7 - передача технической документации по реализованному изобретению;
8 - осуществление расчетов за закупленное изобретение
В международной торговле существует три вида лицензионных соглашений:
• о простой лицензии, которое дает возможность лицензиару продавать аналогичные лицензии другим лицензиатам, самостоятельно производить и сбывать продукцию на любом рынке;
• об исключительной лицензии, когда лицензиат получает монопольное право на ее использование, включая перепродажу другим организациям в пределах определенной территории. Лицензиар при этом не имеет права продавать аналогичную лицензию на упомянутой территории другим лицам, а также производить и продавать на этой территории свою продукцию, которая является предметом исключительной лицензии;
• о полной лицензии, что означает продажу патента, в результате чего лицензиар навсегда лишается права на свое изобретение.
Оплата по лицензионным соглашениям производится посредством ежегодных отчислений лицензиата в пользу лицензиара (называемых роялти) в течение периода действия соглашения или посредством единовременного платежа (называемого паушальным) с возможной разбивкой его на авансовый платеж и последующие платежи; наконец возможна оплата, сочетающая единовременный платеж (называемый в данном случае первоначальным) с оплатой оставшейся части цены путем роялти.
Роялти могут начисляться к следующим показателям: к дополнительной прибыли лицензиата; к его общей прибыли; к стоимости произведенной или реализованной продукции; к физическому объему произведенной или реализованной продукции; к мощности изготовленного по лицензии оборудования, объему потребляемого сырья, стоимости переработки продукции и т.д.
Специально заключаемые лицензионные сделки при торговле технической информацией могут быть реализованы как в рамках самостоятельного договора, так и в качестве элемента комплексной сделки, предусматривающей одновременно продажу патентной лицензии и/или машинотехнической продукции, и/или осуществления хозяйственных работ (строительство объекта «под ключ», инжиниринговые услуги, кооперативные работы и т.д.).
К новым видам операций в области лицензионной торговли относятся:
• комбинирование купли-продажи лицензий с лизингом соответствующего оборудования;
• комплексные сделки по продаже лицензии, оборудования, сырья материалов, запасных частей и т.д.;
• "пакетные" лицензии, при которых продаются несколько лицензионных объектов, увязанных в единую технологическую или производственную систему, носящую межотраслевой характер;
• "перекрестное" лицензирование, в котором партнеры взаимно предоставляют друг другу лицензии на право пользования изобретения и ноу-хау (своеобразный бартер в технологии).
Определенной спецификой в области лицензионных операций обладают сделки по передаче ноу-хау. Торговля ноу-хау может осуществляться как в рамках специально заключаемых сделок, так и являться элементом комплексной сделки. Договор о передаче ноу-хау предполагает обязанность экспортера предоставить техническую информацию в предусмотренной форме для использования импортером за определенное вознаграждение. Основной областью данной сделки является передача информации, а дополнительной — техническая помощь в использовании информации, поставка в ряде случаев машин и оборудования и др.
Проблемой этой сделки является четкое установление самого наличия информации типа ноу-хау в комплексной сделке. Признаком ноу-хау является неизвестность технического знания, полезность его для решения хозяйственных задач.
По контракту ноу-хау могут передаваться в следующих формах:
1. техническая документация, включая чертежи, рабочие проекты, схемы, ТЭО, статистические расчеты, формулы, рецепты и т.д.;
2. устная информация и показ;
3. изготовление образцов технических объектов.
Поскольку при продаже ноу-хау экспортер стремится сообщить минимум информации о сути ноу-хау, а импортер, напротив, хочет узнать как можно больше, то это часто приводит к срыву переговоров. Выходом из этой ситуации становится двухэтапное заключение сделки по продаже ноу-хау. На первом этапе стороны заключают опционное соглашение, по которому экспортер передает своему потенциальному покупателю информацию, достаточную для оценки выгодности приобретения ноу-хау, в обмен на уплату опциона (обычно 10% стоимости будущей лицензии). В дальнейшем, если стороны заключают договор по продаже ноу-хау, стоимость опциона засчитывается как первый платеж по сделке, а если покупатель отказывается от покупки ноу-хау, опцион остается у продавца.
Во всех контрактах чаще всего ставятся ограничительные условия реализации ноу-хау, т.е. определяются границы производственной и коммерческой форм применения информации, объемов использования территории и сроков реализации. Эти условия находят отражение в цене контракта.
Причем производственное применение означает изготовление продукции по лицензии или использование технологии, а коммерческое — ее продажу на внутреннем рынке, на части его территории или территории других государств, в так называемой экспортной зоне. Объем реализации информации определяется количественными показателями (максимально допустимыми квотами) производства и торговли продукцией, полученной на основе ноу-хау. Договорный срок на передачу ноу-хау составляет от 5 до 10, а иногда и более лет.
