Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Специфика возмещения вреда, причиненного в результате оказания некачественной медицинской помощи (услуги).



Исходя из положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ), в соответствии с которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями конкретного обязательства и требованиями закона, каждый пациент, выступающий в качестве потребителя медицинских услуг, имеет право на получение услуг надлежащего качества и получение надлежащей медицинской помощи в целом.

В связи с тем, что четкого понятия ненадлежащего оказания медицинской помощи в законодательстве нет, вывести его юридические характеристики достаточно сложно.

В Толковом словаре Ефремовой содержится следующее значение слова «ненадлежащий»: не такой, какой следует, нужен. Исходя из этого, ненадлежащая медицинская помощь – это медицинская помощь, которая не соответствует требуемой, нужной, неподобающая медицинская помощь.

В понятие медицинской помощи в данной статье вкладывается то же значение, которое вложено в него Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Закон № 323-ФЗ), согласно которому медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

На территории Российской Федерации медицинская помощь может оказываться как бесплатно (в рамках действующих программ государственных и территориальных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи), так и платно (по желанию физического лица). Платные медицинские услугиоказываются пациентам за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

К отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (Закон о защите прав потребителей) и положения постановления Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Кроме того, нормы Закона о защите прав потребителей применяются к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования (пункт 9 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17).

Любой пациент, пользующийся медицинскими услугами, имеет целый ряд прав, закрепленных в нормативных правовых актах, регулирующих сферу их предоставления: в Законе о защите прав потребителей, Законе № 323-ФЗ, Постановлении Правительства РФ № 1006. Перечислим лишь некоторые из них:право на безопасность медицинских услуг

, право на качество медицинских услуг, на информацию, на отсутствие недостатков оказываемых услуг и другие.

В следующих разделах настоящей статьи приводятся примерыответственности

при нарушении некоторых из вышеперечисленных прав.

Указанными выше законами установлена ответственность лиц, предоставляющих медицинские услуги, за нарушение прав граждан-потребителей медицинских услуг. В частности, статьей 98 Закона № 323-ФЗ установлено, что вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Также Закон о защите прав потребителей предоставляет пациенту большое количество прав-требований за нарушение его прав.

Вместе с тем, основным (базовым) нормативным актом при защите прав пациента является Гражданский кодекс РФ (в частности, глава 59 «Обязательства вследствие причинения вреда»).

Как уже было указано выше, на правоотношения в сфере оказания медицинских услуг распространяет свое действие в том числе Закон о защите прав потребителей.

Так, в соответствии со статьей 28 Закона о защите прав потребителей, если клиника нарушила сроки оказания медицинской услуги - сроки начала и (или) окончания оказания услуги и (или) промежуточные сроки оказания услуги или во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
  • отказаться от исполнения договора об оказании платных услуг;
  • потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

Кроме того, согласно статье 29 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
  • полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Согласно статье 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни и здоровью пациента вследствие нарушений при оказании платных медицинских услуг, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению изготовителем услуги – медицинской организацией, с которой был заключен договор. Таким образом, в случае причинения вреда здоровью пациента его возмещение будет производиться в соответствии с гражданским законодательством.

Правовым основанием гражданско-правовой ответственности за причинение вреда при ненадлежащем оказании медицинской помощи являются нормы главы 59 ГК РФ. Согласно статье 1064 ГК РФ вред, причиненный лицу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Кроме того, статья 1068 ГК РФ предусматривает ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.