов.
Они либо прямо сформулированы в НПА, либо выводятся из его смысла.
Классификация принципов:
Общеправовые:
1. Гуманизм – должно быть гарантировано уважение к каждой личности, ее чести и достоинству, правам и свободам.
2. Демократизм – единственным источником государственной власти является народ.
3. Социальная справедливость – государство должно обеспечивать интересы всех слоев общества. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и оплата, преступление и наказание, нанесение вреда и его возмещение. Если закон справедлив, значит он отражает эту соразмерность.
4. Равноправие, равенство всех перед законом независимо от пола, расы…
5. Законность – строгая иерархия НПА, верховенство права, конституции принадлежит высшая юридическая сила, законы и другие НПА не должны противоречить К.
6. Единство прав и обязанностей – права предполагают обязанности.
Отраслевые . Действуют в рамках одной отрасли. Например,
1. Принцип индивидуализации наказания в уголовном праве.
2. Равенство супругов в семейном праве.
Межотраслевые – действуют в рамках нескольких отраслей. Например,
1. Принцип состязательности в уголовном и гражданском процессах.
От принципов следует отличать правовые аксиомы.
Правовая аксиома – юридически значимое положение, принимаемое без доказательств в силу истинности и практической целесообразности. Они имеют нормативное значение, т.е. закреплены в НПА.
Примеры аксиом (сформировались исторически):
1. Закон обратной силы не имеет.
2. Все, сто не запрещено, дозволено.
3. Некто не может быть судьей в собственном деле.
4. Нельзя осуждать дважды за одно правонарушение.
5. В споре должны быть выслушаны обе стороны.
ФУНКЦИИ:
Функции права– это способы (основные начала) юридического воздействия на общественные отношения, определяемые (обусловленные) назначением права на различных этапах его исторического развития.
Классификация:
Общесоциальные:
1. Экономическая.
2. Политическая.
3. Социальная .
4. Культурная.
5. Воспитательная.
Специальные (собственно) – юридические:
1. Регулятивная: А) регулятивно-статическая – воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в различных НПА.
Б) регулятивно-динамическая воздействие права на общество путем определения и обеспечения право- и дееспособности субъектов права; путем проведения реформ и т.д.
2. Охранительная (правоохранительная) – заключается в защите регулируемых правом общественных отношений.
ВИКИПЕДИЯ:
Сущность права — это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д. Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:
Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.
Платон: справедливость — это сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».
Аристотель: право — это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».
Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.
ПРАВОПОНИМАНИЕ— сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения (источники), связь с государством, причины происхождения, назначение и др. Вопрос о понятии права традиционно в юридической науке рассматривается в качестве основного. Это исходный, своего рода sancta sanctorum, punktum saliens). Его не обошла ни одна из существующих в истории философско-правовой мысли ведущих школ права. При этом от одной эпохи к другой понятие права менялось, приобретало одни характеристики и утрачивало иные. Поэтому, по Аристотелю право есть разумное уравновешивание противоречия, то есть компромисс, застывший, сформулированный разумом в норме — «нет равновесия — нет права». В поэмах Гомера и Гесиода право понимается как справедливость, установленная богом. Солон считал, что закон основан на силе «полиса». Пифагорейцы видели источник права в числе, цифре, как начале и сущности мира. Гераклит видел источник права в войне, по Демокриту — происхождение права представляет собой естественно необходимый процесс, чтобы обеспечить жизнь в полисе, софисты противопоставляли законы полиса и законы природы, но, считая, что власть устанавливает свои законы, справедливость выгодна сильнейшему. Для средневековых ученых право есть божественное установление, для Ж.-Ж. Руссо — общая воля (точнее, совокупная воля всех индивидов), Иеринга — защищенный (разграниченный) интерес, для Л. Петражицкого — это императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма — право есть веление, приказ государства и т.д.; с позиции сторонников естественного права — право есть мера, масштаб свободы и т.д. и т.п.
Многозначительность определений права, не утихающие по этому вопросу споры, вызвали у Иммануила Канта едкое замечание по поводу того, что «юристы все еще ищут определение права». Известный русский правовед конца XIX — начала XX в. Н. Н. Алексеев уже без иронии заметил что, «юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».
Плюрализм определений права в общем-то объясним. В его основе лежат как гносеологические причины (особенности познания права, связанные с обособлением и приданием большего значения какой-то одной группе свойств и недооценке иных), так и онтологические (многообразие форм проявления права). Право может быть выражено в виде закона, обычных норм, признанных государственной властью, правовых эмоций, представлений, привычек нормативных и индивидуальных решений и др.