Специфической особенностью контракта на передачу ноу-хау является условие о конфиденциальности использования импортером технической информации, рассматриваемой как производственная или коммерческая тайна. Такое условие вводится иногда и для экспортера во избежание обесценения объекта.
Другую группу внешнеторговых сделок по купле-продаже результатов творческой деятельности образуют сделки по возмездному обмену результатами научно-исследовательских работ в области науки, промышленного производства, медицины и т.д. Содержанием указанных сделок является выполнение совместных и заказных научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, исполнение заказов на подготовку научно-технической документации, научного оборудования и опытных образцов изделий и материалов, проведение научно-технических экспертиз, консультаций и т.д.
Особое место в торговле технологическими достижениями занимает франчайзинг (коммерческая концессия) – сложная программа лицензирования товарного знака или фирменного наименования, практика передачи фирме-франчайзи права использования созданных фирмой франчайзером особых приемов и методов ведения бизнеса под товарным знаком франчайзера. Это могут быть методы управления, планирования финансов, особенности производства товаров или услуг, подготовки персонала, приемы рекламирования товаров или услуг и другие элементы деловых отношений фирмы-франчайзера. Отмечается, что в зависимости от вида бизнеса лицензионное соглашение такого типа может требовать от фирмы-франчайзи использования всех элементов корпоративного имиджа франчайзера, включая особую форму одежды персонала, внешний и внутренний дизайн здания предприятия, стандарт качества товаров и услуг. При этом соглашение дает право франчайзи пользоваться всей интеллектуальной собственностью франчайзера, в том числе инструкциями, руководствами для персонала, деловыми советами, "ноу-хау", товарными знаками и другими материалами, относящимися к методам управления делами фирмы.
Обычно выделяют три типа франшизы: производственную, торговую (товарную) и лицензионную (деловую).
Производственная франшиза предполагает поставку франчайзером своим франчайзи основных элементов или комплектующих, необходимых для изготовления продукции, реализуемой затем под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Для того чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет необходимую технологию и проводит обучение франчайзи необходимым навыкам, осуществляя впоследствии контроль за соблюдением технологической дисциплины. Такая франшиза наиболее широко представлена в производстве электронной техники, в пищевой промышленности и некоторых других отраслях. Например, Соса Со1а и Pepsi продают концентраты, необходимые для производства своих широко известных безалкогольных напитков, местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам.
Торговая франшиза представляет собой такой способ организации дела, при котором франчайзи покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком. Прежде она широко применялась в США при продаже машин и бензина. В настоящее время согласно американским законам автомобильные компании и производители бензина не могут быть франчайзерами. Поэтому этот вид франшизы чаще применяется в других сферах, таких, как производство автопокрышек.
Лицензионная франшиза подразумевает, что франчайзер, который заинтересован в продвижении своего товарного знака, выдает франчайзи лицензию на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора товаров и услуг под именем франчайзера. Такая франшиза часто используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общественного питания быстрого обслуживания, продаже мороженого, в прокате автомобилей.
Достоинства франчайзинга:
• сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму более известной компании;
• возможность получения франчайзи комплексной помощи от франчайзингового центра в выборе конкурентоспособного товара, в поставке технологии, техники, обучении кадров, в разработке и совершенствовании эффективных систем управления предприятием;
• возможность получения небольшим предприятием поддержки от более сильного партнера при обращении за кредитом в банк или временных затруднениях в расчетах с кредиторами. В этом случае франчайзер может выступить в качестве поручителя за свою дочернюю фирму;
• наличие у франчайзера и франчайзи бесплатной взаимной поддержки рекламой и оказание помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции.
Хотя франшиза и является одной из форм передачи технологии "в чистом виде", она часто предшествует другим сделкам по передаче технологии, таким, как продажа лицензий на использование патентов, "ноу-хау" или лизинг оборудования. Действительно, осуществляя на основе франшизы пробную продажу товаров или услуг, франчайзи имеет возможность при сравнительно небольших затратах определить емкость нового для себя рынка и его потребности. По итогам пробного маркетинга может быть принято решение о закупке лицензии на производство и сбыт аналогичного товара на местном или региональном рынке. Приобретение по лизингу технологического оборудования, требуемого для начала или расширения производства, может позволить решить проблему привлечения необходимых денежных средств.
Внешнеторговые сделки по торговле объектами авторского права охватывают сферу духовной жизни и конкретизируются в операциях по уступке и приобретению прав на перевод и издание научной и художественной литературы, постановку театральных спектаклей, издание нот и исполнение музыкальных произведений, совместную постановку кинофильмов, прокат и обмен кинофильмами и телепрограммами.