1.Правовые основы бухгалтерского учёта и аудита в Российской Федерации: учебное пособие / под ред. Е.М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2011. – 232 с.
2.Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник для вузов / отв. ред. Ю. Е. Булатецкий, Н. А. Машкин. – М.: Норма, 2007. – 752 с.
3.Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (по состоянию на 2011 год)
Понятие и предмет бухгалтерского учёта
Вэкономической и юридической литературе встречается множество различных определений бухгалтерского учёта.
Легальное определение бухгалтерского учёта содержится в ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (Закон о бухгалтерском учёте), согласно которому:
бухгалтерский учёт представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций и отраженных в определенной системе счетов бухгалтерского учёта.
Из данного выше определения бухгалтерского учёта следует, что деятельность по бухгалтерскому учёту представляет собой упорядоченную процедуру, которая состоит из пяти основных этапов:
1) наблюдение объектов учета и их измерение в денежном выражении;
2) закрепление в специальной форме (форме первичных учетных документов) результатов наблюдения и измерения хозяйственных операций – юридических фактов в бухгалтерском учете;
3) обработка информации, содержащейся в первичных учетных документах – её группировка и систематизация в определенных разрезах, формирование на её основе регистров бухгалтерского учёта;
4) формирование бухгалтерской отчётности на основе сводной информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учёта;
5) передача документов внутренней и внешней бухгалтерской отчётности её пользователям.
Основными задачами бухгалтерского учёта являются:
1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчётности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;
3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.
Функцией бухгалтерского учётаявляется обеспечение имущественных интересов различных субъектов общества:
■ частных имущественных интересов организации;
■ государства (сумма налога определяется на основе бухгалтерского учёта и отчетности);
■ иных субъектов – акционеров-учредителей, кредиторов, контрагентов и др.;
■ неограниченного круга лиц – официально признанные интересы, имеющие поддержку государства и правовую защиту (Закон о бухгалтерском учёте обеспечивает реализацию публичных общественных интересов).
Необходимо указать виды измерителей, которые используются в бухгалтерском учёте.
1. Натуральный, устанавливающий физические показатели объектов учёта в соответствующих единицах массы, объёма, длины, площади. Такой учёт даёт возможность количественно и качественно охарактеризовать происходящие процессы. Однако неоднородность учитываемых объектов не позволяет получить обобщенное представление о хозяйственной деятельности организации, поэтому наряду с этим измерителем применяются и другие.
2. Денежный, дающий в денежной оценке обобщенную характеристику рассматриваемых объектов учёта. Являясь универсальным измерителем, он позволяет объединить различные затраты по производству, оценить все виды средств и фондов, которыми располагают предприятия, и т.д.
3. Трудовой, измеряющий трудовые затраты в единицах рабочего времени (нормо-часы). С его помощью определяются нормы выработки и нагрузки на одного работающего. В сочетании с денежным и натуральным трудовой измеритель позволяет начислить заработную плату рабочих и служащих, определить производительность труда и т.д.
Предметомбухгалтерского учёта в широком смыслеявляется вся хозяйственная деятельность организаций,для осуществления которой необходимо располагать определенными средствами (активами).
В узком смыслев предмет как цельную совокупность входят следующие элементы или объекты:
■ активы организации (имущество);
■ пассивы организации (источники собственные и привлеченные, за счёт которых формируется имущество);
■ хозяйственные операции, которые приводят к изменению активов и пассивов организации.
Таким образом, предмет бухгалтерского учёта можно представить как совокупность трёх взаимозависимых объектов. Объекты бухгалтерского учёта, согласно п. 2 ст. 1 Закона о бухгалтерском учёте, – это «имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности».
Имущество (активы)организаций по составу и функциональной роли (характеру использования в хозяйственной деятельности) подразделяются на две группы (разделы): внеоборотные активы и оборотные активы.
Внеоборотные активыиспользуются в хозяйственной деятельности длительное время (более одного года), сохраняя при этом способность приносить выгоду. Это здания, сооружения, машины, оборудование, нематериальные активы и т.д. К внеоборотным активам относятся такие статьи, как основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы.
Оборотные активыполностью потребляются в течение одного производственного цикла, их стоимость полностью включается в себестоимость продукции, они меняют первоначальную форму. В связи с этим организации постоянно возобновляют процесс их приобретения.
В состав оборотных активов входят:
1.производственные запасы (сырье, материалы и другие аналогичные ценности);
2.затраты на производство (основное производство, полуфабрикаты собственного производства, вспомогательные производства, общепроизводственные расходы, брак в производстве, обслуживающие производства и хозяйства);
3.готовая продукция и товары (выпуск продукции, товары, торговая наценка, готовая продукция, расходы на продажу, товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам);
4.денежные средства (касса, расчетные счета, валютные счета, специальные счета в банках, переводы в пути, финансовые вложения, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги).
Обязательства(пассивы) организаций являются источниками формирования активов.
Обязательства как источники активов можно разделить на собственные и заёмные.
Собственные: капитал и резервы (уставной, добавочный, резервный капитал).
Заёмные: долгосрочные и краткосрочные обязательства (например, кредиты банков), обязательства по распределению (расчёты с персоналом по оплате труда, расчеты с бюджетом и др.).
Более конкретно вышеуказанные объекты бухгалтерского учёта сгруппированы в Плане счетов бухгалтерского учёта.
Хозяйственная операция– это движение средств организации, сопровождающееся сменой их форм. Основная задача бухгалтерского учёта заключается в отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта.