Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, признаки, принципы, функции права.

ТЕМА 3: Сущность права.

Вопросы:

1. Современные подходы к правопониманию и сущности права.

2. Понятие, признаки, принципы, функции права.

 

Современные подходы к правопониманию и сущности права.

 

Правопонимание (что такое право) – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающая в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Структура правопонимания: - познание права

- его восприятие (оценка)

- отношение к нему, как к целостному явлению

 

Сущность права – главное, основное его содержание, выраженное во внешнем проявлении.

 

Основные концепции понимания права:

 

I.1.Естественно-правовая.

2. Нормативистская.

3. Историческая.

4. Психологическая.

5. Марксистская.

II.1. Ценностный подход (главный элемент – нравственное начало; юридические нормы лишь должны отражать это начало).

2. Нормативный подход ( право – это исключительно те нормы, которые создаются и санкционируются государством).

3. Социологический подход -- подчеркивается прямая зависимость права от меняющегося общества, связь норм общества с тем или иным (экономическим, историческим и др.) состоянием общества.

Подходы к изучению сущности права:

1.Классовый. 2. Религиозный.

Общесоциальный. Национальный.

Расовый и т.д.

 

Классификация исторических типов права.

При формационном подходе:

1. Рабовладельческий.

2. Феодальный.

3. Буржуазный.

4. Социалистический.

При цивилизационном подходе:

1. Древних государств.

2. Средневековых государств.

3. Современных государств.

Основан на конкретно-географическом, национально-историческом, религиозном, специально-юридическом и других признаках:

1. Отдельного государства.

2. Совокупности государств: а) романо-германская система

б) англо-саксонская

в) мусульманская и др.

Понятие, признаки, принципы, функции права.

ПОНЯТИЕ:

В юридическом смысле выделяют:

 

Объективное право – система общеобязательных правил поведения (норм), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

- система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых либо санкционируемых государством, а также принимаемых путем референдума, регулирующих общественные отношения, выражающие волю определенных классов (социальных групп).

 

Субъективное право – мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы лица.

 

Понятие «право» может выступать и в других смыслах:

1. Как наука.

2. В неюридическом смысле (мораль…)

3. «Право» -- как совокупность всех правил поведения во всех странах и т.д.

 

ПРИЗНАКИ:

Признаки – это важнейшие свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений (в отличие от морали…).

 

1. Нормативность – носят обобщенный, неперсонифицированный характер, т.е.:

-применимы не к конкретной ситуации, а к разным общественным отношениям;

- адресуются не к конкретному лицу, а к обществу в целом.

2. Общеобязательность – подлежат выполнению всеми субъектами права, вне зависимости от

их желания ( в том числе и государством).

3.Связь с государством – право выражает государственную волю, оно санкционирует, устанавливает и обеспечивает его соблюдение с помощью специальных органов.

4. Формальная определенность. Нормы права существуют в определенной, официально выраженной форме. Основная форма существования права – нормативный акт.

5. Системность. Право – это систематическая совокупность норм. Система – это взаимосвязанность, проявление свойств частей только в совокупности с другими статьями.

6. Динамизм. Нормы права постоянно находятся в движении и развитии, по мере развития общества меняется их содержание.

 

ПРИНЦИПЫ:

Принципы – это основные идеи, характеризующие сущность права, его содержание и назначение в обществе.

- это наиболее общие нормы, которые действуют во всех сферах правового регулирования и распространяются на всех субъектов.

Они либо прямо сформулированы в НПА, либо выводятся из его смысла.

 

Классификация принципов:

Общеправовые:

1. Гуманизм – должно быть гарантировано уважение к каждой личности, ее чести и достоинству, правам и свободам.

2. Демократизм – единственным источником государственной власти является народ.

3. Социальная справедливость – государство должно обеспечивать интересы всех слоев общества. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и оплата, преступление и наказание, нанесение вреда и его возмещение. Если закон справедлив, значит он отражает эту соразмерность.

4. Равноправие, равенство всех перед законом независимо от пола, расы…

5. Законность – строгая иерархия НПА, верховенство права, конституции принадлежит высшая юридическая сила, законы и другие НПА не должны противоречить К.

6. Единство прав и обязанностей – права предполагают обязанности.

 

Отраслевые . Действуют в рамках одной отрасли. Например,

1. Принцип индивидуализации наказания в уголовном праве.

2. Равенство супругов в семейном праве.

 

Межотраслевые – действуют в рамках нескольких отраслей. Например,

1. Принцип состязательности в уголовном и гражданском процессах.

 

От принципов следует отличать правовые аксиомы.

