Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Д.ЦИЛИКИН. РЕЦЕНЗИЯ НА СПЕКТАКЛЬ «КТО БОИТСЯ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ?»// ДЕЛОВОЙ ПЕТЕРБУРГ, 31 ИЮЛЯ 2015



ПРЕССА О СПЕКТАКЛЕ

Театральный критик Дмитрий Циликин — о спектакле «Кто боится Вирджинии Вулф?», который идет вТеатреим. Комиссаржевской. Новости,Театр, Рецензия

И тут меня осенило, кого же все–таки напоминает Джордж в исполнении Александра Кудренко. Это ведь Зилов из «Утиной охоты» Александра Вампилова!
Остальные персонажи тоже несколько обрусели, что, надо сказать, пошло пьесе на пользу. «Кто боится Вирджинии Вулф?» Эдварда Олби — давно бесспорная классика, одна из главных в драматургии XX века и все такое. Но что греха таить: копни поглубже — а до дна совсем близко. Марта и Джордж 20 лет женаты, детей нет (по причине сделанного Мартой аборта в предыдущем мимолетном браке), а, как известно, если к 40 годам в доме не поселяются дети — в нем поселяются кошмары. И вот эти двое более–менее изобретательно изводят друг друга, поскольку в равной степени не могут быть ни вместе, ни врозь. Фабула: Марта — дочь ректора, Джордж преподает в этом же университете, поздним вечером, после совместно проведенной ректорской вечеринки, к ним являются юные Ник и Хани, он — свежеиспеченный преподаватель, она — с недавних пор его жена. Марта и Джордж наперебой эксгибиционистски изгаляются, втягивая в свою истеричную игру новых знакомцев. Олби, этот, воспользуюсь выражением Салтыкова–Щедрина, василиск празднословия, три длиннющих акта наматывает километры диалогов, чтобы сообщить всего лишь о том, что буржуа тоже плачут. Хотя можно сказать и — с жиру бесятся.
Венгерская режиссерша Энике Эсени пьесу подрезала, но тут хорошо бы пройтись не ножницами, а секатором. Зато выбран правильный способ произнесения текста: когда понятно, что происходит между героями, слова можно пробалтывать, зажевывать — они не важны. Хотя все акценты актеры ставят точно, не пропадают ни сюжетообразующие детали, ни репризы — на премьере в зале много смеялись.
А русификация придает глубину и объем. Тот же Зилов — из нашей национальной породы искореженных людей, от Печорина до чеховских Иванова и Платонова: он «послан богом мучить себя, родных и тех, которых мучить грех». И Кудренко придает эти черты своему Джорджу: человеку может быть плохо, просто непереносимо жить — по иррациональным причинам, и от страданий, которые он причиняет (не может не причинять!) другим, ему самому едва ли не хуже…

Анна Вартанян тоже наделяет свою Марту русской манерой топить в алкоголе не просто тоску одиночества, а чувство общего трагизма мироздания. Художник Анвар Гумаров выстроил натуральную квартиру, в глубине, за прозрачной стеной, ванная — там в финале обессиленные Марта и Джордж в одном белье будут чистить зубы, на первом плане — столы, кресла, аквариум на полу (в какой–то момент Джордж, схватив жену за шею, окунет туда ее голову и будет пугающе долго держать под водой), слева бар, а посередине — видеокамера на штативе: хозяева снимают друг друга и гостей, проекция на боковые панели. Так вот, на крупных планах Вартанян видно, как в расширившихся глазах плещутся такие боль и ужас, что делается не по себе.
Иван Батарев — Ник пластично играет внутренний инфантилизм, все время вылезающий из–под напускного мачизма. Полина Воробьева, приглашенная на роль Хани из театра «Мастерская», убедительно и весьма потешно рисует лучезарную идиотку и к тому же пьянчужку. А и как тут не пить: вышла замуж за красавчика, который на самом деле женился на ее деньгах.
Как раз время и позволило играть не про них, а про себя. Раньше при постановке у нас Олби (или, например, написанной тогда же, на рубеже 1950–1960–х, мелодрамы Гибсона «Двое на качелях») важно было, что это — американцы. Публика завороженно глядела на импортные дамские туалеты, на какие–нибудь раздвижные стеклянные двери, на бар с подсветкой, где поблескивали диковинные для советского человека бутылки виски и бурбона (которые откуда–то чудом доставали реквизиторы). Все это перестало быть дополнительным, а то и главным смыслом в общении театра и зрителя. Спасибо спектаклю за такое наблюдение, доставшееся мне в качестве бонуса.

