Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Действие нормативно-правовых актов



 

Действие нормативно-правовых актов (а соответственно и содержащихся в них норм права) во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определен, то он вступает в силу по истечении определенного срока после своего опубликования. В Российской Федерации:

законы РФ вступают в силу через 10 дней после их опубликования;

законы о поправках к Конституции РФ - со дня их опубликования;

нормативные акты Президента РФ - по истечении 7 дней после их опубликования;

акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций - через 7 дней после их опубликования;

иные акты Правительства - со дня их подписания;

нормативные акты федеральных органов исполнительной власти - через 10 дней после их опубликования.

Акты, не подлежащие опубликованию и рассылаемые на места, вступают в силу с момента их получения адресатом.

Действие нормативно-правовых актов прекращается:

1) по истечении срока действия акта (самоотмена);

2) в случае указания государственного органа об отмене акта (прямая отмена);

3) в случае принятия нового акта по тем же вопросам тем же или вышестоящим государственным органом (косвенная отмена).

Утрата юридической силы нормативно-правовым актом может быть временной. Временная утрата имеет место в случае приостановления действия нормативно-правового акта на некоторый срок. После истечении этого срока нормативно-правовой акт снова начинает действовать.

В отдельных случаях может иметь место так называемое переживание закона, которое представляет собой применение отмененного, уже не действующего нормативно-правового акта к тем правоотношениям, которые возникли еще в период его действия. И, наоборот, иногда вновь принятый нормативно-правовой акт распространяет свое действие на правоотношения, которые возникли до вступления его в юридическую силу. В таких случаях говорят об обратной силе закона. По общему правилу большинство законов обратной силы не имеет. Исключение составляют уголовные законы: они могут иметь обратную силу, если устраняют наказуемость деяния или смягчают наказание.

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, а также территории посольств за рубежом, военные корабли и невоенные суда в открытом море и другие объекты, принадлежащие государству и находящиеся под его суверенитетом. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определенной части страны и в отдельных случаях за пределами государства. Как правило, действие нормативно-правовых актов охватывает ту территорию, которая подведомственна государственному органу, издавшему нормативно-правовой акт.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве означает, что они распространяются на всех субъектов, находящихся на соответствующей территории. Однако из этого правила существуют исключения. Ряд законов распространяется только на граждан государства, они не действуют в отношении лиц без гражданства и иностранцев. Иностранные граждане и лица без гражданства, наделенные дипломатическим иммунитетом, не несут уголовной и административной ответственности. Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называетсяэкстерриториальностью. Ряд нормативно-правовых актов, имеющих юридическую силу на всей территории государства, действуют только в отношении определенного круга лиц (военнослужащих, пенсионеров, депутатов и т. д.).

 

Пробелы в праве

 

Иногда в процессе выбора и анализа правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, в законодательстве обнаруживается пробел. Пробелом называют отсутствие правовой нормы, регулирующей определенные общественные отношения. Пробелы бывают действительными и мнимыми. Действительный пробел имеет место при отсутствии юридической нормы, регулирующей такие общественные отношения, которые по своему характеру являются правовыми. Когда же речь идет об отсутствии правовой нормы, регулирующей общественные отношения, по своему характеру не являющиеся правовыми, то говорят о мнимом пробеле. Действительные пробелы подлежат устранению, мнимые пробелы в этом не нуждаются.

По причинам возникновения пробелы бывают первоначальными и последующими.Первоначальные пробелы могут возникнуть в силу целого ряда причин: недостатков юридической техники, недосмотра законодателя и т.п. Возникновение последующих пробелов обуславливается появлением новых общественных отношений.

Существуют два пути устранения пробелов в законодательстве. Первым путем является совершенствование законодательства в процессе правотворческой деятельности. Второй путь - восполнение пробела в процессе применения права, когда правоприменительный орган, обнаружив пробел, принимает решение по аналогии закона или по аналогии права.

Аналогией закона называется принятие решения по конкретному делу на основе правовой нормы, регулирующей сходный случай. Применение аналогии закона возможно в том случае, когда:

а) отсутствует правовая норма, необходимая для принятия решения по рассматриваемому делу;

б) отсутствует обычай делового оборота, регулирующий данное общественное отношение;

в) отношение не урегулировано соглашением сторон;

г)в законодательстве имеется норма, регулирующая сходные отношения.

На основе этой нормы и выносится решение по делу.

Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права. Аналогия права - это принятие решения по делу на основе общих принципов права.

Принципами права называются основополагающие идеи, которые тем или иным образом зафиксированы в праве и характеризуют его содержание. Различают принципы права в целом и принципы отдельных отраслей. К общеправовым относятся: принцип равенства всех перед законом, принцип верховенства закона над другими нормативно-правовыми актами, принцип примата (первенства) международного права над внутригосударственным, принцип юридической ответственности за вину, принцип справедливости, принцип демократизма, принцип гуманизма, принцип законности и др. Все общие принципы права обуславливаются характером общественных отношений и тесно связаны между собой. Принципы отдельных отраслей, как правило, закрепляются в кодифицированных нормативно-правовых актах и характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права.

 

Юридические коллизии

 

Противоположностью пробелу является ситуация, когда в процессе применения права обнаруживается не одна, а несколько юридических норм, причем противоречащих друг другу. В таких случаях говорят о коллизии законов. Коллизией законов называется расхождение (или столкновение) содержания двух или более действующих нормативно-правовых актов, изданных по одному и тому же вопросу.

Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативно-правового акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Выбор применяемой нормы осуществляется в соответствии со следующими правилами.

1. Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же правотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. (Подобное расхождение возможно из-за того, что принятие нового нормативно-правового акта не всегда сопровождается одновременной отменой акта устаревшего, ранее регулировавшего данные общественные отношения).

2. Если имеется расхождение между общим и специальным нормативно-правовыми актами, то преимущество отдается специальному акту, если только он прямо не отменен изданным позднее общим актом.

3. Если по содержанию расходятся нормы, находящиеся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом.

4. Если по содержанию расходятся нормы федерального и регионального законодательства, приоритет отдается федеральному нормативно-правовому акту.

 

Акт применения права

 

Последней стадией правоприменительного процесса является вынесение решения по делу. На этой стадии происходит издание компетентным органом правоприменительного акта.

Акт применения права - это официальный документ компетентного государственного органа, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

Акты применения права издаются в установленной законом форме и имеют следующие обязательные реквизиты:

а) дату и место издания;

б) наименование органа, издавшего акт;

в) конкретного адресата акта;

г) подпись ответственного лица.

Структура основного содержания правоприменительного акта имеет три части: описательную, мотивировочную и резолютивную. В описательной части излагаются фактические обстоятельства дела. В мотивировочной части дается обоснование принятого решения. Резолютивная часть содержит само решение.

В зависимости от характера регулирующего действия различают два вида правоприменительных актов: исполнительные и правоохранительные. Первые определяют персональные права и юридические обязанности конкретных лиц, вторые - меру ответственности правонарушителей по гражданским, административным и уголовным делам.

В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, правоприменительные акты делятся на следующие виды:

а) акты представительных органов государственной власти;

б) акты исполнительных органов государственной власти;

в) акты правоохранительных органов (прокуратуры, судов и др.);

г) акты органов государственного контроля (налоговых, таможенных и др.).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.