 

Правовая аксиома – юридически значимое положение, принимаемое без доказательств в силу истинности и практической целесообразности. Они имеют нормативное значение, т.е. закреплены в НПА.

Примеры аксиом (сформировались исторически):

1. Закон обратной силы не имеет.

2. Все, сто не запрещено, дозволено.

3. Некто не может быть судьей в собственном деле.

4. Нельзя осуждать дважды за одно правонарушение.

5. В споре должны быть выслушаны обе стороны.

 

ФУНКЦИИ:

Функции права– это способы (основные начала) юридического воздействия на общественные отношения, определяемые (обусловленные) назначением права на различных этапах его исторического развития.

 

Классификация:

Общесоциальные:

1. Экономическая.

2. Политическая.

3. Социальная .

4. Культурная.

5. Воспитательная.

 

Специальные (собственно) – юридические:

1. Регулятивная: А) регулятивно-статическая – воздействие права на общественные отношения путем их закрепления в различных НПА.

Б) регулятивно-динамическая воздействие права на общество путем определения и обеспечения право- и дееспособности субъектов права; путем проведения реформ и т.д.

2. Охранительная (правоохранительная) – заключается в защите регулируемых правом общественных отношений.

 

ВИКИПЕДИЯ:

Сущность права — это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей, определяющих природу права. Поскольку право представляет собой сложное многогранное социальное явление, оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. История правовой мысли представлена достаточно широким диапазоном взглядов о сущности права и определении его понятия. Существующие в юридической науке подходы являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно вариантом их разрешения. Право в своей содержательной многосторонности может выражаться в различных идейных основаниях, например, как воля господствующего класса, как защищенный интерес, как справедливость, как мера свободы и т. д. Основоположники философии выдающиеся античные мыслители сущность права усматривали в общесоциальной справедливости:

Сократ: справедливость драгоценнее всякого золота — это равенство для всех и добровольное подчинение всех закону; законное и справедливое — одно и то же. Право — есть справедливость, выраженная в реализации разумно взвешенных интересов всех членов общества.

Платон: справедливость — это сочетание трех добродетелей — мудрости, мужества, умеренности; она заключается в том, что никто не должен вмешиваться в дела других, захватывать чужое, лишаться своего. «… Неправильны те законы, что установлены не ради общего блага всего государства в целом … где законы установлены в интересах нескольких человек».

Аристотель: право — это политическая справедливость, справедливый порядок, установленный в государстве, в обществе. «Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общежития».

Сущность права - это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли. Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т.д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

__________________________________________________________________________________________

 

ПРАВОПОНИМАНИЕ— сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения (источники), связь с государством, причины происхождения, назначение и др. Вопрос о понятии права традиционно в юридической науке рассматривается в качестве основного. Это исходный, своего рода sancta sanctorum, punktum saliens). Его не обошла ни одна из существующих в истории философско-правовой мысли ведущих школ права. При этом от одной эпохи к другой понятие права менялось, приобретало одни характеристики и утрачивало иные. Поэтому, по Аристотелю право есть разумное уравновешивание противоречия, то есть компромисс, застывший, сформулированный разумом в норме — «нет равновесия — нет права». В поэмах Гомера и Гесиода право понимается как справедливость, установленная богом. Солон считал, что закон основан на силе «полиса». Пифагорейцы видели источник права в числе, цифре, как начале и сущности мира. Гераклит видел источник права в войне, по Демокриту — происхождение права представляет собой естественно необходимый процесс, чтобы обеспечить жизнь в полисе, софисты противопоставляли законы полиса и законы природы, но, считая, что власть устанавливает свои законы, справедливость выгодна сильнейшему. Для средневековых ученых право есть божественное установление, для Ж.-Ж. Руссо — общая воля (точнее, совокупная воля всех индивидов), Иеринга — защищенный (разграниченный) интерес, для Л. Петражицкого — это императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма — право есть веление, приказ государства и т.д.; с позиции сторонников естественного права — право есть мера, масштаб свободы и т.д. и т.п.

 

Многозначительность определений права, не утихающие по этому вопросу споры, вызвали у Иммануила Канта едкое замечание по поводу того, что «юристы все еще ищут определение права». Известный русский правовед конца XIX — начала XX в. Н. Н. Алексеев уже без иронии заметил что, «юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».

 

Плюрализм определений права в общем-то объясним. В его основе лежат как гносеологические причины (особенности познания права, связанные с обособлением и приданием большего значения какой-то одной группе свойств и недооценке иных), так и онтологические (многообразие форм проявления права). Право может быть выражено в виде закона, обычных норм, признанных государственной властью, правовых эмоций, представлений, привычек нормативных и индивидуальных решений и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.