 
Мое мнение Оччень интересно. Но для меня – не очень. В конце концов мы так и не решили вопрос – был ли у них сын? Из пьесы – не понятно. Страсти бушуют. Все истошно кричат. Используют крепкие словечки. Мелькает женское белье. А повод – весьма банальные разборки либо на секс почве, либо – по службе. Вначале, я думал, что сын есть, тогда все глубоко, а без этого – интеллектуальный треп, без оправданий. Так обкакаться в душе и уделать каких-никаких ближних – никого не украшает. Тут никакая Тейлор не спасет. Похоже, что большей глубины в пьесе нет. Если здесь вообще все игра в поисках остроты – это кульбит, но послевкусие пакостное. Интересные фокусы с киновставками
В итоге Не наш спектакль. Как то все заземлено и от этого ужасно. То как говорил о таких вещах Чехов гораздо по-человечески понятнее, тоже без бога, а потому также страшно.

 

О ФИЛЬМЕ

«Кто боится Вирджинии Вулф?» (англ. Who’s Afraid of Virginia Woolf?) — камерная кинодрама 1966 года, дебютная лента режиссёраМайка Николса. Экранизация одноимённой пьесы Эдварда Олби. В главных ролях снялась супружеская (на момент съемок) пара — Ричард Бёртон и Элизабет Тейлор.

Права на экранизацию пьесы Олби, с громадным успехом поставленной на Бродвее в 1962 году, были куплены компанией Warner Bros. за500 000 долларов США. Современными киноведами картина считается классикой социальной драмы. Фильм шокировал публику, ещё непривычную к подчёркнуто реалистичному показу внутрисемейных и супружеских конфликтов, а также к ругани с экрана. Резонанс, вызванный лентой, частично привёл к отмене в 1968 году скандальногокодекса Хейса. Фильм побил рекорды кассовых сборов в 1966 году, а к1968 году собрал огромную по тем временам сумму — 40 млн долларов США. Это последний чёрно-белый фильм студии Warner Bros., таким образом к эпохе «нового Голливуда» вся киноиндустрия снимает только цветные фильмы.

Фильм получил пять премий «Оскар» и ещё восемь номинаций, в том числе за лучший фильм года. В 2013 году лента вошла в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.

Два часа ночи в Новой Англии. Джордж — подавленный профессор истории, женатый на Марте, распутнице, чей отец является ректором колледжа, где преподает Джордж. После двадцати лет брака их союз постоянно скачет от любви к ненависти. Марта любит сравнивать своего слабого супруга со своим сильным отцом (он на экране не появляется), зная, что это злит её мужа.

Накануне вечером они отправились на вечеринку факультета, где познакомились с молодыми сотрудниками Ником и Хани. Ник, преподаватель биологии, считает себя сердцеедом, а Хани, по определению Марты, серая мышка. Супружеская пара постарше (по рекомендации ректора колледжа, отца Марты) приглашает вторую зайти в их комфортабельный дом и выпить по рюмочке на прощанье. Всю ночь напролёт они выпивают, танцуют и играют в психологические «игры».

Марта, с целью вызвать ревность своего мужа, заигрывает с Ником, но Джордж, чтобы досадить ей, никоим образом не пытается этому помешать. Хани тошнит, а Ник напивается все сильнее и доверительно сообщает Джорджу, что Хани обманом (обыграла ложную беременность, скрывая аборт — личное нежелание иметь детей) женила его на себе, заявив, что беременна. Разговоры, беседы и споры приобретают всё более и более интенсивный характер.

Шокирующие откровения, душераздирающие обвинения, смутные подозрения превращают вечеринку в психологический кошмар, после которого жизнь персонажей уже не может оставаться такой, как прежде. Ночь сменяется ранним утром. Ник и Хани отправляются домой, а Джордж задаёт Марте ключевой вопрос: «Кто боится Вирджинии Вулф?», на что та отвечает: «Я, Джордж, я».

В ролях[править | править вики-текст]

· Ричард Бёртон — Джордж

· Элизабет Тейлор — Марта

· Джордж Сигал — Ник

· Сэнди Деннис — Хани

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.